Tiras.ru
Андрей Сафонов

I. Тревога на Днестре

С 30 мая 2015 года сложилась новая военно-политическая обстановка на юге Украины, вокруг ПМР и даже Молдавии. Губернатором Одесской области назначен убеждённый враг России и ПМР Михаил Саакашвили, экс-президент Грузии, находящийся на своей родине под уголовным преследованием.

Можно сделать вывод: опасность войны на Днестре с этого дня возросла. Но сложилась и принципиально новая обстановка в переговорном формате «5+2», посвящённого поиску урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, в котором Приднестровье и Молдавия выступают сторонами противостояния; Россия и Украина — посредниками и гарантами; ОБСЕ — посредником; США и ЕС — наблюдателями.

II. Михаил Саакашвили назначен «под Приднестровье…»

Уже в первый день Михаил Саакашвили сделал первый пропагандистский выстрел в сторону маленького соседа: «Криминогенная ситуация очень сложная. Здесь очень много оружия, контрабанды, бандюки переходят из Приднестровья. У меня есть опыт. В свое время мы закрыли контрабанду из России».

Это его заявление прозвучало громогласно, в эфире «5 канала», о чем сообщила, среди прочих СМИ, «Украинская правда». Это доказывает, что назначение бывшего правителя произведено «под» Приднестровье и против Приднестровья. Чтобы не быть голословными, напомним следующее.

Факт № 1. Назначение М. Саакашвили последовало юридически молниеносно. Он только накануне получил гражданство Украины и сразу же оказался назначен на один из ключевых постов в стране, если учитывать стратегическое и финансовое значение приморской Одессщины, включая порт Ильичёвск. Это значит, что перед нами — ключевая фигура для исполнения чьего-то важного замысла. Иначе его бы «мариновали» после получения гражданства Украины долгое время, а то и вовсе оставили бы в положении рядового гражданина новой родины…

Факт № 2. Для получения нового назначения М. Саакашвили пришлось пойти на фактическое самоунижение — будучи экс-президентом Грузии, он отказался от гражданства некогда руководимой им родной страны. Случай беспрецедентный! Следовательно, ему было сделано предложение, от которого он не мог отказаться. Нынешний президент Грузии Георгий Маргвелашвили сказал о поступке Саакашвили: «Негативно выражаю мое отношение к этому. Бывший президент не должен был оставлять грузинское гражданство. Этим он оскорбил свою страну и президентский институт. По моему мнению, ценности стоят выше карьеры, и эти ценности — это гражданство Грузии. Для меня непонятно его недостойное поведение».

Факт № 3. Несмотря на то, что М. Саакашвили, развязавший войну против Южной Осетии в августе 2008 года, был верным союзником США, американцы отказали ему недавно в рабочей визе. На обычном языке это называется — «слили». Или — поставили в жёсткую зависимость. Если бы экс-властитель начал слишком сильно проявлять самостоятельность, он мог бы быть запросто выдан Грузии, где его ждёт гарантированно тюрьма. Учитывая полный контроль США над политикой официального Киева в настоящее время, можно предположить: М. Саакашвили тоже полностью находится сейчас во власти Вашингтона. И вынужден вести себя соответственно…

Факт № 4. Ранее М. Саакашвили уже высказывался специально о Приднестровье. Так, 5 февраля 2015 года в СМИ появилось следующее сообщение. Говоря о российском президенте Владимире Путине, Саакашвили выразился так: «Сейчас у него план — новые плацдармы на Дебальцево, затем сделать коридор через Волноваху на Крым. Затем, если все пойдет по накатанной, пойти за Одессой, выйти на Бессарабию, потом на Молдавию, Приднестровье — соединить этот коридор».

Факт № 5. Назначение Саакашвили состоялось после денонсации Киевом 5-ти соглашений о военном сотрудничестве с Россией.

Добавим к этому, что в упомянутый порт Ильичёвск прибывают многие товары, которые затем ввозятся в ПМР. Таким образом, мы не можем исключать, что поставленный в полную зависимость от внешних западных игроков М. Саакашвили предназначен ими либо для экономического удушения Приднестровья; либо для создания провокаций с целью организации столкновений между украинскими и приднестровскими и даже между украинскими и российскими военными; либо для провоцирования крупномасштабного конфликта с целью полного разгром и ликвидации союзного России приднестровского государства.

III. Приднестровье должно действовать инициативно

ПМР — маленькое государство. Но, как нам представляется, оно в такой угрожающей ситуации может сделать довольно много. Что же именно?

Первое. МИД ПМР мог бы отправить запрос в адрес России и Украины — подтверждают ли обе эти страны свой статус посредников и гарантов молдавско-приднестровского урегулирования в полном объёме? Особенно будет интересен ответ украинских коллег, ибо подтверждение означает и готовность полностью выполнять все соглашения, заключённые с 1992 года. В том числе — и касающиеся миротворческого формата, включая ротацию миротворцев.

Второе. Кроме российских миротворцев, в ПМР проходят службу 10 украинских военных наблюдателей-офицеров. Очевидно, дипломатам необходимо прояснить ситуацию: если положение российских военных де-факто меняется, то как быть с положением этих наблюдателей, как быть с их ротацией и, соответственно, службой? Ведь иначе выходит, что в отношении украинских военных документы работают, а в отношении российских — нет. Налицо явная коллизия.

Третье. Для снижения опасности возобновления конфликта на молдавском направлении, Тирасполю целесообразно предложить коллегам из Кишинёва заключить Соглашение о неприменении силы при решении любых спорных вопросов.

Четвёртое. Разумно предложить России заключить прямое двустороннее приднестровско-российское соглашение о военном сотрудничестве. В нынешней обстановке это могло бы остудить некоторые излишне горячие головы.

Пятое. От имени ПМР инициировать российско-украинскую (или даже российско-приднестровско-молдавско-украинскую) встречу, на которой официально прояснить: работает ли в полном объёме миротворческий формат на основе соглашений 1992 года? Если работает, тогда прояснить ещё один вопрос: почему и на каком основании чинятся препятствия российским военным, проходящим ротацию?

Учитывая непростую обстановку, можно быстро сделать указанные шаги, а после перейти к новым, наращивая дипломатическую активность для закрепления мирного состояния в регионе.