Чем живет Польша: братское приветствие «агрессоров» на границе, «секретная» депортация российского журналиста и министр юстиции, уличенный в подлоге документов

Как ни парадоксально, в Польше в течение последних недель чуть ли не главными актерами на политической сцене стали мотоциклисты из российского клуба «Ночные волки» — в связи с их мотопробегом по трассе Москва-Берлин, посвященным Дню Победы и транзитом проходящим также через Польшу. Это — казалось бы — невинное и не столь значимое в масштабе страны событие стало в восприятии польских властей и припевающих им средств массовой информации живым проявлением «российской агрессии», которую они так долго и внимательно высматривают на востоке. Сначала «политически правильная» пропаганда вдалбливала полякам, что вот-вот наступит «нашествие любимцев Путина». Затем подогревала боевые настроения с мыслью, как предотвратить это «нашествие». Этим вопросом занимались самые высокие правительственные чины, включая премьера Еву Копач.

Мотоциклисты против властей

Истерика вокруг мотопробега стала символом смехотворности польской внешней политики. Именно так охарактеризовала поведение польских властей парламентская оппозиция во время дискуссии в Сейме над докладом министра иностранных дел Гжегожа Схетыны об основополагающих принципах внешней политики Польши. В частности, лидер Союза демократических левых сил назвал дискуссию о проезде через Польшу «Ночных волков» гротескной и добавил: «Власти нашего государства ведут себя так, как будто речь шла о въезде бронетанковой дивизии, а не тридцати мотоциклистов. Стыдно! Это истерика и политическая паранойя».

Но, несмотря ни на что, польские власти привели свою «войну» с «Ночными волками» к логическому концу. Причем во главе этого крестового похода встало не МВД, которому подчинена погранслужба и которое занимается вопросами безопасности границ, а внешнеполитическое ведомство во главе с Гжегожем Схетыной, выпускником философско-исторического факультета, который на студенческой скамье провел девять долгих лет и который во время своей полугодовой дипломатической карьеры успел уже насолить России (например, своим известным «открытием», что концлагерь в Освенциме освободили… украинцы из Украинского фронта). В прошлую пятницу польский МИД передал российскому посольству дипломатическую ноту, в которой проинформировал об отказе во въезде на территорию Польши мотоциклистам этого клуба (об очередных этапах этой истерики мы подробно информировали в предыдущих корреспонденциях).

От этого момента началось напряженное ожидание «Ночных волков» на границе, поскольку они не намеревались отказываться от своих планов, а неизвестно было, как в конце концов прореагируют власти на их появление на границе — тем более, что премьер Ева Копач заявила, что «окончательное решение, впустить их или нет, примет таможенник, пропускающий их на территорию страны». Такая позиция польских властей привела к открытому бунту протеста. Многие поляки еще раньше, во время истерической шумихи, связанной с проездом российских мотоциклистов, не пошли на поводу пропаганды. Польские мотоциклисты, невзирая на «обязательную» политическую правильность, не боялись перед камерами центрального телевидения говорить о том, что в российском мотопробеге видят положительные стороны, что всегда во время Катыньских мотопробегов, в которых они участвуют, встречаются с доброжелательностью российских коллег и их помощью в случае поломок мотоциклов и не только. Поэтому обещали, что они присоединятся к мотопробегу, посвященному Дню Победы — тем более, что его цель благородна.

Когда стало известно, что власти будут препятствовать въезду в страну участников этого мотопробега, терпение поляков лопнуло. Польские байкеры заявили, что если их российских коллег власти не пропустят на территорию Польши, они проедут по всей трассе мотопробега, возложат цветы и зажгут свечки во всех памятных местах, в которых планировали это сделать участники российского пробега. Не исключая провокаций по отношению к российским участникам в случае успешного пересечения ними границы, они решили присоединиться к мотопробегу.

30 тысяч(!) польских мотоциклистов на своем слёте приняло специальную резолюцию, в которой они подчеркнули: «Функционеры польскоязычных газет и телевизионных станций, пользуясь обманом и реализуя антипольские цели, раскрутили невиданную ранее в польской традиции нагонку на наших гостей, русских мотоциклистов, подстрекая прямо-таки к физическому насилию по отношению к ним». И заверили: «Русские мотоциклисты проедут через Польшу безопасно. Мы не позволим на какие-либо авантюры. Мы обеспечим им безопасный проезд и гостеприимство — такое же, какое они обеспечивают в течение 14 лет Катыньским мотопробегам и всем нашим путешествиям на восток. Пробег русских мотоциклистов из Москвы в Берлин по случаю 70-той годовщины Победы над Германией с посещением полей битв и кладбищей их дедов имеет такое же значение для русских, как Катыньский мотопробег для поляков».

Кто хотел оскорбить гордость русских?

В минувший вторник сотни мотоциклистов из самых разных регионов страны и разных клубов подъехало к пограничному переходу Брест-Тересполь, чтобы поприветствовать российских коллег. В свою очередь пограничники в основном по внешним атрибутам пытались из групп российских мотоциклистов выхватывать членов клуба «Ночные волки». Части участников мотопробега они отказали во въезде на территорию Польши. Поляки ревом моторов своих мощных машин и клаксонами выразили свое возмущение действиями польских властей. При этом некоторые из них присоединились к российскому пробегу еще на территории России, где его участники возложили цветы в Катыне — и в польской, и в русской части мемориала.

Тех российских мотоциклистов, которым удалось пройти через пограничный контроль, ждала сердечная, по-настоящему братская встреча. Затем колонна мотоциклов длиной в несколько километров, под российскими и польскими флагами, двинулась на запад. Мотоциклисты, теперь уже из российско-польского пробега, возложили цветы, в частности, в Варшаве у Памятника-мавзолея советских солдат, и на мемориальном кладбище во Вроцлаве. Этого проявления человеческой солидарности и взаимопонимания «политически правильные» СМИ, конечно, не заметили, а на межгосударственном уровне эта история закончилась очередным обострением отношений, в том числе резкой нотой протеста российского МИД.

В свою очередь возмущение действиями властей поляки массово выразили в интернете. «Запрет въезда „Ночных волков“ сознательно был нацелен на то, чтобы оскорбить гордость русских и их почтение для погибших во Второй мировой войне. Кто-то решил, что нужно разжечь эмоциональный польско-российский конфликт и использовал для этого святую для России память и гордость победой. А эмоциональный конфликт всегда длителен и трудно его завершить; как каждый конфликт, он может иметь свою горячую фазу — войну. Вижу, что СМИ и политики как раз ищут очередных поводов, чтобы „насолить“ России. Только что от этого имеет Польша? Покажите хотя бы одну выгоду», — так ситуацию диагнозировал один из участников интернет-дискуссии. Очередной мечтал: «Если бы когда-то был создан союз России и Польши на основе принципов равноправия, партнерства и добровольности, то для многих народов это было бы драматическое событие. Пока интерес этих народов заключается в том, чтобы ссорить поляков с русскими». Еще один иронизировал: «Когда на Украине будет организован мотопробег „Боевым путем героев УПА“, наши власти выступят в роли почетного патрона, а их представители высокого ранга на польско-украинской границе встретят его участников хлебом и солью. Таким образом утрем нос русским». Для полной ясности он объяснил: "Я — не русский тролль, «любви» к бандеровцам меня научил дядя, который чудом уцелел от косы, пилы и топора украинских «друзей».

Продолжение войны со шпионами

Отпор «нашествию» «Ночных волков» — это не единственный на прошедшей неделе элемент «войны» с Россией, которую ведет официальная Варшава. Власти аннулировали визу на проживание российского журналиста Леонида Свиридова, работающего для агенства «Россия сегодня» (что является шагом к его депортации из страны, а живет он в Польше с 2003 года). Официальная процедура против него была начата в разгар шпиономании в октябре прошлого года, когда польское Агенство внутренней безопасности и военная контрразведка задержали двух подозреваемых в шпионаже. Один из них — это польский подполковник, работающий в министерстве национальной обороны, второй — гражданское лицо, юрист с двойным польско-российским гражданством из варшавской фирмы. Быстро в печать попала контролированная спецслужбами утечка информации о том, что задержанные работали на Россию.

Инициатором этой административно-репрессивной процедуры против журналиста также стало Агенство внутренней безопасности. Как заявила пресс-секретарь воеводы, который принял такое решение, «если службы, которые отвечают в Польше за вопросы безопасности, выступают с такой инициативой, то воевода в принципе не рассматривает обоснованности этой инициативы — особенно в ситуации, когда материалы имеют гриф секретности». В «деле» Свиридова как раз есть только один документ, в котором написано, что… все секретно. Правда, журналист может еще обжаловать решение воеводы в Управлении по делам иностранцев, но, вероятно, сам не верит в успех такого шага. Поэтому уже сейчас заявил о том, что готовится к направлению жалобы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Постоянные корреспонденты органов российской печати (при польском МИД в Варшаве аккредитировано четверо таких журналистов, с октября их стало на двое меньше) об инциденте предпочитают публично не высказываться. Конфиденциально в частных беседах говорят очень осторожно: «Огромная напряженность, везде ищут шпионов. Мы боимся, положение польских журналистов в России получше. Они могут писать против Путина, и им никто ничего не сделает».

Европейский Туск остудил настроения

В отличие от ставшей нормальностью в отношениях с Россией напряженности, которую официальная Варшава периодически охотно обостряет, в направлении Киева делает она все, чтобы «заслужить» дружбу Украины. Среди польских политиков есть также горячие головы, которые с удовольствием оказали бы Киеву военную поддержку. Ведро холодной воды на эти горячие головы вылил на минувшей неделе Дональд Туск, до недавна польский премьер, который занял пост председателя Евросоюза.

В интервью польскому и украинскому телевидению он по-европейски сдержанно заявил: «Нет сегодня в Европе атмосферы, нет особенно много энтузиастов такого решения — непосредственной военной поддержки Украины. Давайте не будем строить иллюзий».

На вопрос об эффективности санкций против России Туск ответил: «Наверняка это недостаточная эффективность, особенно с точки зрения Украины. Они не принесли мгновенных и тотальных последствий, но с другой стороны привели к приостановлению самой горячей фазы конфликта и массивных боев на Украине — это результат единой европейской позиции».

Разочарования польских властей

В Варшаве на минувшей неделе побывала Ангела Меркель вместе с группой самых важных министров — экономики, иностранных и внутренних дел, что было связано с двусторонними межправительственными консультациями. Россия и Украина занимали одно из главных мест среди тем переговоров. Польская сторона хотела, чтобы Берлин был менее критичен по отношению к киевским властям и снисходительнее смотрел на то, что на Украине пока не видно реформ. Главы правительств решили, что «в конце концов нужно выиграть пропагандистскую войну на Украине и лишить поддерживаемых Россией восточно-украинских сепаратистов статуса политических игроков». Поэтому на восток Украины в середине мая направится польско-немецкий гуманитарный конвой. «Не может быть так, что помощь для людей, к которым пришла война, идет исключительно из России. Европа, но также и Украина, должны быть там более активны», — такое мнение одного из участников переговоров просочилось в польскую прессу.

В рамках «заботы» о своих гражданах глава польского правительства потребовала изменения позиции Берлина по вопросу о минимальной ставке для проезжающих через Германию транзитом водителей польских грузовиков (немецкие власти обязали выплачивать им немецкую минимальную ставку, которая составляет 8,5 евро в час). Это не понравилось владельцам польских транспортных фирм, которые привыкли строить свое богатство на низких заработках водителей, но которых в очередной раз поддержали польские власти. Однако немецкие власти последовательно защищают интересы польских водителей. На этот раз также Еве Копач пришлось их твердой позицией разочароваться.

Было это не последнее разочарование польского премьера на минувшей неделе. Министр юстиции из ее правительства был уличен в… подлоге документов, связанных с получением разрешения на владение оружием. Вынужден он был подать в отставку, хотя чуть более полугода тому назад, представляя членов своего правительства, Ева Копач говорила о нем так: «Это приличный человек, для которого право превыше всего».