На портале Delfi. ee прочитал примечательное сообщение. Эстонский политик Кристийна Оюланд, в прошлом министр иностранных дел и депутат парламента, а также заметная фигура в руководстве ПАСЕ и Европарламента, выступила с откровенными расистскими призывами. Касаются они, как это, на первый взгляд, зная политическую подоплёку Оюланд, ни странно, не русских в Эстонии или в России. Они касаются «негров».

Кристийна Оюланд

«Нужно начать общеевропейскую кампанию по сбору подписей за то, чтобы ни один так называемый беженец не перебрался через Средиземное море. Хватит этого бреда!» — пишет Оюланд на своей страничке в Фейсбуке. И добавляет: «Сегодня я, как белый человек, чувствую, что белая раса в опасности!»

Как эксперт, предметно занимающийся Прибалтикой с 1997 года, ничего удивительного именно в этой части высказывания Оюланд я не вижу. Своё расистское по сути дела мировоззрение эта мадам выработала ещё в первые годы борьбы против «инородцев» в Эстонии. Под «инородцами», напомню, там имеют в виду законных жителей этой страны, преимущественно русских, по произвольным политическим соображениям лишённых гражданства и подвергнутых дискриминации. И эта дискриминация по многим своим параметрам была и остаётся сродни расовой дискриминации. Недаром внутренней политикой эстонских властей неоднократно и всякий раз резко критически занимался Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. Нас, мидовцев, в начале 2000-х, когда мы настаивали на повышенном внимании к соответствующим докладам, обвиняли в утрировании проблемы. Жизнь, однако, идёт вперёд, и политическая траектория многих прибалтийских политиков говорит о том, что мы лишь смотрели на этих деятелей глубже, чем были готовы или способны взглянуть многие российские политики. В том числе, к сожалению, и тогдашние руководители комитетов по международным делам Государственной думы и Совета Федерации Константин Косачёв и Михаил Маргелов.

Сегодня, однако, я хочу основное внимание уделить не прошлому, которое, конечно забывать нельзя, но будущему. А проблема будущего Эстонии кричащим образом встаёт из следующей фразы Оюланд: «Этот вопрос негров для эстонцев экзистенциальный и необратимый. Если мы впустим их, то историю уже невозможно будет изменить». Это, конечно, «крик души».

Поясню свою мысль. При том что так называемое иностранное население Эстонии, а на деле наши поражённые в правах соотечественники, испытывают дискриминацию по десяткам показателей, одной из наиболее болезненной для них (и имеющей прямое отношение к теме высказывания Оюланд) является трудовая дискриминация. По данным таллинского Центра информации по правам человека, в 2013 году уровень безработицы среди эстонцев в возрасте от 15 до 74 лет составлял 6,4%, а вот среди неэстонцев — 12,4. В возрастной группе 15—24 года эти цифры составляли 15,7 и 25,7% соответственно. В результате постоянные жители уезжают из страны — как эстонцы, так и русские; как граждане, так и «неграждане». Особенно заметно, однако, уровень эмиграции растёт среди молодых людей, большинство из которых — граждане Эстонии. Сегодня на их место, и это можно отметить как частично положительную тенденцию, встают неэстоцы, в том числе и те, кто не имеет гражданства. Но в будущем уезжающих из страны жителей Эстонии будут постепенно заменять во всё большем числе выходцы из Африки, Азии и Латинской Америки. И те, чей цвет кожи не будет нравиться Оюланд, и те, чьи культурные навыки будут расходиться с предпочтениями других эстонских борцов за «Эстонию для эстонцев».

В этой ситуации очень важно, чтобы русские в Эстонии не пошли на поводу у политиков типа Оюланд в преодолении «политкорректности» по отношению к иммигрантам. Оюланд сегодня руководит маргинальной «Партией народного единства», но с тем большим рвением она будет использовать в своей дальнейшей политической карьере расистские тезисы. При этом, не исключено, что во имя «зова белой кожи» она отставит на второй план «зов эстонского этноса» и вспомнит, что по отцовской линии у неё русские корни. Хотя вряд ли: в отличие от эстонцев, которые при наличии у них признаков «нордической расы» объявлялись поднимаемыми сегодня на щит в Таллине германскими и местными нацистами расово полноценными, русские таковыми не признавались ни при каких условиях.

Конечно, Оюланд из своего сегодняшнего маргинального положения выйдет. И никакие прошлые или будущие скандалы, связанные с её именем, ей в этом не помешают. Ибо она хорошо, причём упредительно, о чём, как штрих, говорит её присутствие в 2008 году в качестве почётного гостя на съезде касьяновского РНДС, усвоила главный постулат современной западной политики: последнее прибежище подлеца — ненависть к России. За это на современном Западе, как мы знаем, прощается не только расизм, но и явные физические преступления против человечности.

Моя же забота, в развитие сказанного выше, вот о чём: чтобы не только в Эстонии, но и в России, особенно те, кто занимается серьёзной политикой, помнили, что с подобными персонажами нельзя оказываться рядом. Даже под воздействием доводов той самой «политкорректности» или под нажимом так называемых западных партнёров. А тех, для кого политика — инструмент далёких от интересов страны амбиций, мы по таким связям будем соответствующим образом идентифицировать.