Некоторые люди покидают ДНР, чтобы переоформить пенсии и пересидеть новый виток боевых действий

Житель г. Тореза (Донецкая область, территория ДНР) в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал о процедуре и особенностях выезда из республики на территорию Украины.

В конце мая (раз в шесть месяцев) на Украине для пенсионеров ДНР и ЛНР наступает срок обязательной перерегистрации для дальнейшего получения украинской пенсии. Такая себе проверка на выживание. К тому же есть предчувствие возобновления боевых действий. А значит, надо собираться в дорогу. Пока мало верится обещаниям назначенных властей ДНР в то, что пенсии они будут платить регулярно и в полном объеме. Откуда у них деньги? Экономика фактически не работает, не говорю уже об открытии новых предприятий, хоть бы старые не закрывали. В прошлом году уже как-то выдавали пенсии по 1000 грн., но потом несколько месяцев не платили. Да и зачем мне пенсия ДНР? Я работал на Украину и платил налоги своей стране, хочу свою — украинскую, а не ДНР-овскую пенсию. В основном пенсии в ДНР переоформили те, кто на Украине получал «минималку», или больные люди, которые уже не перенесут длинную, изнурительную поездку. Остальные, что бы они ни заявляли публично, получают выплаты на Украине.

На черном рынке за официальный пропуск берут до 1200 грн.

С женой решили сделать пропуска, чтобы проехать украинские блокпосты без проблем. Посреднику заплатил 2400 грн. за изготовление двух пропусков в 10-дневный срок. Это хорошая цена. Делать самому документ будет еще дороже: ехать в Мариуполь, снимать жилье, стоять в очередях до 3 месяцев… Мне 60 лет, зачем мне такие «удобства», я еще пожить немного хочу. Пропуск на авто решил не делать.

Пересекать украинские блокпосты лучше после 14:00

Ехать до Житомира — места регистрации (около 1000 км от Тореза) решили с ночевкой в Харьковской области. Выехали после обеда, чтобы не стоять на украинских блокпостах. Многие выезжают с утра, из-за этого длинные очереди. Порой проезд через один украинский блокпост занимает до 4 часов. Поехали через Горловку, трасса Ростов — Донецк разбита свежими следами от танков, САУ, «Градов». Прошлогодние воронки от снарядов засыпали щебнем, асфальт в ДНР не кладут с прошлого года. Впрочем, как оказалось, похожая ситуация с полотном и на территории Донетчины, подконтрольной Украине. До Харьковской области дорог нет, т.е. также убиты техникой и воронками от снарядов.

Гражданские авто выезжают из ДНР под свист пуль

Под Горловкой быстро и легко проехали один блокпост ДНР. Тут достаточно было показать паспорт с местной пропиской. Куда сложнее оказалось проехать украинские блокпосты. По дороге на Харьков их было 8 штук. Около 16:00 в районе Майорска (под Горловкой) на украинском блокпосту собралось пять машин. Украинские солдаты закрыли проезд. Сказали, чтобы мы возвращались, будет бой. Украинцы заняли боевые позиции и начали стрелять из миномета и калашей в сторону Горловки… Чтобы не попасть под ответный обстрел, наша мини-колонна из 5 легковых на свой страх и риск пошла на объезд блокпоста через посадку по грунтовке. Старались ехать колесо в колесо, потому что грунтовые дороги часто минируют фугасами. Выбора не было. Было страшно.

После нескольких часов катаний по объездным дорогам ночью мы въехали в г. Изюм (Харьковская области, граница Харьковского и Донецкого регионов). В глаза бросилось, что на стоянках придорожных кафе и магазинов много машин с донецкими и луганскими номерами АН и ВВ, много желающих покинуть наш «рай». Люди выезжают за продуктами, к родственникам, многие переезжают из ДНР, бросая дома и квартиры… Зашли в два придорожных мотеля, но там мест не оказалось. Ночевали в машине… Днем въехали в Харьков. В магазине купил резину на колеса, старая совсем стерлась. В ДНР цена одного ската украинского производства стартует от 750 грн. за штуку, в Харькове иностранная резина обошлась мне по 550 грн. за штуку. То же самое касается и других видов товаров и продуктов. К примеру, в ДНР бензин марки А-92 стартует от 23 грн. за 1 литр, на Украине — по 19 грн.