В ходе состоявшегося 21-22 мая в Риге саммита участниковпрограммы ЕС для шести постсоветских республик «Восточное партнёрство» былирассмотрены итоги и перспективы сотрудничества Брюсселя с Азербайджаном,Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Две из них – Армения иБелоруссия — являются членами Евразийского союза, а Грузия, Молдавия и Украинаподписали соглашение об ассоциации с Евросоюзом и желают стать его членами.Особое мнение у Азербайджана: официальный Баку желает «стратегическогопартнёрства» с ЕС и ему, как и официальному Минску, интересно участвовать впроектах Евросоюза, но не добиваться любой ценой членства в союзе европейскихстран.

lrp.lt
Участники саммита «Восточное партнёрство» (Рига, 2015).

Проект «Восточного партнёрства» был инициирован Польшей иоформлен в мае 2008 года в соавторстве со Швецией, одобрен на Совете ЕС пообщим вопросам и внешним связям в мае 2008 года, саммите глав государств иправительств Евросоюза в декабре 2008 года и Европейском совете в июне 2009года. Куратором проекта, как и предполагалось, стала Варшава.

В мае 2009 года в Праге состоялось учредительное собраниеучастников новой программы ЕС (пражский саммит ВП). Уже тогда стало понятно,что Брюссель не собирается предоставлять шести постсоветским республикам членствов ЕС, но намерен продолжить реализацию идеи вековой давности о создании «санитарногокордона» вокруг России. В XX веке жупелом была назначена Советская Россия и формальнымпредлогом было противодействие распространению «большевистской угрозы», а в XXI векебыл озвучен новый предлог – противодействие «имперской угрозе» постсоветскойРоссии.

Запад взял под патронаж постсоветских лимитрофов и принялся сколачиватьантироссийский блок методом кнута и пряника. Пряником служили относительнонебольшие деньги, которые ЕС выделял на различные программы сотрудничества с «восточнымипартнёрами». Данные программы были ориентированы, в первую очередь, на решение проблемсамого ЕС – совершенствование фильтров на пути в ЕС нелегальных мигрантов, развитие транзитной инфраструктуры внаправлении Восток-Запад и т.д. Никакой благотворительности со стороны Брюсселяне было, хотя прозападные СМИ усердно формировали в общественном мнении миф омеценатстве.

К пряникам можно также отнести моральное поощрениеэтнократий, особо рьяно проявлявших себя на ниве русофобии и старательноизыскивавших любые поводы сделать Западу приятно — будь то отправка своихсолдат на войну в Ирак, или внедрение ревизионистских концепций в учебныепрограммы, или голосование в международных организациях. Кнутом стали «цветныереволюции».

В рамках проекта «Восточное партнёрство» Еврокомиссияпредложила постсоветским республикам привести национальное законодательство всоответствие с нормами ЕС, включая признание вердиктов Европейского суда и техрегламентовпроизводителей товаров и услуг. В случае прогресса на этом пути «восточнымпартнёрам» предлагалось упрощение визового режима с отдаленной перспективойбезвизового пространства и создание зоны свободной торговли с перспективойвключения в рынок ЕС.

Реализация предложений Брюсселя оценивалась в сотни миллиардовдолларов, которые «восточным партнёрам» предлагалось изыскать самостоятельно из внутренних резервов инепонятно каких источников при технической помощи Евросоюза, суммыкоторой изначальнозаявлялись на порядки меньше. Фактически шесть постсоветских республикдолжны были полностью перестроить свои экономики, правовые системы и т.д. Речь шла о революционных преобразованиях приполностью отсутствующих гарантиях их бескровности и падения жизненного уровнянаселения.

В процессе сближения с ЕС («евроинтеграции») правительства Грузии,Молдавии и Украины, не акцентировали внимание на цене вопроса, предпочитаяговорить о выгодах и даже обманывая население перспективой вступления в ЕС.Более осторожную и взвешенную позицию заняли Азербайджан и Белоруссия, заявив,что будут участвовать только в тех проектах ВП, которые им выгодны и непредполагают ломку их политических систем.

Вместе с тем ещё в 2008 году глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что новая программа Евросоюза не предусматривает членства «восточныхпартнёров» в ЕС, а нацелена на «значительное повышение уровня политическоговзаимодействия, широкую интеграцию в экономику ЕС, усиление энергетическойбезопасности и увеличение финансовой помощи». Подобные заявления с 2008 года ипо сей день делали европейские политики разных уровней, однако их совершенно чёткаяпозиция отражалась лишь в прессе ЕС, но не в прозападной прессе «восточныхпартнёров» ЕС, т.к. важно было поддерживать иллюзию потенциального вступления шестипостсоветских республик в Евросоюз.

 Украина дорогозаплатила за «геополитический шпагат» Виктора Януковича, пытавшегося «срубить сдвух концов». Лишь после вильнюсского саммита ВП в ноябре 2013 года до незадачливого«проффесора» дошло осознание опасности той игры, в которой он самозабвеннозаигрался, наивно полагая, что управляет процессом и является его субъектом, ане объектом. Однако было уже слишком поздно – США и ЕС дали отмашку насвержение Януковича. Предоставленные ему во время государственного переворота «гарантии»ЕС и США оказались циничным обманом, прологом кровавой гражданской войны исоциально-экономического коллапса. Нет никаких оснований считать, что «гарантии»ЕС и США «восточным партнёрам» стоят больше, чем те бумаги, которые былиподписаны в Киеве в феврале 2014 года. . Принято считать, что слова и декларации «Восточного партнёрства» стоятдороже.

Украинский урок «Восточного партнёрства» стал центральной темой кулуарных обсуждений рижского саммита. Делегация новыхвластей Украины по любому поводу и без поднимает вопрос финансовой, военной,политической — любой помощи, позиционируя себя как жертву российской агрессии,наиболее рьяного сторонника «евроинтеграции» в условиях необъявленной «войны сРоссией». Посаженный на украинское президентское кресло олигарх Петр Порошенко,известный своими безответственными заявлениями, в опубликованном 20 маяинтервью британской ВВС в очередной раз заявил об «агрессии со стороны России»,подчеркнув: «Давайте говорить напрямую — мы воюем не с сепаратистами, которыхподдерживает Россия. Это настоящая война с Россией».

«Каковы истинные причины этой войны? Очень простые. Полторагода назад народ Украины вышел на улицу с требованием подписать Соглашение обассоциации с ЕС. Целая страна поддержала европейские устремления. Единственный,кто был против — это Россия. Однако я не спрашиваю разрешения России, чтобыидти в Европу. Я спрашиваю у украинцев, чего они хотят. А они хотят быть частьюбольшой европейской семьи. Я действительно счастлив, что ЕС держит двериоткрытыми для украинцев. Именно это было настоящей причиной войны. Именно этобыло причиной аннексии Крыма год назад», — заявил Порошенко.

Слова украинского олигарха интересны тем, что демонстрируютполуправду и сознательную ложь, в которую теперь уже вверят не только еёсочинители, но и достаточно большая часть населения постветской республики. Собраниемобилизованных агентов Запада с примкнувшими к нему десятками тысяч уставших откоррумпированного и неэффективного режима Януковича объявлено «народом Украины»,а та часть народа Украины, которая не поддержала госпереворот – «сепаратистами»,«террористами» и т.д. Сотни тысяч беженцев с Украины (преимущественно — вРоссию) и оказавшиеся в застенках, а то и в могилах сотни общественныхактивистов, выступивших против киевской хунты, необандеровцев и «евроинтеграторов»в упор не замечаются («единственный, кто был против — это Россия»). Несчитаются украинцами граждане Украины, убитые в Одессе 2 мая 2014 года,ополченцы Новороссии и обыватели Крыма, проголосовавшие на референдуме за возвращениев Россию («аннексию»).

Нынешние правители Украины руководствуются принципами «ктоне с нами – тот против нас», «кто здесь украинец – решаю я», «нам лучше знать,что вам нужно». Вашингтон и Брюссель, несущих прямую ответственность за украинскийкризис, на самом деле мало волнует наличие неонацистов во власти, разгултеррора и вандализма, очередная волна деиндустриализации и обнищания своего «восточногопартнёра», радикально отмежевавшегося не только от России, но и от значительнойчасти украинского народа. Насколько значительной – сказать трудно, т.к. довериек соцопросам в период военного времени невелико. В свою очередь праворадикаловв России устраивает упрощение истории киевского «майдана», монохромное видениеукраинских реалий и новый образ врага, над которым можно всласть поглумиться.

Социально-экономическая ситуация на Украине на самом делекатастрофическая. По данным Госкомстата Украины, за І квартал 2015г. посравнению с аналогичным периодом прошлого года ВВП сократился на 17,6%, заянварь-апрель промышленное производство потеряло пятую часть к уровню не самогоблагополучного 2014 года, экспорт в Россию рухнул на треть. Резко вырослабезработица, а кратное уменьшение зарплат в долларовом эквиваленте по сравнениюс периодом «при Януковиче» выглядит как мелкая неприятность на фоне резковыросшей безработицы, кратного роста цен и тарифов. К примеру, зарплата учителяи врача на Украине сегодня составляет 2-2,5 тыс гривен – около $100 вэквиваленте. Кстати, с продажей иностранной валюты населению до сих порпроблемы – «обменники» работают на скупку, процветает «чёрный рынок» наличнойвалюты. Украинавозвращается в конец прошлого века, в начало «лихих 90-х».

 Очевидно, рижскийсаммит «Восточного партнёрства» — не лучшая площадка для переговоров обоказании финансовой помощи, однако новому украинскому руководству приходитсястучаться во все двери. И руководство ЕС, учитывая «временные трудности инеурядицы» своего протеже, готово демонстративно подписать с ним меморандум овзаимопонимании по программе выделения макрофинансовой помощи в размере €1,8млрд. До этого США обнадёжили украинских партнёров $1 млрд финансовой помощипри условии проведения реформ.

 В целом рижскийсаммит «Восточного партнёрства» сложно назвать успешным, хотя прозападные СМИбудут тиражировать именно такие оценки евробюрократов и представителей Грузии,Украины и Молдавии, которые не могут расписаться в очередном провале,продолжившем цепь неудач после вильнюсского саммита. С первого же дня рижского саммитастал очевиден раскол между «восточными партнёрами» по вопросу итоговогодокумента: делегации Армении и Белоруссии отказались подписывать декларациюрижского саммита из-за содержащихся в ней указаний на «аннексию Крыма». Надновым проектом документа пришлось поработать ночь и, как заявил 22 маяеврокомиссар по политике добрососедства Йоханнес Хан, документ будет «компромиссным».Александр Лукашенко, выступая 22 мая в Минске, дал понять, что в ином случаедекларация белорусской делегацией подписана быть не может: «Мы всегда быликатегорически против того, чтобы «Восточное партнерство» было против кого-то.Но Россия не участвует в «Восточном партнерстве», почему заочно без России мыее должны дубасить, в том числе за Крым и так далее?». ЗаявлениеЛукашенко было сделано на профсоюзном съезде в Минске после ряда встреч изаявлений, свидетельствующих о страстном желании Лукашенко выйти из тениВладимира Путина, продемонстрировать усиление «западного вектора» своей«многовекторной» политики. . Встречаясь 17 апреля в Минске с Ханом, Лукашенкозаявил: «Мы не скрывали и не скрываем, что мы крайне заинтересованы в том,чтобы более тесно сотрудничать с Западом».

 Холодным душем для скакавшихна «майдане» и их поводырей стали заявления политиков Евросоюза об отсутствиидаже отдалённой перспективы членства в ЕС для Украины, Грузии, Молдавиии остальных постсоветских республик. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкерзаявил, что рижский саммит не посвящен вопросам расширения Евросоюза иливозможного членства «восточных партнёров» в ЕС, подчеркнув: «Что касаетсячленства в ЕС, мы должны четко отметить, что европейская перспектива несуществует ни для одной из этих стран. Они не готовы, мы не готовы».

«Восточное партнерство» не является инструментом длядальнейшего расширения Евросоюза, а остается способом сближения с ЕС», -заявила 21 мая канцлер ФРГ Ангела Меркель в Риге.

Президент Европейского Совета Дональд Туск, комментируя 22мая в Риге перспективу вступления ««восточных партнёров» в ЕС, обратил вниманиена разницу между «нашими обещаниями и ожиданиями граждан», заявив: «Никто ведьне гарантировал, что «Восточное партнерство» приведет к автоматическомувступлению в ЕС».

Таким образом, Евросоюз в очередной раз подтвердил своюпозицию о перспективах расширения за счёт участников программы «Восточноепартнерство». Вполне ожидаемо, лидеры Украины, Грузии и Молдавии неакцентировали внимания на этих заявлениях, продолжая поддерживать миф оперспективе членства постсоветских лимитрофий в ЕС. Вполне вероятно, что тенесчастные, которые до сих пор верят в этот миф и готовы ради него на кровавуюбойню и любые унижения, не примут жестокую правду, не поверят ни Юнкеру, ниМеркель, ни кому-либо.

Непростые задачи стояли не только перед украинскимиучастниками рижского саммита ВП, но и белорусскими. Официальный Минск давнонаходится под санкциями США, ЕС и их сателлитов, довольствуясь остатками сумм,выделяемых Брюсселем на «Восточное партнёрство». Изначально участие Белоруссиив этой программе ЕС выглядело странно, а после погрома прозападной оппозиции вдекабре 2010 года («минская Плошча») и вовсе как недоразумение. Мало того, чтоБелоруссия состоит в Союзном государстве, Таможенном союзе и ЕЭП, Евразийскомсоюзе и ОДКБ, Александр Лукашенко открыто обвинил Запад в попытке его сверженияпри организации государственного переворота почти пять лет назад.

«Чтобы вновь консолидировать все более разрозненное «Восточноепартнерство», следует поставить в центр его внимания экономические вопросы. Этоповысило бы нашу устойчивость и обеспечило бы большую эффективность любыхусилий в плане модернизации», — заявил глава делегации официального Минска,министр иностранных дел РБ Владимир Макей, выступая 22 мая на пленарной сессии саммита.

Ожидаемо, к чиновнику одной из постсоветских республик неприслушались. Было бы странным, если бы Брюссель вдруг стал повышатьконкурентоспособность белорусских предприятий и энергетическую независимостьБелоруссии, или предпринимать иные действия, направленные на создание себеконкурентов, ослабление зависимости от себя. Изображение подобной наивностипростительно для пресловутых грантососов, отрабатывающих продвижение иллюзии орасцвете райских кущ после сбрасывания «имперских оков Москвы» и максимальногосближения с Западом, но не для «державы», считающей себя «центром Европы» ивлиятельным геополитическим субъектом.

В итоговой декларации рижского саммита «Восточногопартнёрства» говорится о «нетерпеливом ожидании» участниками мероприятия «предварительногоприменения глубокой и всеобъемлющей ЗСТ с Украиной, начиная с 1 января 2016года, и положительного эффекта от ее реализации». Участники саммита призвали страныЕС ратифицировать соглашение между Украиной и Евросоюзом (чему противятсянекоторые члены ЕС) и заявили о своих «европейских устремлениях» (как будтоесть африканская или американская альтернатива), а также заявили приверженностьпресловутым «европейским ценностям» (в чём особенно отличились убийцы ОлесяБузины, каратели и мародёры в «зоне АТО»).

«Участники саммита признают европейские устремления иевропейский выбор заинтересованных партнеров, как это указано в соглашениях обассоциации», — цинично отмечено в итоговом заявлении.

Официальный Брюссель в итоговом документе очередного саммитаВП в очередной раз подчеркнул готовность предоставить безвизовый режим Украинеи Грузии в случае прогресса, степень которого будет определять Еврокомиссия.Молдаване уже осчастливлены таким режимом, а у ещё двух «восточных партнёров» естьшанс испытать такую же радость в 2016 году.

 Как видно, ошеломительногоуспеха рижского саммита не случилось. Однако прояснилась интрига вокруг формулировкиоб «аннексии Крыма», на которой настаивали члены делегации новых властейУкраины и их патроны.

«ЕС подтверждает свои позиции, принятые в совместномзаявлении на саммите Украина-ЕС 27 апреля, в том числе касательно незаконнойаннексии Крыма и Севастополя. Участники саммита подтверждают свои позиции всоответствии с «Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 68/262 по территориальнойцелостности Украины», — сказано в заявлении.

«Действия против Украины и события в Грузии с 2014 годапоказали, что нарушение основополагающих принципов суверенитета итерриториальной целостности в рамках международно признанных границ не могутбыть восприняты в XXI веке на европейском континенте. ЕС остается привержен своейподдержке территориальной целостности, независимости и суверенитета всех своихпартнеров», — отметили подписанты декларации. Они также заявили о решительнойподдержке деэскалации украинского кризиса и политического решения даннойпроблемы на основе уважения независимости Украины, ее суверенитета итерриториальной целостности.

«Призываем все стороны быстро и в полной мере осуществитьМинские соглашения от сентября 2014 года и пакет мер по их реализации отфевраля 2015 года», — сказано в заявлении. Тем временем в Минске Контактнаягруппа по урегулированию украинского кризиса пыталась найти ответы на вопросы опричинах провала соглашений «Минск-1» и «Минск-2», выяснить виновных в обстрелахкрупнокалиберной артиллерией населённых пунктов Донбасса и причинах применениятанков в боях 21 мая.

Официальный Минск подписался под итоговой декларациейсаммита «Восточного партнерства», прошедшего в Риге 21-22 мая. Формулировкидекларации достаточно ясно показывают, является ли Союзное государствожизнеспособным, чего стоят заявления МИД РФ об обеспокоенности «антироссийскимхарактером» данной инициативы ЕС, оправдала ли себя ставка на поддержку не пророссийскихинициатив на постсоветском пространстве, а на авторитарных лидеров, свыкшихсясо своим статусом первого парня на деревне и «многовекторно» мечущихся в наживепосредничества.  

Комментируя причины, по которым делегация официальногоМинска таки подписалась под итоговым документом рижского саммита ВП, глава МИДРБ заявил: «Поддержали с оговоркой для того, чтобы документ носилконструктивный и ориентированный на будущее характер. Можно назвать этооговоркой. Главное сейчас в том, чтобы не делать какое-то эмоциональноезаявление. Пусть оно даже будет и занимательно. Главное в том, чтобы выстроитьдорогу в будущее».

Поясняя «оговорку» к подписанному итоговому документурижского саммита, Макей сказал: «Это письменное заявление, которое мы попросилиприложить в качестве официального документа».

«Мы заинтересованы в том, чтобы инициатива «Восточноепартнёрство» существовала. Мы заинтересованы в равноправном участии Белоруссиив этой инициативе, и мы готовы вносить свой максимальный вклад в развитие этойинициативы. Я сегодня говорил об этом в своём выступлении. Мы хотим, чтобы этаинициатива приносила конкретную отдачу, — сообщил журналистам Макей. – Мы можемограничиваться какими-то политическими декларациями, убеждать друг друга в том,что надо двигаться в направлении Евросоюза или ещё куда-то. Но из этого небудет толку, если простые люди не почувствуют конкретную отдачу от этойинициативы».

Простые люди уже почувствовали «конкретную отдачу» — онаболее чем очевидна. Не случайно Макей после выступления на пленарном заседании напомнилжурналистам о судьбе Виктора Януковича и гражданской войне на Украине послевильнюсского саммита ВП (ноябрь 2013 г.). Выступая с докладом на саммите, главаМИД Белоруссии отметил: «В 2009 году, когда мы дали старт этой инициативе, мысообща договорились о главной цели «Восточного партнерства» — укрепитьбезопасность, стабильность и процветание в регионе. Сегодня, спустя полторагода после нашей последней встречи в Вильнюсе, мы все должны признать, что этацель еще более далека от достижения, чем прежде. К сожалению, регион «Восточногопартнерства» так и не стал звеном, соединяющим Восток и Запад, пространствомсотрудничества, основанным на общих ценностях, взаимных интересах и совместнойответственности. Напротив, он превратился в «яблоко раздора», что негативноотражается на всех странах-партнерах».

Рижский саммит «Восточного партнёрства» оказалсяпредсказуемо провальным  — и для«восточных партнёров», и для ЕС, и для РФ. Едва ли результат мог быть иным,если объективно оценивать причинно-следственные связи.