Власти Белоруссии анонсировали реализацию ряда экономических преобразований, пытаясь удержать развитие кризисных явлений под контролем и подготавливая общественное мнение к «шоковой терапии»

Правительство Белоруссии реализует указание Александра Лукашенко и разрабатывает «антиинфляционную программу», заявил 30 апреля председатель Совмина республики Андрей Кобяков в интервью Белтелерадиокомпании.

По словам председателя Совмина, «реализация этого поручения уже идёт». Кобяков пообещал применить «достаточно жесткий денежно-кредитный инструмент», реализуя данную программу.

«Раздачи денег не будет», — подчеркнул председатель Совмина Белоруссии.

На протяжении последних лет о прекращении «раздачи денег» неоднократно заявлял Александр Лукашенко. Однако, как показала практика, эти заявления не относились к госсектору.

Накануне, 28 апреля состоялось заседание президиума Совмина РБ, на котором были рассмотрены результаты работы госконцерна «Беллесбумпром» по модернизации деревообрабатывающей отрасли. На модернизацию госпредприятий отрасли были брошены миллиарды бюджетных средств, был принят «декрет о крепостном праве» и даже директор «Борисовдрева» был образцово-показательно посажен в тюрьму, однако карательные меры не принесли ожидаемого Лукашенко эффекта. В ходе заседания Совмина Кабяков заявил: «Концерном „Беллесбумпром“ ведется масштабная работа по модернизации деревообрабатывающей отрасли. Большинство проектов реализовано, однако пока в силу различных причин нет планируемого экономического эффекта».

«По словам Премьер-министра, на сегодняшний день у большинства предприятий нет стабильной реализации производимой продукции, не загружено производство и, как следствие, не хватает средств для расчетов по кредитам. Поэтому в очередной раз принято решение о поддержке деревообрабатывающих предприятий», — проинформировала по итогам заседания пресс-служба СМ.

Т.о., «раздача денег» фактически продолжается. Они тратятся не только на реальный сектор экономики, но и содержание громоздкого и низкоэффективного госаппарата. Выступая 29 апреля с посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, Лукашенко обратил внимание на необходимость чётко разделять функции госорганов, а также отметил, что на повышение зарплат чиновники могут рассчитывать в случае «оптимизации» — т.е. сокращения штатной численности.

Зачитывая доклад, Лукашенко распорядился Совмину и Нацбанку до конца года принять «антиинфляционную программу». О работе над данным документом стало известно ещё до выступлений Кобякова и Лукашенко, однако даже после подтверждений возможности принятия и реализации данного документа нет никаких гарантий снижения инфляции, т.к. в ослаблении белорусского рубля объективно заинтересованы экспортёры.

В ситуации кризиса Администрация президента Белоруссии активно зондирует общественное мнение, пытаясь выяснить степень моральной готовности к «шоковой терапии». Помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый в печати и выступлениях в различных аудиториях продвигает тему необходимости структурного реформирования экономики. Сама идея не нова и меры её реализации известны. Лишь наивный обыватель может предположить, что Рудый занимается самодеятельностью, не согласованной с руководителем постсоветской республики.

В статье «Структурные экономические реформы: необходимость для Республики Беларусь и зарубежный опыт» (опубликована в издании Белорусского государственного экономического университета «Белорусский экономический журнал». — № 1. — 2015) помощник президента отметил: «Среди реформаторов нужен симбиоз единомышленников — старых и новых кадров. При этом „новички“ должны прийти извне системы и политики, чтобы избежать лоббирования узковедомственных интересов и зависимости от общественного мнения».

Общественное мнение в контексте специфики политической системы Белоруссии совершенно справедливо можно отнести ко второму плану. «Необходимость структурных экономических реформ для Республики Беларусь», по мнению Рудого, обусловлена следующими причинами: ухудшение состояния национальной экономики и дефицит финансирования, несоответствие системы управления экономикой изменившейся структуре отраслей и форм собственности, обострение структурных проблем и риска попасть в «ловушку развития» («ловушку среднего дохода»), «нефтяной фактор» — падение цен на нефть и зависимость РБ от экспорта нефтепродуктов (два НПЗ в 2013 г. сформировали 16% в общем экспорте республики) и запрос властей на «новую экономическую идею». «Такой идеей может стать, например, „коллективный либерализм“, предполагающий не плюрализм разнонаправленных мнений и движений, а общественную сосредоточенность на решении конкретной экономической задачи», — уточнил помощник президента Белоруссии.

Реализация «новой экономической идеи» в Белоруссии, по мнению Рудого, должна учитывать опыт проведения «ряда конкретных структурных реформ» в странах ЦВЕ и СНГ — «500 дней» в России, «плана Бальцеровича» в Польше, политики валютного комитета в Болгарии и др., а также рекомендаций МВФ, Всемирного банка, ЕБРР. Помощник президента Белоруссии отмечает, что «в традиционный пакет базовых структурных экономических реформ» входят: либерализация цен и торговли, приватизация и банкротство неконкурентоспособных предприятий, повышение эффективности госрасходов, снижение налоговых ставок и увеличение налоговой базы, реформа общей инфраструктуры, создание благоприятного климата для иностранных и национальных инвесторов и пр.

Гиперинфляция, рост безработицы, снижение уровня потребления широких масс, эмиграция, и другие издержки структурных реформ в духе либертаризма, судя по выкладкам Рудого, ему прекрасно известны. Равно как и то, что «белорусская модель рыночного социализма» строилась на неприемлемости опыта «чикагских мальчиков». Впрочем, шансы на реализацию указанных Рудым мер имеются: создана жесткая вертикаль власти, темпы инфляции в Белоруссии были самыми высокими в Евразии вплоть до украинского кризиса, а к легализации реальной безработицы через механизм реализации «декрета о тунеядстве» власти постсоветской республики уже приступили.

МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и ЕАБР неоднократно указывали на возможный позитивный эффект структурной перестройки экономики Белоруссии. Правительство Белоруссии обратилось в МВФ за финансовой помощью во время кризиса 2011 года, но до сих пор не добилось даже рассмотрения заявки официального Минска, желая увидеть начало практической реализации своих ранее сделанных рекомендаций. Проще говоря, МВФ утомился от обещаний и деклараций и не желает предоставлять официальному Минску финансовую поддержку до начала пресловутых структурных реформ.

В конце апреля Всемирный банк представил своё видение развития социально-экономических процессов в постветской республике. Прогноз экспертов банка противоречит выкладкам, содержащимся в подписанных Александром Лукашенко в декабре 2014 года указах №550 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год» и №551 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год».

«Примерно две трети работников заняты в секторе госпредприятий. Выводы эконометрического анализа на основе данных на уровне предприятий свидетельствуют о том, что избыточная численность работников на госпредприятиях составляет в среднем около 10%», — сказано в записке Всемирного банка по вопросам трансформации рынка труда, презентованной 27 апреля в Минске. Эксперты банка констатировали: «Если в полной мере ликвидировать избыточную численность работников, уровень безработицы может вырасти, по меньшей мере, на 4,2 процентных пункта».

В записке ВБ сказано также, сообщает информагентство БелаПАН, что в Белоруссии слабая поддержка доходов безработных затрудняет проведение реструктуризации госпредприятий, а ухудшающаяся макроэкономическая ситуация «увеличивает издержки сохранения непроизводительных рабочих мест». Кроме того, эксперты банка зафиксировали, что в начале 2015 года ряд госпредприятий использовали административные отпуска и задерживали выплаты зарплат, подчеркнув: «Эти меры не способствуют увеличению производительности труда, чего можно добиться в ходе структурных реформ».

Рекомендации международных финансовых структур во многом созвучны заявлениям помощника президента Белоруссии. Находят ли они отражение в реальной практике правительства постсоветской республики? Ответом на этот вопрос является постановление Совмина РБ №358 от 28 апреля — документом утверждён перечень 19 важнейших инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в 2015 году. Среди них — техническое развитие ролико-сферического производства подшипников в ОАО «Минский подшипниковый завод», вливания в предприятия вышеупомянутого госконцерна «Беллесбумпром» и др. Львиную долю финансовых вливаний в данные проекты предстоит сделать за счёт бюджета. Тем самым правительство Белоруссии даёт понять, как оно видит «структурные реформы».