Ни в одной из профессиональных публикаций, включая книги и статьи, по вопросам финансово-экономических и валютных войн, ФРС ни разу не упоминается как ключевая составляющая Военно-Разведывательно-Финансового Комплекса США (ВРФК). Факт вовлеченности ФРС в финансово-экономические войны и противоборства, а также в осуществление экономических агрессий категорически отрицается как официальными лицами американской администрации, так и руководством Федеральной Резервной Системы. Ни в одном из изданий, посвященных американской разведке либо национальной безопасности, ФРС не фигурирует как агентство, имеющее отношение к разведывательным либо военным функциям. Более того, сама по себе подобная постановка вопроса тут же влечет в Соединенных Штатах, Великобритании и Европе автоматические обвинения в конспирологии.

В нашей стране издано немало книг о ФРС. Бесспорно в лучших из них, в книгах Ю. Муллинса «Секреты Федеральной резервной системы», У.Энгдаля «Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века», Р.Пола «Покончить с ФРС», В.Катасонова «Хозяева денег. 100-летняя история ФРС», содержится много достоверной, особенно исторической информации. Однако любая публицистическая книга изначально посвящена доказательству того или иного тезиса. Соответственно, они не претендуют на беспристрастность и охват всех юридических и документальных аспектов темы. Подобных работ в мире опубликованы единицы. Едва ли не лучшей из них является трехтомный труд Allan H. Meltzer «A History of the Federal Reserve, 1913-1986». Для понимания реальности полезны также не столько парадные автобиографические книги, сколько изданные малыми тиражами лекции председателей ФРС П.Волкера, А.Гринспена и Б.Бернанке.

Совокупность сведений, содержащихся в этих работах, позволяет говорить, что ФРС, созданная конкретной группой банкиров, преследовавших интересы Уолл-Стрита и Сити, превратилась в полном смысле, в отдельную ветвь власти не только в США, но и в глобальном масштабе. Часто можно услышать о первой, второй, третьей, даже четвертой и пятой ветвях власти. Не будет преувеличением сказать, что в метафорическом смысле ФРС — это нулевая ветвь власти. Когда к какому-либо числу добавляется ноль, оно увеличивается на порядки. И наоборот, если какое-то число умножить на ноль, то получится тот же самый ноль. Также и с ФРС. Безусловно, возможности ФРС и других центральных банков не безграничны.

Они не могут отменить законы истории и цикличность экономического развития, изменить турбулентность, свойственную нынешнему глобальному финансиализированному обществу, его кризисный характер. Однако мощи ФРС и частично зависящих от нее других центральных банков вполне достаточно, чтобы повергнуть экономики одних стран в депрессию, а другим — обеспечить процветание. Когда в американской и британской литературе отрицается участие ФРС в осуществлении практической военно-разведывательной деятельности в Соединенных Штатах, то расчет строится на незнании документов, в том числе изданных Конгрессом США.

Еще в 2005 году координатор исследовательской группы Конгресса США М.A.Weiss опубликовал доклад «Terrorist Financing: U.S. Agency Efforts and Inter-Agency Coordination». Хотя в докладе ФРС не отнесена к военно-разведывательным структурам, в нем показана ее ключевая роль в реализации Закона об отчетности по валютным и иностранным операциям, Закона о тайне вклада, Закона о деньгах и финансах, Закона о контроле за отмыванием денег, третьего раздела Патриотического акта и т.п. В докладе четко указывается, что реализация санкционной политики, контроль над транзакциями, осуществление мер против юридических и физических лиц, угрожающих или могущих угрожать национальной безопасности США, осуществляется Министерством финансов США, и прежде всего структурами, курируемыми заместителем министра по вопросам терроризма и финансовой разведки в тесном взаимодействии и координации с ФРС.

При этом ключевым является то, что ни Министерство финансов, ни подведомственные ему структуры, в том числе FinCEN, не имеют право вмешиваться в деятельность ФРС и требовать оттуда какую-либо информацию. ФРС же напротив, имеет право доступа к любой нужной для выполнения ее функций информации. Кстати, в ходе слушаний в Конгрессе, связанных с разоблачениями Э.Сноудена и реформой АНБ выяснилось, что именно ФРС имеет право беспрепятственного доступа к любым базам данных о финансовых транзакциях и активах, находящихся в распоряжении АНБ.

Содержащиеся в докладах Конгрессу, либо полученные от ответственных должностных лиц под присягой в ходе слушаний в Сенате или Палате представителей, сведения позволяют сделать однозначный и доказательный вывод, что именно Совет управляющих ФРС располагает всей полнотой данных, в том числе, в режиме реального времени, о валютных, финансовых, инвестиционных рынках, и более того, о финансовых потоках и даже, в случае необходимости, конкретных транзакциях и активах тех или иных физических и юридических лиц.

Возникает вопрос — а зачем ФРС все это информационное богатство и как оно его может использовать? В формальном плане важнейшими функциями ФРС являются определение кредитной ставки, управление денежной эмиссией, покупка государственных ценных бумаг, обеспечение надзора и регулирование банковских учреждений и т.п. При этом надо обратить внимание на такую важнейшую функцию ФРС, как обеспечение стабильности и целостности финансовой системы США. Что кроется за последней функцией, рассказала в выступлении в Сенате о реализации законодательных актов, связанных с борьбой с отмыванием денег, финансированием терроризма и акторами, угрожающими национальной безопасности США, в 2004 г. один из членов Совета управляющих ФРС Сьюзан Шмидт Байс.

В числе прочих ей был задан вопрос, как ФРС взаимодействует в этой работе с Министерством финансов США и его структурами по финансовой разведке и противодействию финансированию терроризма. Сьюзан Байс ответила, что ФРС по этим вопросам действует полностью согласованно с Министерством финансов. Все отличие состоит в методах работы. Министерство финансов действует строго в соответствии с предусмотренными законодательными актами компетенциями, выполняя жестко прописанные юридические процедуры, а ФРС, исходя из своего статуса, решает возникающие вопросы на неформальной основе. Приведенное выше предложение, это сильно ужатая, но практически раскавыченная цитата. В переводе с языка конгрессменов на общечеловеческий, она означает, что ФРС решает те или иные задачи недокументированным образом, т.е. строго говоря, методами, не регулируемыми законами США. Данное обстоятельство, впрочем, неудивительно, поскольку в ст. 1 части 4 Конституции США записано: «… выпускать деньги, регулировать их стоимость, а также стоимость иностранной валюты и устанавливать стандарты меры весов» должен Конгресс США. Фактически же этим занимается ФРС.

Соответственно, финансово-экономические войны и противоборства, регулируемые международными соглашениями и требующие одобрения Конгресса США, а иногда согласований с союзниками и партнерами Америки, в которых используются такие инструменты, как установление и наложение санкций, блокировка счетов, активов и т.п. ведет Министерство финансов США и подведомственные ему структуры. Финансово-экономические войны и инвестиционные агрессии, проводимые помимо или вне, а подчас и с нарушением законов, ведет ФРС и связанные с ней финансовые институты.

Помимо государственных структур с различным статусом в состав ВРФК США входят частные подрядчики и другие, еще более удивительные организации, о которых речь пойдет в следующем материале.