Открытое письмо, направленное общественниками Башкирии вместе с представителями русской общественности Бурятии, Татарстана и Республики Коми в адрес президента России, вызвало резонанс в нескольких регионах России. Как сообщили ИА REGNUM авторы письма, их целью является «спасение русского языка и межнационального согласия в национальных республиках России».

В обращении к Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, депутатам Госдумы и политикам авторы письма «вынуждены констатировать факт, что русские и русскоязычные дети, живущие в национальных республиках, лишены существенных прав и свобод, которыми имеют счастье пользоваться такие же русские и русскоязычные дети, не проживающие в национальных республиках России».

Факт лишения «прав и свобод» авторы письма видят в том, что в русскоязычных школах Татарии, Башкирии и других национальных республик приняты без согласования с родительским сообществом учебные планы с сокращенным (лишь с базовым уровнем) изучением русского языка. «В русскоязычных школах на остальной территории России учащиеся имеют право и изучают русский язык углубленно, — заявляют подписавшиеся. — Нашим же детям приходится дополнительно заниматься с репетиторами».

Второй момент, который тревожит авторов обращения, заключается в том, что «до сих пор в России русский язык не имеет законодательного статуса «родной язык». «В то же время в Республике Татарстан родным для всех принудительно «назначен» татарский язык, ведь во всех без исключения общеобразовательных «русскоязычных» школах здесь реализуется план обучения для детей «с родным нерусским языком обучения», т. е. как для татарских национальных школ, с минимальным количеством русского языка и литературы, но по 5−6 уроков татарского языка в неделю в течение 11 лет, — подчеркнули подписанты. — Принудительное обучение татарскому языку введено сейчас и в детских садах Республики Татарстан — для малышей всех национальностей и без согласия их родителей. В остальных регионах такое обучение без согласования с родителями не практикуется».

Кроме того, по мнению авторов обращения, учащихся национальных республик, вопреки их желаниям и потребностям, независимо от наличия или отсутствия языковой среды, «законодательно принуждают изучать государственный язык республики».

От Башкирии обращение подписали председатель Комитета по образованию и языковой политике Собора русских Башкирии Виктор Афанасьев, председатель Совета региональной общественной организации православных родителей и педагогов РБ Лариса Калинина, первый председатель Союза башкирской молодежи Ринат Баимов, родительская активистка Галина Лучкина.

Как считает Виктор Афанасьев, на всей территории России «должны неукоснительно соблюдаться Конституция РФ и законы». «Министерство образования обязано гарантировать право выбора родителями учебных планов и предметов школьного компонента и права на свой язык, который хочет изучать учащийся, — уверен Афанасьев. — Самое главное: не должно быть насилия над директорами школ со стороны администрации муниципальных образований».

«Мы хотим чёткой определённости в нормах законопроекта об образовании в отношении добровольности изучения региональных языков, — настаивает родительская активистка из Бурятии Ирина Гнеушева. — Это право нам дано Конституцией России, федеральными законами. Мы хотим жить в правовом поле России, в полной мере пользуясь правами, данными нам законом «Об образовании» РФ».

Обращение поддержали российский экономист, действительный член РАЕН Михаил Делягин, писатель Владислав Русанов, председатель военно-патриотической организации «Честь и Надежда Отечества» Линар Сафин и другие.

Эксперт Института национальной стратегии, политолог Раис Сулейманов объяснил ИА REGNUM, чем вызвано это обращение. «Когда читаешь открытое письмо русской общественности из Татарии, Башкирии, Бурятии, Республики Коми к президенту страны, к премьер-министру и другим высокопоставленным государственным деятелям, то чувствуешь, что это крик отчаяния, — поделился Сулейманов. — Люди потеряли надежду решить свою проблему на региональном уровне и сейчас взывают только к пониманию и справедливости со стороны руководства России».

По мнению эксперта, этнолингвистический конфликт в национальных республиках, в некоторых из которых он длится годами (Татарстан и Башкирия), в других — только начинает появляться (Бурятия и Коми), является той реальной проблемой, которая вызывает наибольший протест «самого терпеливого этноса» — русских.

«Русские как нетитульное население в национальных республиках России смирились за последние четверть века, что имеется однозначный этнический перекос в государственной кадровой политике в этих регионах, что приоритет будет отдаваться финансированию национальной культуры титульных народов, а русская культура по остаточному принципу, что в учебниках по истории местного края русских изображают в роли «оккупантов» и «поработителей», хотя эти самые «поработители» открывали университеты, театры, музеи, основывали города (Уфа, Верхнеудинск, Улан-Удэ, Сыктывкар, Усть-Сысольск), создавали промышленность, медицину, науку, — перечисляет Сулейманов. — Русские к этому уже привыкли и даже не пытаются активно протестовать». Единственное, что их вынуждает выходить на улицы с митингами, делать заявления, писать множество писем в различные инстанции, не молчать — так это судьба их детей. «Русские хотят, чтобы их дети в школах могли получать знания по родному для них русскому языку в полном, а не в усеченном объеме, — резюмировал эксперт. — Русские родители Татарстана, Башкортостана, Бурятии, Коми просят, чтобы русский ребенок в Казани, Уфе, Сыктывкаре и Улан-Удэ мог учиться писать и читать на русском языке так же часто в школе, как русский ребенок в Костроме, Ярославле, Москве или Новосибирске».