Путин и Олланд обсудят в Ереване нагорно-карабахское урегулирование

Визит президента России Владимира Путина и главы Франции Франсуа Олланда в Ереван на мероприятия, связанные со столетием Геноцида армян в Османской империи приобретает не только символическое значение. В первую очередь, необходимо вспомнить, что Россия и Франция являлись союзниками в годы Первой мировой войны, обе страны одинаково относятся к трагическим событиям 1915 года. Во-вторых, Москве и Парижу в ходе наметившейся двухсторонней встречи в Ереване пора «сверить часы» относительно ситуации, которая складывается на Ближнем Востоке, так что их контакты «на полях» ереванского форума являются естественными. Сразу отметим, что вопрос с поставками построенных для России вертолетоносцев типа «Мистраль», по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, «будет обсуждаться, если её поднимет французская сторона». Можно предполагать, что будет обсуждаться и украинская проблематика, если верна информация Agence France-Presse о том, что на пути в Ереван Олланд посетит Киев, где проведёт переговоры с президентом Украины Петром Порошенко. А после столицы Армении французский лидер намерен направится в Баку, о чём заявил госсекретарь Франции по европейским вопросам Арлем Дезир. Очевидно, что на переговорах с главой российского государства Олланд будет обсуждать и проблему карабахского урегулирования, ведь Москва и Париж являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ).

Эта последовательность встреч и перемещений, похоже, окончательно запутала Азербайджан. Как сообщает бакинская газета «Эхо» со ссылкой на заявление главы Центра политических инноваций и технологий Мубариза Ахмедоглу, который в свою очередь ссылается на МИД Франции, «Олланд по завершении визита в Ереван может отменить поездку в Баку», и если такое произойдет, то «будет означать, что он не намерен заниматься карабахским вопросом». Политолог дал интригующую трактовку: «Ранее Франция выступила с инициативой, но её не позволили реализовать США и Армения», а "сейчас, видимо, США сумели как-то повлиять на то, чтобы Олланд занялся только вопросом «геноцида армян». Итак, в бакинской интерпретации относительно карабахской проблемы виноваты все: США, ЕС, и Россия, причём последнюю якобы «унижают», мол, «у неё нет сил». Между тем фигуры на шахматной геополитической доске Закавказья расставлены так, что Армению стратегически прикрывает Россия, поскольку Ереван является институциональным партнёром Москвы. В то время как Азербайджан — всего лишь ситуативный «сосед». Баку может рассчитывать только на поддержку Запада по линии альтернативных Москве энергетических проектов. Но, как видим, сегодня и Запад отворачивается от Азербайджана. Как заявил местному порталу Trend американский политический аналитик, эксперт по международным отношениям Университета Маркетта (США) Питер Тейс, «Евросоюз не обращает никакого внимания на европейскую направленность Азербайджана и Турции, Брюссель и Европейская комиссия не ценят эти выдающиеся принципы внешней политики Азербайджана». Интересно, почему?

В свое время Путин и Олланд проводили саммиты с президентами Армении и Азербайджана Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, но они пока не привели к каким-либо практическим результатам. Таким образом, проблема карабахского урегулирования стала «бесхозной» с точки зрения обеспечения её на уровне высших эшелонов власти стран-сопредседателей, переговорный процесс ведет исключительно Минская группа. По некоторым данным, МГ ОБСЕ пытается организовать очередной саммит между Саргсяном и Алиевым, однако переговорная повестка остаётся неопределенной, хотя складывается ощущение, что Баку пытается развить предложенную Олландом идею о подписании большого мирного соглашения, включив туда карабахскую проблематику. С другой стороны, Азербайджан продолжает выражать недовольство работой Минской группы, пытается сместить переговорный акцент в сторону «пространства ООН», хотя за переговорную основу он принял так называемые Мадридские принципы, которые в принципе прописывают сценарий пошаговых действий урегулирования конфликта. Теперь МГ ОБСЕ подозревают в том, что она «превратилась в стражника капризов Армении», хотя «капризов» хватает со стороны самого Азербайджана. Одним словом, переговоры зашли в тупик и выход из него может быть найдет лишь с использованием новых политико-дипломатических технологий. Но если принимать на веру тезис «Эхо», что «Баку находится на финальной стадии политико-дипломатического этапа в нагорно-карабахском урегулировании», а ЕС и США могут не выявить "потенциальный ресурс для урегулирования карабахского конфликта мирным путем, тогда для Азербайджана выбор военного пути решения конфликта станет неизбежным.

Серия кровопролитных инцидентов на линии соприкосновения азербайджанских и армянских сил, использование приемов шантажа во внешней политике вкупе со сплошными дипломатическими провалами заставляют задуматься, не находится ли Баку в каком-то ином политическом измерении? Так, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, выступая на шестой встрече глав МИД стран-участниц программы «Восточное партнерство» в Люксембурге, констатировал, что «армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт продолжает оставаться прямой угрозой для Европейской политики соседства». Но ведь в мае 2014 года заместитель главы администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов заявлял: "Запад хотел, чтобы мы пошли на ассоциативное соглашение с Евросоюзом, однако оттуда был исключен вопрос о нашей территориальной целостности. Более 15 лет ЕС признавал нашу территориальную целостность, в последнее время не хочет принимать. Как теперь нам это понимать? Как получается, что главы крупных государств, в том числе президент США Барак Обама, выступили каждый по часу в связи с украинским кризисом, неоднократно потребовали соблюдения международного права, начали принимать конкретные меры. Что же касается Азербайджана, урегулирования нагорно-карабахского конфликта, ни один из них не использует хотя бы формулировку «этот вопрос должен быть решен в рамках международного права». Однако Баку сам себя окружил сплошными политическими парадоксами и геополитическими ловушками. На кого же он пытается перевести «стрелки» и кого это убедит? Риторический вопрос.