Борис Цилевич не хочет, чтобы бывшая канадка вновь заняла президентский пост

Депутат Сейма Латвии Борис ЦилевичСогласие») отрицательно высказался по поводу возможности повторного выдвижения бывшей гражданки Канады Вайры Вике-Фрейберги в президенты Латвии.

"Вновь стали упоминать Вайру Вике-Фрейбергу в качестве возможного кандидата на президентский пост. Что ж, иногда они возвращаются (с) Но если серьёзно — по-моему, ВВФ была худшим президентом Латвии. Она правила страной, которую воспринимала как чужую и даже враждебную. Для меня она осталась человеком со стороны, который пытался навязать мне свои порядки в моей стране. Писал об этом ещё в 2002 году, во время первого президентского срока ВВФ. И теперь не вижу никаких оснований менять отношение к ней. «…мне очень хотелось бы, чтобы президента моей страны я мог назвать своим президентом. Увы, не получается. Мы с госпожой президентом живем в разных Латвиях. Я искренне верю, что Вайра Вике-Фрейберга все годы, проведенные в изгнании, сохраняла образ „латышской Латвии“ в своем сердце и мечтала вернуться в эту страну. Проблема в том, что эта идеальная „латышская Латвия“ ничего общего не имеет ни с независимой Латвией 1918-1940 годов, ни с реальной страной, в которой я родился и прожил свою жизнь. Сочувствую госпоже президенту — в отличие от Ахматовой, она не может сказать: „Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был“. „Латышская Латвия“, как ее представляет себе госпожа президент, — это утопия. Заняв высший пост в государстве, она не может удержаться от соблазна попытаться воплотить эту утопию в жизнь. Из подобных попыток в истoрии никогда ничего хорошего не выходило», — пишет Цилевич в сети Facebook.

«Моя, реальная Латвия — иная. Многокультурная, многоязычная страна, в которой люди говорят на разных языках. Где латыши, русские, украинцы, поляки, евреи дружат и враждуют, вместе и порознь делают бизнес, влюбляются, женятся, рожают детей. В моей Латвии русские — это неотъемлемая часть народа этой страны, а не некая аномалия и не „наследие оккупации“. Я каждый день говорю на трех языках, и мне это нравится, я вполне комфортно ощущаю себя в этой мультикультурной среде. Латышский язык — это тоже важнейшая часть моей Латвии, и мне не нужны надсмотрщики и предписания, когда и с кем я на этом языке должен говорить», — заключает депутат.

Как известно, Вике-Фрейберга стояла во главе Латвии в течение двух сроков, с 1999 по 2007 годы. В период ее правления государство стало членом ЕС и НАТО. В одном из недавних интервью она не исключила, что может прийти на помощь (читай: стать кандидатом), если поиски нового главы государства зайдут в тупик.