«Денонсация соглашений между Украиной и Россией в военно-политической сфере — это та политическая точка, которую ставит официально Киев в более чем двадцатилетнем периоде взаимовыгодного сотрудничества с Москвой», — заявил 21 мая в интервью корреспонденту ИА REGNUM главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, комментируя денонсацию Киевом пяти соглашений о сотрудничестве с РФ в военной сфере.

i-korotchenko.livejournal.com
Игорь Коротченко.

«Это осознанный политический выбор, безусловно. Это сигнал о том, что Россия для Украины – военный противник, и вектор интересов Украины направлен в сторону Запада, на скорейшую интеграцию в НАТО и ЕС», — продолжил Коротченко.

С практической точки зрения, по мнению эксперта, это означает деиндустриализацию Украины, потому что оборонный сектор — один из немногих держащихся на плаву сегментов её экономики. «90% всей продукции поступало именно в Россию. Найти замену этому рынку невозможно, поэтому фактически это будет означать закрытие десятков украинских предприятий, и сотни тысяч рабочих высокой квалификации будут просто выброшены на улицу как безработные. Это практический результат данного решения Киева», — заявил он.

Что касается военных контактов, то, как заметил Коротченко, было бы наивно ожидать, что они сегодня возможны: «В целом, это логический итог более чем годичного пребывания у власти людей, которые совершили государственный переворот и выполняют волю западных хозяев».

Россия, как считает Коротченко, ничего не потеряет от этих соглашений потому, что в январе этого года Министерство обороны РФ заявило, что решения, позволяющие обеспечить замену украинских комплектующих российскими изделиями, приняты. «Для российского военно-промышленного комплекса минимизированы негативные последствия разрыва Киевом сотрудничества в данной сфере», — заверил Коротченко.

Болезненной темой он назвал денонсацию соглашения о транзите российских военных через украинскую территорию в Приднестровье. «Нам придется искать какие-то другие варианты, хотя они и ограничены. Да, это будет неприятное, болезненное решение. Но эту проблему придется так или иначе решать», — подчеркнул военный эксперт.


В частности, этот вопрос, как полагает Игорь Коротченко, можно решить, договорившись с Кишиневом. «Здесь отношения тоже неблестящие. Но, я думаю, необходимость поддержания мира все-таки будет вразумлять кишиневских деятелей. В противном случае, они могут вновь ввергнуть регион в войну», — подытожил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 21 мая Верховная рада в Киеве денонсировала сразу 5 соглашений о сотрудничестве с РФ в военной сфере. Это соглашения о транзите российских военных через украинскую территорию в Приднестровье, о взаимной охране секретной информации, об организации военных межгосударственных перевозок, о сотрудничестве в военной сфере и о сотрудничестве в области военной разведки.

ИА REGNUM также напоминает, что на данный момент у Москвы нет вообще никакого решения не только проблемы дальнейшего транзита российских войск, но и деблокады тех, что уже находятся в ПМР. Поскольку Киев де-факто не соблюдает денонсированное им сейчас соглашение с марта 2014 года, когда закрыл границу с Приднестровьем для российских граждан и грузов, и военные при этом, разумеется, не стали исключением. Теперь же Киев просто поставил юридическую «точку», оформившую уже более года реализуемую им практику, а заодно и «еще более жирный знак вопроса» относительно своего и так давно поистрепавшегося «статуса» в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта, не обманув таким образом ожиданий главы МИД ПМР Нины Штански, озвученных ею 29 апреля в связи с внесением в Верховную раду этой инициативы. Кишинев со своей стороны дополнил действия Киева, активно препятствуя доставке грузов для российского воинского контингента в ПМР, а также депортируя и объявляя персонами нон грата граждан РФ, среди которых, помимо миротворцев и военнослужащих Оперативной группы российских войск (ОГРВ), оказались общественные и научные деятели, представители государственных СМИ. Объявление запретов российским гражданам со временем приобрело регулярный характер и на данный момент поставлено молдавскими властями на поток. Официальным же представителям РФ Кишинев пока только угрожает запретом на въезд и до сих пор ограничивался тем, что создавал недружественный, оскорбительный фон и унизительные препятствия в ходе их визитов в ПМР, а потом и в Гагаузию, куда приезжала поагитировать за «пророссийского» кандидата Ирину Влах целая группа депутатов Госдумы РФ.


Наиболее красноречиво свидетельствуют об отсутствии у Москвы какого-либо варианта решения ситуации с блокадой воинского контингента РФ в ПМР, даже «ограниченного, неприятного и болезненного», как ее упорное молчание на протяжении уже более чем года с начала возникновения проблемы, так и отсутствие каких-либо действий. Ни один из инцидентов с российскими военнослужащими в Приднестровье до сих пор так и не удостоился реакции руководства РФ. А на последний случай депортации молдавскими властями российских офицеров, пытавшихся пополнить состав ОГРВ, вообще не отреагировал никто — ни Москва, ни Тирасполь, ни в Кишинев, которые, видимо, сочли этот произошедший 14 мая инцидент уже слишком рядовым и не заслуживающим официальных комментариев. Тем более что молдавское правительство в этот день было в крайней степени озабочено требованием МИД Румынии дать официальные разъяснения в связи с депортацией ее гражданина, по поводу чего на «экстренном заседании» премьер Кирилл Габурич отчитывал глав молдавских силовых ведомств за «несогласованность» решения о выдворении «представляющего угрозу национальной безопасности» Молдавии гражданина Румынии, которое, однако, «может повлечь за собой последствия дипломатического характера». Только близкое к молдавским спецслужбам издание Deschide походя заявило, что в результате отказа Молдавии пропускать военнослужащих РФ в ПМР «количество российских военных в Приднестровье уменьшается по мере истечения сроков контрактов».


Нет у руководства РФ ответов и относительно дальнейшей судьбы более 200 тысяч российских граждан, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике, оказавшихся в блокаде как и сама ПМР, первым гарантом соблюдения договоренностей которой с Кишиневом и другими участниками переговорного процесса по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта и главным гарантом сохранения мира на Днестре является Россия. Между тем второй гарант в переговорах и наблюдатель при миротворческой операции Киев нарушает ранее подписанные им международные документы, гарантирующие свободу внешнеэкономической деятельности Приднестровья, с марта 2006 года, когда в результате его соглашений с одной из сторон конфликта Кишиневом началась экономическая блокада ПМР. Кишинев же в принципе никогда особо и не стремился выполнять каких-либо договоренностей в отношении Тирасполя, а в последние несколько лет откровенно вытирает о них ноги, начиная с базовых документов урегулирования, подписанных им в 1992 году с руководством РФ, в соответствии с которыми российские миротворцы и ОГРВ по сей день осуществляют свою миссию в Приднестровье.


И если Москва спустя год, в конце апреля лишь признала факт блокады воинского контингента РФ, да и то не на официальном уровне, а в виде скомканного и невнятного сообщения командующего войсками Западного военного округа РФ, то Кишинев еще за неделю до этого вышел из миротворческой операции де-факто, отказавшись взаимодействовать с российскими и приднестровскими миротворцами. А месяцем ранее, в конце марта войска «нейтральной» Молдавии и самого крупного члена НАТО США успешно провели совместные «антитеррористические учения» прямо в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта, т.е. непосредственно на территории миротворческой и военной ответственности РФ. А в последний день апреля молдавский премьер Габурич на встрече с помощником генсека НАТО по вопросам безопасности Сорином Дукару заявил о том, что Молдавия «будет углублять политический диалог и сотрудничество с НАТО». Кроме того, стороны определили «новые угрозы для безопасности» в регионе и перспективы совместной борьбы Молдавии и НАТО с этими вызовами. Таким образом Кишинев уже дал целый ряд недвусмысленных ответов и относительно возможности Москвы «договориться» с ним и по поводу того, беспокоит ли его на самом деле «перспектива вновь ввергнуть регион в войну».


В ответ на денонсацию Киевом пяти соглашений о сотрудничестве с РФ в военной сфере, включая соглашение о транзите российских военных в ПМР, Москва по своему обыкновению до сих пор молчит. Отреагировал в тот же день только находящийся с визитом в российской столице президент Приднестровья Евгений Шевчук, который сообщил, что «обеспокоен» этим решением, и озвучил дежурный безответный призыв «одуматься», выразив надежду, что «партнеры в Киеве осознают, что миротворческая операция — единственная действенная основа мира и безопасности в регионе конфликта сегодня».