Комментарии политологов к «Рейтингу — 2016» с февраля по апрель 2015 года

В сложной экономической ситуации и при жестком внешнем давлении на Россию способность ведущих политиков отстаивать интересы граждан страны и проводить в жизнь пункты президентской стратегии становится определяющим фактором эффективности персоны. Именно поэтому представители «Единой России» удерживают лидерство в «Рейтинге-2016: лидеры политической системы», считают политологи.

Рейтинг лидерства в политической системе, издаваемый Институтом социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) — регулярное исследование накануне электорального цикла 2016 года. Аналитики института распределяют российских политиков по трем категориям: «лидеров», «лидеров на подъеме» и «лидеров, удерживающих стабильные позиции». По данным исследования за период с января по апрель 2015 года, лидерство во всех категориях удерживают представители «Единой России».

Так, секретарь Генсовета партии Сергей Неверов стабильно держится в ведущей десятке российских политиков. Руководитель фракции «Единой России» в Государственной думе Владимир Васильев также называется экспертами института «лидером политической весны-2015» и занимает 17 строчку рейтинга. Руководитель центрального исполнительного комитета партии Максим Руднев демонстрирует значимый рост в категории «на подъеме» и занимает 20 место. Комментируя данные рейтинга, завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков подчеркивает, что «в ситуации, когда страна находится в сложном международном положении, когда внешние силы пытаются нам диктовать свои правила, а мы четко и ясно отстаиваем собственный суверенитет, люди обращают внимание на самостоятельных, инициативных политиков, которые работают на перспективы России и продвигают соответствующие проекты и инициативы внутри страны». «Поэтому присутствие представителей „Единой России“ на лидерских позициях не удивительно: партия и на федеральном уровне, и на региональном и муниципальном является наиболее активной политической силой, которая реализует стратегию национального развития, сформулированную президентом Путиным в ходе избирательной кампании 2012 года, а затем в знаменитых майских указах», — заявил политолог.

Поляков констатирует, что в этом смысле свою роль сыграла реализация «долгосрочной стратегии партии, которая была принята на рубеже 2011-2012 годов» и вылилась в «масштабную партийную реформу, которая упростила участие в политике и облегчила процесс создания политических партий, принятие закона о смешанной системе выборов, открывшего возможности для одномандатников, а также проведение принципов конкурентности выборов, их прозрачности и легитимности».

В этой связи аналитики ИСЭПИ отмечают, в частности, влияние Неверова на принятие этих инициатив. Он обеспечивает реализацию партией основных политических приоритетов президентского курса: Неверов выступил за принятии решений, повышающих открытость политической системы — принятие закона о смешанной системе выборов, который откроет электоральный процесс для малых партий, внедрение смешанной модели на выборах в Горсовет Новосибирска, проведение праймериз по открытой модели в большинстве регионов. Эти решения позволяют, в том числе, удерживать на высоком уровне и электоральный рейтинг «Единой России», отмечают эксперты. А кроме того — «обеспечивают ротацию кадров и вертикальное продвижение действительно заслуженных людей, формируя перспективный кадровый резерв и внутри партии, и около нее», добавляет Поляков. Также секретарь Генсовета партии внес значимый вклад в подготовку антикризисных поправок в бюджет, что важно в современной экономике, отмечают аналитики. Результатом его работы стало принятие поправок, которые позволили увеличить бюджетное финансирование АПК даже в условиях кризиса. А на личной встрече с главой государства Неверов поднял вопрос о несовершенстве методик кадастровой оценки земель (беспокоящий сельхозпроизводителей) и недвижимости, что волнует малый и средний бизнес.

Со своей стороны, директор Института политики, права и социального развития Владимир Шаповалов отмечает, что «своими решениями „Единая Россия“ подтверждает курс партии на открытость, транспарентность, мобильность». «Единая Россия» демонстрирует наиболее открытую систему взаимоотношений внутри партии, между партией и избирателями, в отношении с другими партиями", — говорит он, упоминая также процедуру предварительного голосования по открытой модели — с участием беспартийных кандидатов и выборщиков из числа всех желающих избирателей. Эксперт отмечает, что внедрение такой системы в регионах способствовало и укреплению рейтинга людей, отвечающих за этот процесс, в частности, главы ЦИК партии Максима Руднева, «который помогает партии всегда оставаться на прямой связи с избирателями и оперативно доносить запросы общества исполнительной власти всех уровней».

Кроме того, исполком «Единой России» под руководством Руднева успешно запустил ряд технологических проектов, которые помогают партии обновить свой кадровый резерв в регионах и методы работы с населением и партийцами перед выборами в Госдуму. В частности, партия сейчас реализует проект «Мы вместе», позволяющий донести мнение рядовых партийцев из регионов в таких серьезных дискуссиях, как отчеты федеральных министров в рамках «правительственных часов» в Госдуме. «Партия открыта к диалогу и с партийцами, и с населением, и с представителями общественных сред. Именно „Единая Россия“ в большей степени, чем иная партия, доверяет молодым политикам, демонстрируя самую высокую степень мобильности, ротации кадров на местах и привлечения их в серьезные федеральные процессы», — заметил Шаповалов.

Также эксперты отмечают необходимую в новых экономических и политических условиях конструктивную и порой жесткую позицию единороссов в парламентских дискуссиях. Они подчеркивают роль руководителя думских единороссов Васильева, который способствовал достижению компромисса в спорах между фракциями, а также настоял на обсуждении актуальной повестки с министрами перед «правительственными часами». Кроме того, он не избегает открытой критики глав федеральных ведомств. Результатом этой работы стали конструктивные решения, к примеру, по созданию совместной с ФАС рабочей группы по мониторингу цен и отказу Минфина от заморозки индексации социальных выплат.