Президент Белоруссии Александр Лукашенко посетил с визитом Грузию, где провёл переговоры со своим грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили и премьер-министром Ираклием Гарибашвили, а также нанес визит вежливости к патриарху всея Грузии Илие II. Отношения между Тбилиси и Минском в последние годы развивались волнообразно. После победы «революции роз» в 2003 году и прихода к власти Михаила Саакашвили между странами не было тесных контактов на высоком уровне. В этой связи грузинские СМИ сообщали, что Лукашенко говорил с высокими тбилисскими политиками в формате тет-а-тет, вызвав немало догадок и предположений.

Появление белорусского лидера в Грузии хронологически совпало с участием президента России Владимира Путина в Ереване на мероприятиях по случаю 100-летия Геноцида армян в Османской империи. По мнению наблюдателей, это приобретает особое значение. Согласно одной из грузинских версий, Лукашенко «выполнял в Грузии посредническую миссию по поручению Путина». В этой связи вспомнили о том, что ещё в конце в 2014 года Путин заявлял, что «Россия будет рада видеть в Москве любого представителя правительства Грузии». А после поражения партии Саакашвили на парламентских выборах, президент Белоруссии выступил с инициативой пригласить Тбилиси обратно в СНГ, которая оттуда вышла после «кавказской войны» августа 2008 года, то есть, после прямого вооруженного столкновения с Россией. Однако грузинские дипломатические источники подчеркивали, что «Минск не предлагал Тбилиси никаких посреднических услуг», а «диалог с Москвой нуждается в тщательной подготовке».

Если оценивать ситуацию с формальных позиций, то Белоруссия и Грузия объявили о переходе на новый этап отношений в ряде сфер, свидетельством чего стало подписание более десяти соглашений о сотрудничестве между правительствами двух стран в разных сферах. Как намекнул ректор Дипломатической академии Грузии Сосо Цинцадзе, Грузия в своей политике на постсоветском пространстве должна придерживаться «геополитической табели о рангах», а Белоруссию использовать как одну из возможностей «для более объёмного возврата Грузии на российский рынок», учитывая, что «Россия ужесточила пограничный режим с Молдовой». Но на поверку все может быть не так просто, как это кажется на первый взгляд. Минск уже давно придерживается собственных интересов на постсоветском пространстве. Это просматривается в отношении проекта «Восточное партнерство», Украины, Грузии и Азербайджана. При этом Белоруссия не портит отношения и с Ереваном как государством-партнёром по ОДКБ и Евразийскому экономическому союзу. Риторика минских властей в адрес политики Москвы на постсоветском пространстве не всегда сводится Белоруссией к так называемым «союзным установкам», что даёт пищу для экспертов заявлять о выстраивании Лукашенко своей «собственной политики», хотя для этого у него нет необходимых политико-дипломатических и иных ресурсов. А если они и имеются, то, предполагает польская газета Rzeczpospolita, смысл их может заключаться только в «варшавских сигналах Минску активизироваться по ходу развития кризиса на Украине на закавказском направлении».

Отсюда логично сделать вывод о том, что если Белоруссия действительно желает в данной ситуации улучшить отношения с Грузией, то это может по-разному сказаться на готовящемся диалоге Тбилиси-Москва. Неслучайно недавно бывший министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе заявил, что «Тбилиси нельзя входить в переговоры с Россией без серьезных консультаций с союзниками, твердо определенного мандата делегации Грузии, четко намеченных целей, транспарентности и без объективных посредников или наблюдателей». Возможно, Лукашенко претендует на роль такого «посредника и наблюдателя». Во всяком случае он в ходе визита выразил благодарность «бывшему президенту, (Саакашвили — ред.) и нынешнему за поддержку Белоруссии на Западе», а также дал понять, что его страна не намерена признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Но тут он явно опоздал. Во-первых, из заявлений грузинского руководства следует, что оно не готово рассматривать белорусского лидера в качестве посредника между Грузией и Россией. Дело в том, что ещё в конце 2014 года Саакашвили приписывал себе чуть ли не инициативу визита Лукашенко на Украину, а затем обвинял Москву в подготовке в Грузии «украинского сценария».

Во-вторых, как пишет старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Томас де Ваал в National Interest, на Западе начинает формироваться мнение, что «следует отходить от позиции прежнего правительства во главе с Единым национальным движением Саакашвили», которое «представляло абхазский и южноосетинский конфликты только в виде чисто грузино-российского спора, принижая местные причины их возникновения в конце 1980-х — начала 1990-х годов, а также роль грузинского национализма в их разжигании». Такая диагностика открывает перед Тбилиси иные перспективы для налаживания диалога с Сухумом и Цхинвалом. По мнению де Ваала, который ссылается на точку зрения некоторых грузинских политиков, «нужно менять обстановку на игровом поле»: восстановить разрушенную железную дорогу, которая шла по берегу Черного моря, соединяя Сочи, Абхазию, Западную Грузию и Армению. Кстати, Тбилиси уже выдвигало такую идею, которая натолкнулась на сопротивление со стороны Азербайджана и грузинской оппозиции.

В-третьих, как сообщает балтийский сайт Delfi.lt, в Вильнюсе представители девяти стран — Литвы, Белоруссии, Украины, Болгарии, Молдавии, Грузии, Румынии, Турции и Финляндии начали переговоры о расширении кантэйнэрнага поезда «Викинг», соединяющего Балтийское и Черное моря. По мнению международного обозревателя Романа Яковлевского, «зная всю сложность отношений Москвы и Тбилиси, трудно представить себе грузинский транзит через Россию, а маршрут „Викинг“ через Белоруссию выглядит вполне реально», поскольку он затрагивает транзит ресурсов из нефтяного региона Ближнего Востока, где не раз бывал министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. «И здесь, учитывая личные дружеские отношения Алиева и Лукашенко, — уточняет Яковлевский, — вырисовываются интересные перспективы, ведь „Викинг“ во многом держится на желании ряда стран добиться снижения своей энергозависимости от Москвы».

Быть посредником — дело почётное, полезное и выгодное. Однако здесь часто бывает много званных, но мало избранных. Станет ли Лукашенко новым поводырём для республик Закавказья? Посмотрим.

Восточная редакция ИА REGNUM