Серборез - орудие хорватских фашистов для перерезания горла сербам

Католическая церковь в Хорватии собирается провести ряднаучно-исторических конференций, чтобы создать «новое впечатление» об одной изсамых противоречивых фигур в Югославии времен Второй мировой войны – кардиналеАлоизе Степинаце. По сообщениям хорватской католической газеты Glas Koncila,пресс-служба епархии Загреба открыла специальный сайт, посвященныйобстоятельствам жизни Степинаца. По словам архиепископа Загреба и примасаХорватии кардинала Йосипа Бозанича, в настоящее время готовится международныйсимпозиум на тему «Кардинал Степинац и сербы», который должен состояться 24ноября. На днях в Загребе прошло первоезаседание Организационного комитета. Все это делается для того, чтобы убрать«темные пятна» из биографии Степинаца, в вину которому ставят сотрудничество снацистским режимом усташей Анте Павелича и насильственное обращениеправославных сербов в католичество. 

Насколько справедливы эти обвинения? По мнениюизраильско-немецкого исследователя Давида Буянера, доля правды в них есть. «Немедленнопосле прихода к власти усташей Степинац приветствовал создание Хорватскогогосударства в экзальтированных выражениях, не сопоставимых со злосчастнойДекларацией митрополита Сергия (Страгородского), прежде всего, в искренноститона, – отмечает Буянер. – Можно ли назвать Хорватию Павелича клерикально-фашистскимгосударством? Ответ будет однозначно положительным. Одним из первых принятыхновой властью был закон, каравший смертной казнью за аборт, 30-дневным тюремнымзаключением за богохульство, а также разного рода наказаниями – крестьян, работавшихв поле по воскресеньям. Официальный орган епископата, Katolički List,контролировавшийся Степинацем, горячо одобрил эти и подобные им нововведения,хотя, к чести последнего, нельзя обойти вниманием и тот факт, что на введенныетогда же расовые законы в отношении евреев он ответил немедленным (хотя и непубличным) протестом, направив ряд писем министру внутренних дел Артуковичу, вкоторых настаивал, в частности, на лояльном отношении властей к принявшимкатоличество и состоявшим в смешанных браках евреям».

На благожелательное отношение к евреям и даже их защитуСтепинацем впоследствии указывали многочисленные защитники кардинала из числакатолических экспертов. Однако они обходили умолчанием вопрос, а как жеархиепископ Загреба воспринимал православных сербов? Потому что ответ будетнеутешительным. В дневниках Степинаца можно найти запись от 28 марта 1941 года:«... Хорваты и сербы – два мира, северный и южный полюса; они никогда не смогутжить бок о бок, кроме как в силу чуда Божьего. Схизма – величайшее проклятиеЕвропы, чуть ли не хуже протестантизма. В ней нет ни морали, ни принципов, ниправды, ни справедливости, ни чести». Соответственно этой идее кардинал и жил.Его возмущение вызывали лишь «эксцессы исполнителя», когда усташи«перекрещивали» в католичество православных сербов в массовом порядке и поддулами автоматов. Но сам процесс Степинац одобрял. Более того, когда частьХорватии оккупировала фашистская Италия, представители которой прекратилинасильственное окатоличивание, кардинал возмущенно писал Муссолини: «Итальянцывернулись и восстановили гражданскую и военную власть. Немедленно ожилисхизматические общины, а православные священники, до сих пор скрывавшиеся,появились снова и чувствуют себя свободно. По-видимому, итальянцы более расположенык сербам, нежели к католикам». И в другом месте в письме к итальянскому консулув Загребе: «... На части территории Хорватии, аннексированной Италией,наблюдается упадок религиозной жизни, а также заметный сдвиг от католицизма ксхизме. Если эта, наиболее католическая, часть Хорватии, перестанет бытьтаковою, вся вина и ответственность перед Богом и историей ляжет накатолическую Италию. Религиозный аспект проблемы заставляет меня говорить воткрытых и ясных выражениях, поскольку я несу ответственность за религиознуюжизнь в Хорватии».

После войны Степинац был приговорен к принудительным работамза сотрудничество с усташами. Однако по версии католических экспертов причина осуждениябыла другой: «Он отказался встать во главе национальной хорватской Церкви,отделившейся от общения с Римской кафедрой». Опираясь на нее, в 1988 году папаИоанн-Павел IIбеатифицировал Степинаца, причислив к блаженным. Следующая стадия, окончательная– канонизация. И именно она является камнем преткновения для сербов. В июлепрошлого года глава Сербской православной церкви патриарх Ириней направил вВатикан письмо с просьбой не причислять Степинаца к лику святых. Со словамиИринея солидаризовались Константинопольский патриарх Варфоломей и президентСербии  Томислав Николич. В то же времясербский патриарх сказал, что канонизация хорватского кардинала не осложнитотношений между Сербской православной церковью и Святым престолом, но «броситтень на Римско-католическую церковь». Это был намек для Ватикана с указанием натрудности, которые в православно-католическом диалоге испытывает Ириней.Патриарха причисляют к «реформаторскому крылу», что означает приверженностьидеям экуменизма и тесным отношениям со Святым престолом. Такую позицию вСербской православной церкви разделяют далеко не все. Так, в августе 2014 годаавстрийское католическое информагенство KATHPRESS со ссылкой на белградскиегазеты сообщало, что Ириней принял приглашение посетить Ватикан. А на следующийдень издание дало опровержение «сенсации». Агентство привело слова епископа БачскогоИринея Буловича, который заявил, что «никакого принятие приглашения не было», обсуждалисьвопросы двустороннего сотрудничества и улучшения взаимных отношений, только ивсего. Примечательно, что на днях в Сербской православной церкви чуть было непроизошел «переворот» – под угрозой оказались позиции патриарха Иринея,которого, по прогнозам того же KATHPRESS, мог сменить епископ Ириней Булович.

Вторая мировая война и действия Католической церкви в тотпериод мешают Белграду светскому и церковному сблизиться со Святым престолом.Иногда дело доходит до мистики. В апреле этого года в Ватикан на встречу спапой римским Франциском должен был прилететь сербский президент Николич. Но,как передавала телекомпания RTS, самолет развернулся обратно. Будто бы пилотБоян Зорич случайно разлил кофе на приборную панель, а когда вытирал егосалфеткой, задел аварийный переключатель. Это привело к отключению двигателя истремительной потере высоты. Экипажу удалось восстановить управление самолетом,однако полет было решено прервать, президентский борт вернулся в Белград.Николич извинился перед папой, но о новой дате их встречи до сих пор ничего неизвестно. Так что тут, поистине, впору задуматься, чьей была эта пролившая коферука – человеческой или ангельской. Пока же Белград надеется, что папа Францискобозначит свою позицию по сербам, включая отношение к возможной канонизациикардинала Степинаца. С другой стороны, на Святой престол давят хорваты. Накануневизита на Балканы в июне этого года понтифику потребуется чудо, чтобы безпотерь выйти из сложившейся коллизии.