Вопрос сохранения устойчивости политической системы Казахстана остается открытым

Политическая жизнь на пространстве Средней Азии представляет собой достаточно пестрый и разнообразный ландшафт. Киргизия в 2000-е годы пережила две смены власти в стране насильственным путем и стал рекордсменом региона по числу находившихся у власти президентов: резиденцию главы государства в Бишкеке занимали три постоянных и один временный президент переходного периода. В Туркменистане в середине 2000-х гг. был осуществлен успешный транзит власти от возглавлявшего страну с 1990 г. Сапармурата Ниязова к новому президенту — Гурбангулы Бердымухамедову. Политическими долгожителями оказались главы трех центральноазиатских республик — Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов занимают свои президентские посты со времен распада СССР, а Эмомали Рахмон руководит Таджикистаном с середины 1990-х гг.

В конце марта этого года состоялись очередные президентские выборы в Узбекистане, по результатам которых безоговорочным победителем был признан Ислам Каримов. Однако миссия международных наблюдателей ОБСЕ оценила результаты выборов достаточно скептически, отметив, что «средства массовой информации способствовали созданию явного преимущества у нынешнего президента», а также указав на факт того, что Конституция Узбекистана вводит ограничение в виде двух последовательных сроков президентства, которое было проигнорировано действующим главой государства. Впрочем, выборы состоялись, и политическая система Узбекистана продолжила свое функционирование в прежнем, относительно стабильном режиме.

Сегодня, 26 апреля, президентские выборы состоятся в Казахстане. Несмотря на географическую близость двух среднеазиатских государств и некоторое сходство политических процедур, выборы в Казахстане, всё же, сильно отличаются от тех, что имели место в Узбекистане.

Одно из отличий, достаточно формальное по своей сути, заключается в том, что нынешние выборы президента Казахстана являются досрочными. Несмотря на то, что полномочия действующего главы государства, Нурсултана Назарбаева, истекают лишь в апреле следующего года и никаких экстраординарных событий, которые могли бы служить поводом для досрочных выборов не произошло, в Астане было принято решение о проведении президентских выборов на год раньше запланированного срока. Предложение о проведении досрочных выборов было инициировано в середине февраля этого года делегатами Ассамблеи народа Казахстана (АНК) — ведущего консультативно-совещательного органа в области межэтнических отношений в Республике. В своем обращении члены АНК высказали мнение о том, что президенту Н. Назарбаеву необходимо дать «новый мандат общенационального доверия для успешного прохождения страны в период глобальных испытаний».

В целом, высказанная оценка ситуации соответствует действительности: вторая половина этого и следующий год могут стать для Казахстана достаточно сложным периодом. Текущее падение цен на нефть сильно ударило по доходной части бюджета государства: доля нефтяного сектора составляет порядка четверти ВВП Казахстана, более 60% экспортных доходов Астана получает от продажи нефти. Изначально заложенная в бюджете на 2015-2016 год цена нефти в 90 долл. за баррель была впоследствии сильно скорректирована. Несмотря на то, что золотовалютные резервы страны достаточно велики, руководству Казахстана приходится прилагать большие усилия для нейтрализации серьезных экономических вызовов.

Глубокое погружение российской экономики в кризис также отрицательно сказывается на экономической ситуации в Казахстане и определенным образом осложняет отношения с партнерами по заработавшему с 1 января 2015 года Евразийскому экономическому союзу. Девальвация российского рубля привела к тому, что отпускные цены на импортируемую из Российской Федерации продукцию часто оказываются ниже отпускных цен на продукцию, произведенную в Казахстане. Это, в свою очередь, приводит к росту импорта из РФ, сокращению экспорта казахстанской продукции в Россию, диспропорциям в торговых отношениях с нашей страной и раскручиванию негативной спирали в казахстанской экономике.

Нынешний кризис вокруг Украины, рост напряженности в отношениях между Россией и Западом, имевшие место и потенциально возможные спекуляции на предмет возможного возникновения политического кризиса, аналогичного украинскому, в Казахстане также усилили потребность в новом утверждении легитимности действующего руководства страны.

В условиях ухудшившейся конъюнктуры на мировом рынке нефти, усиливающейся напряженности в международных отношениях и обозначившихся негативных тенденций в социально-экономической сфере жизни страны и было принято решение о целесообразности проведения досрочных президентских выборов именно сейчас, когда внутриполитическая обстановка стабильна, а социально-экономическая ситуация сравнительно благоприятна. Очевидно, что победителем на выборах станет действующий президент — Нурсултан Назарбаев. Де-факто досрочные выборы станут своеобразным голосованием за продление его полномочий на новый пятилетний период, что само по себе должно стать фактором, стабилизирующим политическую и экономическую обстановку в стране и послужить сигналом международным партнерам Казахстана и иностранным инвесторам о том, что период предвыборной неопределенности завершен.

Большой интерес представляет собой международная оценка предстоящих президентских выборов. На выборах президента Казахстана будут представлены многочисленные международные наблюдатели, в том числе от таких организаций как ОБСЕ и ШОС. Предварительный анализ позволяет говорить о том, что отношение к этим выборам международной общественности, в том числе и западной, достаточно благосклонное. Со стороны государств и политических организаций Запада, которые, зачастую, склонны давать не самые лестные отзывы о выборных процедурах на постсоветском пространстве, пока еще не прозвучало каких-либо серьезных нареканий в отношении предстоящих выборов. Так, например, посол США в Казахстане Джордж Крол отозвался о предстоящих выборах скорее в позитивном ключе. «То, что Казахстан решил пойти именно по пути проведения свободных выборов, а не каких-либо других форм, имеет важное значение и воспринимается его партнерами благоприятно», — заявил г-н Крол. — США поддержат любой свободный выбор казахстанского народа".

Причины такого отношения носят прагматический характер, и основываются на экономических и геополитических факторах. Казахстан достаточно сильно интегрирован в международные экономические структуры, ведущую роль в которых играют государства Запада. На государства Евросоюза приходится 54% внешнеторгового оборота Казахстана. Астана заботится о своем политическом и экономическом «реноме» на Западе, в том числе, уделяет большое внимание «имиджевым» аспектам, чего, например, не скажешь о соседнем Узбекистане. С 1 января 2015 года Казахстан стал участником действующего интеграционного объединения ЕАЭС, где является вторым по политическому весу и экономической значимости участником после Российской Федерации. Действующий президент страны, Н.А. Назарбаев, является надежным, проверенным временем партнером России, и это высоко ценят в Москве. Также сегодня интенсивно развивается сотрудничество Казахстана с Китаем. Доля импорта из Поднебесной в Казахстан составляет порядка 30%. Пекин проявляет нешуточный интерес к разведке и освоению новых нефтяных месторождений в Казахстане, созданию предприятий по производству ядерного топлива, развитию грузовых перевозок.

Подтвержденный статус ответственного участника международных политических и экономических отношений, выстраивающего прагматичную многовекторную политику конструктивного взаимодействия с основными центрами силы обеспечивает благожелательный интерес со стороны вышеназванных партнеров Астаны к президентским выборам в Казахстане, равно как и их необходимую степень лояльности к действующему руководству страны и его политическим инициативам. Все ведущие игроки рассматривают Казахстан как важный фактор поддержания стабильности и светского характера государства в Центральной Азии.

Вместе с тем, определенное беспокойство вызывает неучастие в текущих президентских выборах оппозиции, равно как и отсутствие на выборах актуальных предвыборных программ, которые могли бы составить какую бы то ни было реальную конкуренцию предвыборной программе Н.Назарбаева. Конкурентов у нынешнего главы Казахстана всего два. Одним из них является секретарь Коммунистической Народной партии Казахстана Тургун Сыздыков, сделавший центральной темой своей политической повестки критику негативных аспектов западной культуры и западной системы ценностей. Другой участник предвыборной гонки — самовыдвиженец, председатель Федерации профсоюзов Казахстана Абельгази Кусаинов, который в своей предвыборной агитации уделяет центральное внимание вопросам экологии. Безусловно, вопросы экологии крайне важны для Казахстана, природе которого в прошлые десятилетия был нанесен существенный и даже непоправимый урон. Нельзя отрицать и наличие определенного негативного влияния западной культуры. Однако вряд ли можно говорить о том, что эти вопросы являются центральными в повестке дня для развития государства и общества Казахстана.

С одной стороны, такие особенности текущей предвыборной кампании с громадным перевесом популярности одного из кандидатов свидетельствуют об успешности социально-экономического и политического курса, проводимого нынешним президентом Казахстана. С другой, эта ситуация свидетельствует об образовавшемся вакууме в публичной политической жизни Казахстана, что в среднесрочной перспективе может таить в себе вызовы и даже угрозы.

В целом, можно говорить о том, что сегодня Казахстан, как и подавляющее большинство других государств бывшего СССР, включая Россию, Украину и другие государства Центральной Азии, находится в поиске той оптимальной модели политического устройства, при которой сохранялся бы баланс между стабильностью, устойчивостью системы к политическому хаосу с одной стороны, и наличием политической и экономической конкуренции, которые могли бы обеспечивать высокие темпы развития государства и общества, с другой. Нынешние президентские выборы в Казахстане подтвердят стабильность политической системы государства в краткосрочной перспективе и, вероятно, создадут более благоприятные условия для продолжения социально-экономического развития и проведения реформ. Однако вопрос сохранения устойчивости политической системы страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе всё же остается открытым.