Польские краеведы из города Ольштынек подготовили фотовыставку о судьбе пяти красноармейцев из нацистского лагеря для военнопленных «Шталаг I-B». Ожидается, что в июне экспозиция займёт своё место в новом музее, расположенном в здании ратуши Ольштынека.

Польский историк Богумил Кузневски - хранитель памяти о советских военнопленных, замученных в «Шталаге I-B».

Всего в лагере, располагавшемся на территории современного Варминьско-Мазурского воеводства Польши, содержалось до 400 тысяч военнопленных из Советского Союза, Польши, Италии, Франции, Бельгии, Голландии. За годы войны там погибло 55 тысяч человек, из них более 50 тысяч — советские военнопленные.

«Шталаг I-B» был освобождён Красной армией 21 января 1945 года. До сих пор на поле, где размещался лагерь, местные жители находят куски колючей проволоки, пуговицы, монеты разных стран, в том числе советские копейки.

Фотовыставка «Пленом не сломленные» повествует о солдатах Василии Семёнове, призванном на фронт из Смоленской области, Степане Сутягине из Свердловской области, Кузьме Сивокозе из Донбасса, Дмитрии Ломоносове и Василии Закурдаеву из Москвы, попавших в плен в разные годы Великой Отечественной войны.

Собрать информацию польским краеведам помогли родственники красноармейцев, а также архивные данные Министерства обороны России, находящиеся в открытом доступе (портал «Подвиг народа» и обобщенный банк данных «Мемориал»).

Например, внучка Василия Семёнова Елена Атаманчук прислала копию последнего письма деда, датированного 20 августа 1941 года. «О своей жизни при фронте я всем родным писал. Мне никто ещё ни одного письма не прислал. Винить некого лишь потому, что мы как дикари по лесам кочуем. Но ничего, возможно, скоро фашиста разобьём, тогда снова заживём», — пишет рядовой Семёнов.

Правнучка Степана Сутягина Ирина Лапшина прислала воспоминания о прадеде товарища, который находился с ним в лагере. До войны Сутягин был краснодеревщиком, в «Шталаге I-Б» он сделал шкаф кому-то из лагерной охраны, за что с ним расплатились салом и хлебом. В бараке хлеб и сало разрезали ниткой на маленькие кусочки и съели. Возможно, от голода измождённые организмы не справились с жирной пищей, и ночью умерло восемь человек, в том числе Степан Сутягин.

«В нашим планах сделать на кладбище список всех захороненных русских солдат, но мы не располагаем такой информацией, — рассказал корреспонденту ИА REGNUM польский историк Богумил Кузневски, хранитель памяти о красноармейцах, замученных в нацистском лагере „Шталаг I-B“. — Возможно, в Министерстве обороны Российской Федерации есть поимённая информация узников „Шталага I-Б“. Мы через российскую прессу обращаемся к оборонному ведомству с просьбой помочь в этом деле».

Символично, что в здании ратуши, где разместится экспозиция, в 1945 году на одну ночь останавливался маршал Георгий Жуков.