Чем дальше, тем меньше остается шансов, что многолетние игроки варшавского политического салона смогут влить молодое вино в новые мехи Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына выступил перед депутатами Сейма Польши, кабинетом министров, президентом и дипломатическим корпусом с ежегодным посланием о приоритетах внешней политики страны. Это второе его выступление. Первое состоялось в ноябре прошлого года, когда Схетына только получил предложение возглавить МИД. Тогда он свою речь начал с констатации факта мировой нестабильности и кризисов в сфере экономики, политики и обороны, что затрудняет работу дипломатии. При этом экономика заняла основательное место в речи министра. Он озвучил проект развития страны после 2020 года, основной идеей которого является активизация экономического сотрудничества с зарубежными странами. Напомним, по итогам выступления Схетыны ИА REGNUM прогнозировал, что глава МИД может оставить международную повестку за президентом Польши Брониславом Коморовским, но одновременно будет посылать некие «импульсы» в адрес заграничных стран, например, Москвы, с которой «польско-российские отношения могли бы быть хорошими», однако рассчитывать на какие-либо реальные и конкретные шаги польской дипломатии до конца 2015 года, пожалуй, преждевременно, если только эти новые подходы не озвучит президент.

Комментируя выступление Схетыны в этом году, ведущая польская газета Rzeczpospolita отметила, что он начал и посвятил много времени вопросам безопасности, на которых строится нынешняя избирательная кампания Коморовского, надеющегося переизбраться в мае на пост главы государства. По словам собеседника издания, говоря об окружении Европы «огромным поясом нестабильности, примыкающим на юге к Ливии, Ираку и Сирии, а на востоке к Украине, министр повторял предвыборные тезисы президента». Тем не менее, Коморовский не был полностью удовлетворен докладом. «Я хотел бы предложить сделать больший упор на вопросах безопасности и всему польскому восточному флангу, — заявил президент, также воспользовавшись возможностью напомнить лозунги своей предвыборной кампании. — Вы видите, что в области внешней политики есть консенсус, это напрямую влияет на безопасность Польши». Возможно, недовольство Коморовского вызвало то, что министр «недостаточно» хвалил закупки американских систем ПВО и французских вертолетов, на которые Варшава выделила несколько миллиардов долларов. Правда, оппозиционные депутаты Сейма уже успели поставить вопрос о «вертолетном контракте», намекая, что пролоббировал его бывший премьер Дональд Туск, который таким образом расплатился с Парижем за поддержку его кандидатуры на пост председателя Европейского совета. Как знать, не появятся ли подобные вопросы к Коморовскому в свете покупки американских зенитных комплексов Patriot. Не исключено, что поэтому в своей речи Схетына отметил также политический аспект строительства бесконфликтной архитектуры безопасности в Европе, назвав ее элементами Польшу, ОБСЕ и принципы Хельсинского заключительного акта 1975 года.

А далее министр иностранных дел сделал интересный ход. Он составил несколько наборов из стран, важных для безопасности и сотрудничества для Европейского союза. «Мы должны сегодня иметь мужество, чтобы представить себе синий флаг Евросоюза, который бы развевался на берегу Днепра, Западных Балкан и Босфора», — подчеркнул Схетына. Второй набор — Турция, Украина, Молдавия и Грузия. Третий, в рамках «Восточного партнерства» — Украина, Молдавия и Грузия, а также, в случае выдвижения «новых инициатив» Армения, Азербайджан и Белоруссия. Еще раз отдельно Грузия прозвучала, когда глава МИД Польши упомянул о недавней поездке в Тбилиси, где вместе с министром иностранных дел Грузии Тамарой Беручашвили подписал меморандум о создании нового формата сотрудничества — «Тбилисской конференции», что, как писал грузинский портал «Тбилисская неделя», подразумевает «повышение роли Польши в реализации европейских и евроатлантических устремлений Грузии, а также обмен экспертными знаниями и опытом в этом направлении». При этом в отношении Восточной Европы и Закавказья Схетына задался вопросом: действительно ли она была образцом стабильности и предсказуемости? И сам ответил: «В течение десятилетия состоялись две революции на Украине, социальные протесты в Грузии и Молдавии привели к тому, что правительства были вынуждены уйти в отставку». Со своей стороны заметим, что падения всех указанных с разной степенью прозападности правительств объединяло одно — их крах происходил после интенсификации ухода на сторону далече в Европу и подальше от России.

Отсюда раздел в докладе министра иностранных дел Польши, посвященный Москве. Если вычленить привычные пропагандистские клише, то Схетына обозначил готовность вести разговор в рамках Польско-Российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и дал отповедь желающим ликвидировать Местное приграничное передвижение с Калининградской областью. Сигналом к «разморозке» отношений, судя по всему, станет возобновление заседаний Российско-Польской группы по сложным вопросам. С этим связана определенная интрига. В начале апреля отставной польский дипломат Витольд Юраш сообщил, что Москва предложила возобновить работу группы, при этом польская сторона согласилась возобновить встречи, начиная с 9-10 апреля. Польский портал wPolityce выдвинул иную версию: идея поступила неформальным образом из Варшавы, а Москва пошла в этом вопросе навстречу польскому руководству и согласилась официально озвучить такое предложение. В результате поднятого шума сопредседатель группы с польской стороны, бывший министр иностранных дел Адам Даниэль Ротфельд заявил, что заседание откладывается на более поздний срок, поскольку сейчас не та «атмосфера». Подозрения варшавских «ястребов» в том, что МИД играет в какую-то свою игру, как можно судить, не рассеялись до сих пор. Несмотря на то, что Схетына не сказал ничего экстраординарного, директор Польского института международных дел Марчин Заборовски предостерег: «Ревизионизм России может быть угрозой нашей безопасности… Это требует внешней политики совершенно иного рода».

Режим жесткого идеологического противостояния, который варшавский политический салон в одностороннем порядке ввел в отношении Москвы, значительно суживает внешнеполитические возможности Польши. Даже на дальних рубежах, будь то Ближний Восток, Латинская Америка или Китай, она упрется в Россию. Что говорить о передовой в лице Украины, Турции и Закавказья. Однако сомнительно, что Варшава сможет до конца 2015 года что-либо предпринять, чтобы вырваться из этого заколдованного круга, куда сама себя загнала. Действия польских политиков сегодня детерминируются избирательным циклом мая-ноября, когда должны состояться выборы президента и парламента страны. И чем дальше, тем меньше остается шансов, что многолетние игроки варшавского политического салона смогут влить молодое вино в новые мехи.