Несмотря на то, что беспорядки, вспыхнувшие в американском городе Балтимор, носят более масштабный характер, нежели аналогичные события полугодичной давности в Фергюсоне, никаких исторических перемен они не принесут и вряд ли приобретут размах движения «Оккупай Уолл-стрит» или сторонников Мартина Лютера Кинга. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), социолог и политолог Борис Кагарлицкий.

Виноваты обе стороны

"Это не первые волнения подобного рода. Показательно, что, несмотря на события в Фергюсоне и ряд других конфликтов, ситуация не меняется: американские власти, по всей видимости, не в состоянии навести порядок в полиции, потому что все эти события связаны с полицейским насилием. Но, разумеется, нужно понимать обе стороны: вне всяких сомнений, количество происшествий с молодыми чернокожими мужчинами по-прежнему велико, и правонарушения, совершаемые ими, происходят статистически чаще, чем со стороны белых или других этнических групп. Тем не менее, очевидным фактом является массовое нарушение полицейских по отношению к чернокожим, которых они задерживают, а также избыточное применение насилия.

Власти США бессильны

По словам специалиста, нарушения со стороны полиции носят «систематический характер»: «При этом совершенно очевидно, что всё это носит систематический характер — при том, что правительство периодически пытается призывать разбираться с этими случаями не только на федеральном уровне, но и на уровне большинства штатов, однако сделать ничего не удаётся. Конфликт нарастает именно из-за бессилия власти в области наведения порядка».

Всему виной социальные проблемы

Кагарлицкий уверен, что причинами беспорядков являются не только расовые и криминальные проблемы: «За этими беспорядками стоят не только расовые и криминальные, но и социальные проблемы — в первую очередь, массовые разбои среди молодёжи. Судя по сообщениям из Балтимора, в последней серии беспорядков участвовали уже не только чернокожие — то есть, ситуация приобретает более широкий и массовый характер. Это свидетельствует о неспособности американских элит преодолевать растущий социальный кризис, который является питательной средой для подобного рода событий».

Фергюсон и Балтимор: две большие разницы

По мнению эксперта, размах событий в Балтиморе шире в силу масштабов города: «Что касается масштабов событий в Балтиморе, то они выходят за рамки того, что было в Фергюсоне во осенью 2014 года, поскольку эти два города имеют совершенно разный уровень: всё-таки Балтимор — крупнейший город штата Мэриленд, и масштабы потрясений, связанных с этим конфликтом, более значительные. Можно говорить о том, что конфликт идёт по нарастающей».

Бесполезные беспорядки

Глава ИГСО полагает, что конфликт является локальным, и в будущем останется на том же уровне: «Думаю, что события в Балтиморе не закончатся ничем судьбоносным и историческим, поскольку речь идёт о локальном конфликте, который пока не превращается в общеполитическую проблему — по крайней мере, он не осознаётся в качестве таковой. Речь идёт о каком-то массовом движении, подобном движению Мартина Лютера Кинга. В то же время, стоит обратить внимание на тот факт, что выступление борцов за гражданские права были успешными в том числе и потому, что они были принципиально ненасильственными».

Насилие превращается в пиар

По его словам, у конфликта «есть обратная сторона медали»: «В современных масс-медиа очень трудно привлечь внимание к своим требованиям и проблемам, пока не началось насилие. Можно проводить многотысячные митинги, писать письма, организовывать дискуссии, устраивать шествия на сотни тысяч человек, но всё равно к вам никто не прислушается, если не произойдёт акт насилия. Ещё в 2000 году я писал о том, что насилие превращается в пиар. Эта проблема только нарастает — с одной стороны, насилие лишь отчуждает значительную часть населения, потому что нормальный обыватель недоволен, когда бьют витрины и грабят магазины, а с другой стороны — когда целая социальная группа доведена до отчаяния, она пытается обратить на себя внимание».

«Оккупай Уолл-стрит» нового образца

В то же время, Кагарлицкий не исключает повторения масштабов движения «Оккупай Уолл-стрит»: «Теоретически повторение сценария „Оккупай Уолл-стрит“ по своим масштабам возможно, но пока этого не происходит. Показательно, что бунтовавший молодой средний класс, который мы видели во время „Оккупай Уолл-стрит“, и молодёжь маргинальных пригородов, которая сейчас громит Балтимор — это социальные и культурные группы, которые практически не имеют между собой никакой коммуникации. В этом смысле отличие эпохи позднего XIX века, и даже XX века состоит в том, что интеллигенция, какая-то часть мелкой буржуазии и рабочее движение очень легко находили между собой общий язык, но всё это ушло в прошлое».

Отчуждение может помешать протестам

При этом специалист отметил, что помешать повторению сценария «Оккупай Уолл-стрит» может помешать растущая отчуждённость в обществе: «Сейчас общество очень фрагментировано, и разные социальные группы, даже с какими-то общими интересами, дискоммуницированы, никак между собой не связаны, и не имеют не только общей идеологии и организационных структур, но и также элементарных контактов между собой в любой форме. Парадокс — сейчас вокруг вроде бы информационное общество, любые контакты являются очень простым делом, но на самом деле на уровне контактов между людьми отчуждение достигло грандиозных масштабов. То, что происходит в Балтиморе — скорее, продолжение уже названной социальной фрагментации, которую мы наблюдаем по всему миру — в том числе и в США».