«Мы с КАМАЗом делили Россию. КАМАЗ обвалился — и мы остановились», — заявил 29 апреля Александр Лукашенко, комментируя ситуацию на минском автозаводе во время выступления с посланием к белорусскому народу и Национальному Собранию, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Иллюстрация: maz.by

По мнению Александра Лукашенко, ОАО «МАЗ» — «это имиджевое предприятие», и его надо спасать, но не накачкой бюджетными средствами. «Почему мы в МАЗ должны ввалить 100 млрд?», — спросил он, подчёркивая неприемлемость выделения МАЗу денег на выплату «зряплаты».

«Потерять его — смерти подобно, — сказал Лукашенко, — это имиджевое предприятие». «Потеряем этот автомобиль — грош нам цена!», — подчеркнул он.

По мнению Лукашенко, «создали нормальный автомобиль» («МАЗ»), но продать его не получается. Решением проблемы может стать ограничение на импорт грузовиков и стимулирование сбыта МАЗов на внутреннем рынке. «Только обязательства, железобетонные обязательства, хватит шутить!», — подчеркнул Лукашенко, отмечая важность госрегулирования.

Напомним, идея создания автохолдинга «Росбелавто» путём объединения российского ОАО «КАМАЗ» и белорусского госпредприятия «МАЗ» обсуждалась почти пять лет. Александр Лукашенко неоднократно накладывал вето на реализацию данного проекта, то заявляя, что предпочтительнее интеграция с российской группой «ГАЗ», то вовсе не видел смысла в объединении с российскими партнёрами. Лукашенко также заявлял о мифической «очереди инвесторов» из разных регионов мира, якобы желающих инвестировать в «МАЗ». Тем временем белорусское госпредприятие сокращало продажи на российском рынке, загружало склады неликвидом и перешло на неполную рабочую неделю. Правительство Белоруссии то заявляло, что проект почти готов, то пыталось обвинять российскую сторону (в частности, вице-премьер Владимир Семашко) в торможении проекта, который уже стал символом неспособности властей Белоруссии и России к интеграции даже на уровне нескольких предприятий.

Как сообщало ИА REGNUM, 14 апреля в Минске зампред правительства России Аркадий Дворкович заявил, что для реализации «пяти интеграционных проектов» с Белоруссией в промышленной сфере понадобится политическая воля. По его словам, данные проекты не реализуются и находятся в стадии обсуждения. По его словам, автомобильный холдинг «Росбелавто» не входит в число этих «пяти интеграционных проектов». Дворкович отметил: «Это самый сложный среди проектов, которые рассматривались. По нему нет общего понимания структуры управления».

В итоге осталось четыре «интеграционных проекта» с Белоруссией в промышленной сфере, предполагающих объединение ОАО «Интеграл» и ОАО «Российская электроника» ГК «Ростехнологии», ОАО «Минский завод колесных тягачей» и ГК «Ростехнологии», ОАО «Пеленг» и Федеральное космическое агентство «Роскосмос», ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» либо ООО «Газпром Инвестпроект».