Норвегия объявила в международный розыск не только ребенка, которого тайно привезли в Литву, но и его биологическую мать-литовку, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 28 апреля. И это только один из нескольких случаев, когда в поле зрения норвежских социальных служб, попадают семьи эмигрантов из Литвы.

Пока литовские политики только пожимают плечами, уверяя, что найдут правовые способы защитить граждан Литвы, чехи, решающие похожие проблемы, призывают подать на Норвегию жалобу в Европейский суд по правам человека. Эту тему сегодня представители гражданского общества, политики, и пострадавшие от действий социальных служб Норвегии, обсудили в Сейме Литвы.

О том, какие шаги должна сделать Литва, рассказали члены Сейма Бируте Весайте и Оринта Лейпуте. По словам Весайте, недавно в Страсбурге на сессии Совета ЕС была принята резолюция, обсуждающая проблемы изъятия детей у семей, и зарегистрирована декларация, которая призывает Норвегию как можно скорее ратифицировать Гаагскую конвенцию.

«Эту декларацию подписали десять парламентариев, но члены норвежской делегации отказались ее подписать и сказали, что ратифицируют конвенцию в 2016 году, а до этого времени в стране будет идти подготовка к изменениям в законодательной базе», — сказала Весайте.

По словам докладчика, в Страсбурге также был представлен отчет, в котором рассматриваются такие вопросы опеки и усыновления, как усыновление без согласия родителей, разрыв связей с семьей, изъятие ребенка у родителей сразу же после его рождения и т.д. Проблема становится транснациональной, в связи с ростом глобализации и миграцией рабочей силы она затрагивает семьи эмигрантов и семьи, в которых есть только один из родителей.

«Очень часто с различными проблемами сталкиваются одинокие матери, которые эмигрируют со своими детьми. У них возникают трудности, когда они пытаются утвердиться на рынке труда, у них нет информации о местных законах, и они нарушают их. Это случаи, когда мы говорим об уходе за ребенком. Например, няня из-за забастовки метро опаздывает на полчаса, а ребенка на эти полчаса оставляют одного, и соседи, видя это, жалуются на такую маму», — сказала парламентарий. Впрочем, по словам депутатов, часто сами эмигранты отказываются сотрудничать с норвежскими социальными службами.

С последним не согласилась Лорета Дашкявиче, которая некоторое время назад привезла ребенка из Норвегии: «Родители, лишившиеся детей, сами сотрудничают, нет такого, что родители не соглашаются сотрудничать, но сами учреждения не реагируют. Почему мы, мамы, вынуждены забирать детей? Норвежцы не реагируют на нас, они не объясняют и не сотрудничают, они не слышат нас», — говорила бывшая эмигрант.

По ее словам, хоть и утверждается, что учитывается мнение ребенка, его даже не спрашивают. «Мой ребенок за год не привык к другой семье, на встречах тонул в слезах. Как вы думаете, что бы было, если бы забрали вашего ребенка?» — спросила Дашкявиче.

Участники конференции высказали замечания, что обычно, когда ребенок год проводит в семье опекунов в Норвегии, возможность того, что его вернут родителям, очень небольшая, поскольку утверждается, что за это время он привык, установил эмоциональную связь с новой семьей, и возвращение его было нарушением прав ребенка.

На конференции были высказаны упреки в адрес посольства Литвы в Норвегии, касающиеся его бездействия и некомпетентности работников.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Литве не стихает скандал вокруг действий социальных служб Норвегии, которые в массовом порядке изымают детей из литовских семей, живущих в Норвегии. Так, две литовские семьи, у которых ранее норвежские службы отняли детей, передав их на воспитание опекунам, пошли на крайние меры и выкрали собственных сыновей.

Мать с одним ребёнком успешно добралась до Литвы, другого ребёнка с матерью задержали в Швеции, после чего шведские службы, не уведомляя Литву, возвратили ребёнка в Норвегию. После этих двух первых историй этого года в СМИ Литвы появились десятки сообщений о похожих ситуаций. Последний случай вновь возмутил общество: литовка выкрала своего сына из семьи опекунов, привезла его в Литву, а Норвегия объявила как мать, так и ребенка в международный розыск. Литва отказалась выдать своих граждан в Норвегию, однако им теперь рекомендовано не покидать территорию страны.