Эксперты считают, что инвестиционный климат в Киргизии пока еще не столь привлекателен, как об этом любят говорить власти республики

«В Киргизской Республике местные жители действуют сгоряча: выгонят инвесторов, разнесут производство, а потом жалеют о содеянном», — независимый киргизский эксперт-экономист Шумкарбек Адилбек уулу рассказал корреспонденту ИА REGNUM о том, как иностранным компаниям заручиться поддержкой населения и почему в Киргизии нельзя выдавать кредиты на развитие бизнеса деньгами.

ИА REGNUM: Решение о вступлении Киргизии в ЕАЭС принято, документы почти готовы, остались формальности. Какие плоды принесет вхождение республики в экономический союз?

Прежде чем пожинать плоды, нужно устранить минусы, которых, к сожалению, немало. Киргизских производителей обрадовали, что с вступлением республики в экономический союз откроются границы, и они смогут продавать свой товар по более высоким ценам потребителям в Казахстане и России. Но они не знают, что для этого необходимо подтвердить качество продукции в соответствии с нормами рынка ЕАЭС. Люди привыкли к тому, что с местными службами по контролю качества, если таковые и имеются, можно договориться. Они не знают, что с новыми проверяющими такой номер не пройдет.

Еще один важный момент, от которого зависят производители — объемы производства. У большинства фермерских хозяйств объем продукции очень маленький. Они не смогут получить прибыль от экспорта. Для производства больших объемов необходимо налаживание системы производства высокого качества.

Получается, что экономический союз при имеющихся перспективах выхода на крупные рынки нужен Киргизии. Но при текущем положении дел плюсы оборачиваются минусами. Выиграют крупные производители, имеющие в распоряжении логистические узлы, современные технологии производства, но не фермеры, у которых нет средств на развитие хозяйства.

ИА REGNUM: Могут ли исправить ситуацию инвестиции в наиболее перспективные сферы экономики?

Я обучаю людей в регионах финансовой грамотности. И в ходе работы столкнулся с интересным явлением. Люди, живущие на периферии, совсем по-другому представляют себе экономические процессы: построение бюджета, эффективное вложение и распределение средств.

На вопрос об инвестициях люди отвечают, что это деньги, которые дают международные организации. Подобные ожидания настолько плотно засели в сознании, что отказ инвестора от финансовой опеки местных жителей вызывает у последних возмущение и протест.

Жители регионов считают, что нужно привлекать инвесторов в горнорудную отрасль, так как в Киргизии есть полезные ископаемые. Но при этом не отрицают того, что выйдут на митинг против разработчиков, если им за это заплатят. Протестующие будут кричать о вреде экологии, но при этом не будут знать, в чем именно он выражается.

Срабатывает стереотип — «наша земля — наши правила». Это удобная почва для политиков, которые отстаивают свои интересы в ущерб интересам государства. И ситуация не изменится только потому, что республика стала частью экономического союза.

ИА REGNUM: Почему это происходит?

Все это результат многолетней неграмотной политики, которая проводилась с момента обретения Киргизией независимости. Местное сообщество никогда не оказывалось на месте инвесторов. Люди воспринимают инвесторов как чужих и практически любые их действия трактуют в негативном ключе.

Кроме того, не выстроен механизм взаимодействия, и местные жители не вовлечены в работу. Если люди поймут, что их доходы связаны с доходами инвесторов, они сами встанут на защиту компаний, работающих в Киргизии.

ИА REGNUM: Как вовлечь местное население в работу иностранных компаний?

На первом этапе нужно привлечь население к эффективному распределению и использованию выделенных инвестором средств. Если жители хотят, чтобы инвесторы построили дорогу или школу, то пусть сами контролируют закупки, участвуют в работе и контролируют результат. Таким способом можно обеспечить целевое расходование денег.

В реальности ситуация выглядит так: деньги выделяются, конкурсы на строительство проводят, работа вроде ведется, а в итоге школа не построена, деньги испарились. А виноватых нет. Как получилось, например, с Фондом развития Иссык-Кульской области, куда поступали деньги от рудника Кумтор.

ИА REGNUM: Какие «подводные камни» ожидают иностранных инвесторов в Киргизии?

Проблемы существуют на всех уровнях. Во-первых, нет понимания ситуации у жителей регионов. Из-за общей пассивности и низкого уровня грамотности всегда находятся политики, которые используют местных жителей в своих целях.

В этой связи необходимо работать с молодежью. Обучение основам финансовой грамотности можно начать даже в школе, работа в этом направлении также возможна с возрастной группой в пределах 30-40 лет. Людям старшего возраста трудно отказаться от своих убеждений и стереотипов.

Во-вторых, отсутствие гибкой нормативно-правовой базы по поддержке и защите иностранных инвесторов.

В-третьих, отсутствие контроля за исполнением уже существующих законов.

В-четвертых, отсутствие самостоятельности органов местного самоуправления от центральной власти в Бишкеке. Депутатов городских советов назначали по звонку из центральных штабов и выбирали по принципу лояльности. Разумеется, компетентность таких чиновников под большим вопросом. Они несвободны в своих действиях и подчиняются приказам сверху, а из столицы не всегда видны все аспекты конфликтов в глубинке.

В-пятых, если инвестор крупный, как канадцы на Кумторе, то желающих «проконтролировать» его работу становится все больше: от губернаторов на местах до представителей центральной власти в Бишкеке.

ИА REGNUM: Кто может выступить гарантом соблюдения прав инвесторов?

На первом этапе для привлечения инвесторов гарантии может дать президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. Но гарантии главы государства будут работать до первого конфликта с местным населением. Тогда инвестор должен будет решать проблемы самостоятельно.

ИА REGNUM: Быть может эффективнее договариваться с местным криминалитетом?

Их обязательно нужно знать в лицо: и лидеров и просто представителей. Но заводить близкие связи я бы не рекомендовал. Инвестор или бизнесмен не сможет с ними «расплатиться» даже за незначительную услугу.

ИА REGNUM: Хорошо. Центральные власти четкие гарантии дать не могут, криминалитета следует избегать. Какова оптимальная стратегия действий для инвестора?

В Киргизии пытались работать южнокорейские предприятия, российские сотовые компании, китайские горнодобывающие структуры. Результат совместной работы — скандалы, прекращение деятельности, а затем — иски к Киргизии на покрытие ущерба в миллиард долларов.

Исходя из этой ситуации, российские инвесторы, появление которых будет логичным после вступления Киргизии в ЕАЭС, станут действовать иначе. Первый способ — получить твердые гарантии от центральной власти и контролировать соблюдение договоренностей. Для этого будет формироваться лояльный парламент и подконтрольные местные органы самоуправления, чтобы они своими силами решали проблемы «по звонку» из Бишкека.

Второй способ — стимулирование местных производителей неденежными инвестициями.

ИА REGNUM: Какой вариант предпочтительнее для российского бизнеса?

Комбинация первого и второго вариантов. С вступлением в ЕАЭС Киргизия завязывает свою экономику на рынки России, Казахстана, Белоруссии и Армении, а значит, становится более несвободной в вопросах внутренней политики. В парламенте Киргизии нового созыва (выборы в республиканский парламент назначены на осень 2015 года. — Прим. ИА REGNUM) скорее всего, окажутся лояльные России политики.

А работа с местными фермерами уже началась. На юг Киргизии россияне завозят бесплатные удобрения, бесплатные семена и объясняют местным жителям, что их продукция уйдет на экспорт по более высоким ценам, чем им предложит внутренний рынок. Это правильный подход.

Производители получают гарантии сбыта товара, а потребители обеспечивают себя качественным товаром, соответствующим нормам экономического союза.

ИА REGNUM: Почему россияне не воспользовались привычным форматом льготного кредитования, а реализовывают проект таким образом?

Они поняли, что выдавать деньгами местным жителям кредиты нельзя. Нецелевое расходование средств приведет к долгам, работа сделана не будет.

Помните идею, вокруг которой строилась предвыборная кампания Омурбека Бабанова (бизнесмен, бывший премьер-министр Киргизии. — Прим. ИА REGNUM)? Он обещал льготные кредиты под 7% и сдержал обещание. Я был против этой популистской затеи потому, что в итоге она обернулась проблемами.

Став премьер-министром, Бабанов начал раздавать деньги. Фермеры радостно понабирали кредитов: купили землю, семена или скот, — и деньги закончились. Потом продали выращенную продукцию на местном рынке, в лучшем случае вернули кредит, и оборотных средств не осталось. Вернулись к самому началу. Это сложно назвать стимулированием производства.

ИА REGNUM: Каким должен быть идеальный инвестор для Киргизии?

Непритязательным, готовым рисковать и работающим с краткосрочными проектами. При нынешних проблемах трудно выставлять жесткие условия и требовать от инвесторов дополнительных вложений в экономику в виде социальной нагрузки, дополнительных рабочих мест для местных жителей и так далее.

Помимо негативно настроенных местных жителей, существует множество других проблем, в том числе кадровый дефицит, который не позволит привлечь к работе киргизстанцев. Иностранные компании будут вынуждены привозить своих специалистов или обучать местное население работе с новыми технологиями. В последнем случае — это очевидная потеря времени, но стратегический выигрыш. Так поступил «Кумтор» — они обучили отечественных специалистов, и теперь те, обладая дополнительными навыками, зарабатывают неплохие по местным меркам деньги.

Второй момент — отсутствие логистики. Для любого крупного производства необходимы налаженные и дешевые перевозки. Пришедшая в Киргизию компания создает эту систему самостоятельно по мере своих сил, но она не может разориться на такие крупные проекты, как строительство железной дороги, которая значительно упростила бы перевозки.

В-третьих, отсутствие необходимых ресурсов для производства, например, перебои с поставками электроэнергии.

Таким образом, инвесторы, которые работают в сфере долгосрочных проектов, не рассматривают Киргизию как вариант для вложения средств.

ИА REGNUM: Если говорить о конфликтах с инвесторами, то кто может выступить медиатором в подобных ситуациях?

Ужасно уже то, что Киргизия дошла до защиты инвесторов от своих же граждан. Мы должны стремиться к искоренению этой тенденции. Ситуация вокруг «Кумтора» показала, что существующий институт медиаторства не работает.

Авторитет властей низок, не работают и традиционные институты, например, старейшины. Я говорил с пожилой жительницей села Саруу в Иссык-Кульской области. Она рассказала, что до организации митинга молодые люди приходили к аксакалам (старейшинам. — Прим. ИА REGNUM) и просили благословения и поддержки. После того, как митинг перешел в опасную стадию — жители перекрыли дорогу и поджигали покрышки, аксакалы пытались их остановить, но не смогли — митингующие молодые люди «послали» стариков.

Нужно сделать так, чтобы общество способствовало поддержке инвесторов. Ведь единственным гарантом стабильности в Киргизии после двух революций (в 2005 и 2010 годы в Киргизии произошли государственные перевороты, в ходе которых были свергнуты президенты Аскар Акаев и Курманбек Бакиев. — Прим. ИА REGNUM) является народ. Поэтому в случае смены власти и передела собственности люди сами встанут на защиту иностранных компаний.

Найти общественную поддержку инвестор может через реализацию социальных проектов с участием местных жителей. Инвестор должен выделять деньги на развитие территории, на которой он работает, и вкладываться в экономику республики помимо выплаты налогов в госбюджет.

Но нельзя шантажировать инвестора и превращать социальную нагрузку в обязательство. Это воспринимается как вымогательство в особо крупных размерах.

ИА REGNUM: В Киргизии создано Агентство по привлечению инвестиций. Сможет ли эта структура работать эффективно в свете проблем, которые вы описали?

Это нужная структура, но у меня возникают серьезные сомнения в эффективности ее работы. В отсутствие фундамента, отработанных механизмов, на которых могла бы заработать это организация, нельзя построить хорошую систему.

Для начала, по-хорошему, нужно провести экспертную работу — оценить потенциал каждого региона, определить области инвестирования, сопоставить риски и издержки, а уже потом создавать базу инвесторов.

Объем социальной нагрузки на инвестора необходимо делить на несколько этапов и документировать. Чтобы не было злоупотреблений ни со стороны инвесторов, ни со стороны местных жителей.

Автор: Евгения Ким, Бишкек