Первых, кого я отметил в гуще народа на площади Победы, стали польские байкеры — мужчины и женщины в кожаных куртках на утреннем солнцепёке. «Много вас?» — спрашиваю. «Двадесча осемь», — отвечает на ходу пан с бэйджем «III мотопробег дружбы Ольштын-Калининград».

На Парад Победы в Калининграде приехал боец украинского спецподразделения «Беркут»

«Не стращали польские пограничники?» — обращаюсь к другому мотоциклисту. «А мы сверху заезжали, — говорит байкер по имени Валера. — Мы из Латвии! Границу с Литвой прошли мигом. Полчаса и у вас». Ребята уточнили, что из Латвии примчались семь байков, из Польши — 28.

На этом иностранные гости не закончились. В составе официальной польской делегации — 17 человек, десять из которых — ветераны военной службы Войска Польского из Варминьско-Мазурского воеводства. Главный герой делегации — ветеран Второй мировой войны, полковник в отставке Роберт Свех из Ольштына. Он юношей принимал участие в Варшавском восстании, а после того, как Советская армия освободила польскую столицу, примкнул к одному из воинских подразделений Красной армии, став настоящим сыном полка. С красноармейцами Роберт дошёл до Берлина.

Встретил я и бывшего бойца украинского спецподразделения «Беркут», принявшего присягу на верность России. Парень с Георгиевской лентой на груди и медалью «За службу в спецназе» стоял в окружении своих российских соратников.

Вот на трибунах генеральный консул Польши Марчин Носаль и глава белорусской дипмиссии Василий Горбатенко обнимают друг друга и по русскому обычаю троекратно целуются. Генконсул Германии Рольф Краузе, улыбаясь, жмёт руку руководителю канцелярии посольства Латвии Инги Скрузмане. Не пришли лишь литовские дипломаты.

Снимать парад в Калининграде впервые прибыла голландская съёмочная группа во главе с кинодокументалистом Бриттой Хосман. Автор этих строк понаблюдал за Бриттой, у которой мать родилась в Кёнигсберге и в 45-м году в возрасте пяти лет покинула Восточную Пруссию. Когда зачеканили шаг моряки-балтийцы, фрау Хосман не смогла сдержать слёз. Это было видно даже через солнцезащитные очки.

«Почему вы плакали?» — спросил я Бритту после парада. «Да, я не сдержала эмоции, — сказала нидерландка. — Меня впечатлил русский парад. Я в первый раз увидела такое зрелище, в Голландии таких парадов не существует. На 5-е мая мы проводим своё торжество в память павших, но у вас совсем другое. Я понимаю, что для ветеранов, для русских — это очень важный день. Столько было жертв…».

Впечатлился, на мой взгляд, и звукооператор голландской съёмочной группы, который во время долгого раскатистого «ура» двух тысяч военнослужащих буквально открыл рот от удивления.

В приветственных словах губернатора Николая Цуканова и командующего Балтфлотом Виктора Кравчука, пожалуй, впервые прозвучало внятное толкование фашизма. «Воля советского народа, его героизм и стойкость освободили Европу от рабства, — сказал губернатор. — День Победы стал днём национальной гордости». «70 лет назад была уничтожена машина по уничтожению целых народов, — вторил ему командующий флотом. — Нашей стране и всей Европе возвращён мир. Положен конец идеологии, разрушавшей основы цивилизации».

Сегодня калининградцы увидели свидетеля тех героических дней — танк Т-34, который проехал по главной площади города своим ходом. Экипаж именно этой «тридцатьчетвёрки» во время штурма Кёнигсберга одержал четыре боевых победы, уничтожив немецко-фашистскую самоходную установку «Фердинанд».

Завершилось событие внушительным маршем горожан «Бессмертный полк» к монументу 1200 гвардейцам, погибшим при взятии крепости Кёнигсберг. Всего же, по данным регионального управления МВД, в Калининграде вышли отметить 70-летие Великой Победы 55 тысяч человек. Это достойно памяти воинов-победителей!