Проект создания космического ракетного комплекса «Байтерек» является совместным ­- российско-казахстанским, его успешная реализация зависит от согласованных действий обеих сторон, а не только от Казахстана. Об этом, комментируя взаимоотношения двух стран в аэрокосмической области, заявил руководитель Казкосмоса Талгат Мусабаев. Он отметил, что Казахстан готов продолжить реализацию проекта и дальнейшее финансирование при сохранении статуса «совместного» проекта и паритетного участия в нем российской стороны. В интервью корреспонденту ИА REGNUM Мусабаев рассуждает на тему коммерциализации Байконура и рассказывает, как он сумел сохранить статус российского офицера, будучи гражданином Казахстана.

Tengrinews.kz
Талгат Мусабаев.

ИА REGNUM: Не так давно космодром Байконур отметил свое 60-летие. На сегодняшний день это главная площадка, использующаяся Россией для осуществления своей космической программы. В то же время Российская Федерация заканчивает строительство космодрома Восточный. Впоследствии он призван стать основной российской космической гаванью. Что будет с Байконуром после того, как Россия полностью переключится на собственный космодром?

Действительно, Российская Федерация строит космодром Восточный на Дальнем Востоке, на который, по-видимому, будут перенесены все федеральные пуски с космодрома Байконур.

Однако, необходимо отметить, что еще в 2004 году президентами Казахстана и России было подписано соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», согласно которому срок его аренды продлен до 2050 года. Соглашением предусматривается участие Казахстана в реализации совместных космических проектов на космодроме Байконур, модернизация его инфраструктуры, создание новых экологически более безопасных ракетно-космических комплексов для последующего поэтапного сокращения эксплуатации ракет-носителей, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива.

Сейчас ведется работа по созданию нового космического ракетного комплекса «Байтерек» на базе российской ракеты-носителя «Ангара». К сожалению, сроки начала работ сдвигаются на 2021−2022 годы в связи с загруженностью российских предприятий. Но мы надеемся, что проект будет успешно реализован и это позволит с прекращением эксплуатации КРК «Протон» в 2025—2026 годах перейти на эксплуатацию КРК «Байтерек». Он позволит запускать космические аппараты в интересах Республики Казахстан, Российской Федерации, а также в коммерческих целях.

Россия всегда подчеркивает, что не собирается отказываться от аренды комплекса «Байконур». Так, договором между Казахстаном и Россией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке предусмотрено развитие стратегического партнерства в деле совместного использования комплекса «Байконур», содействие повышению степени взаимной вовлеченности в модернизацию инфраструктуры космодрома с учетом новых технологий и соображений экологической безопасности, в реализацию совместных космических проектов, в том числе по оказанию пусковых услуг.

Два года назад была утверждена дорожная карта по совместному использованию комплекса «Байконур» на 2014−2016 годы, которая предусматривает реализацию совместных мероприятий по космодрому, городу Байконур, дальнейшему совершенствованию договорно-правовой базы функционирования комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией.

Таким образом, мы считаем, что космодром Байконур может сохранить свое место в ряду космических гаваней мира как объект международного сотрудничества.

ИА REGNUM: Работы по созданию казахстанского космического ракетного комплекса «Байтерек» идут уже с 2004 года. Изначально планировалось использование российской ракеты-носителя «Ангара». Затем, после существенного удорожания проекта, решено было переключиться на украинскую ракету-носитель «Зенит». Но, в связи с непростой ситуацией на Украине, принято решение вернуться к «Ангаре», о чем недавно заявил первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев. Он же назвал время начала строительства комплекса на Байконуре — 2021 год. Можно ли говорить о том, что это решение окончательное и почему запуск проекта идет с такими «пробуксовками»?

Проект создания космического ракетного комплекса «Байтерек» является совместным ­- российско-казахстанским, то есть его успешная реализация зависит от согласованных действий обеих сторон, а не только от Казахстана. Мы готовы продолжить его реализацию и дальнейшее финансирование при сохранении статуса «совместного» проекта и паритетного участия в нем российской стороны.

Перед тем как ввести в эксплуатацию КРК «Байтерек», Россия должна была еще до 2008 года обеспечить летные испытания КРК «Ангара» на космодроме Плесецк. Однако испытания были успешно проведены только в 2014 году. В итоге реализация проекта затянулась, комплекс «Байтерек» не создан, а его стоимость, соответственно, возросла более чем в семь раз.

Таким образом, в 2011 году проект был приостановлен в связи с резким увеличением его стоимости, а также неисполнением российской стороной своих обязательств по созданию и испытанию РН «Ангара».

Спустя год на уровне глав государств было принято решение о переводе проекта «Байтерек» с ракеты-носителя «Ангара» на ракету-носитель «Зенит». В 2013 году был утвержден план совместных действий по реализации проекта «Байтерек» на базе РН «Зенит». Вместе с тем в условиях сложившейся политической ситуации на Украине и резкого ухудшения российско-украинских отношений реализация проекта «Байтерек» на базе РН «Зенит» стала невозможной. Только в конце прошлого года была достигнута договоренность о проработке других возможных вариантов реализации проекта «Байтерек» на базе российских ракет-носителей.

Учитывая, что на сегодняшний день в РФ уже создана и испытана на космодроме Плесецк РН «Ангара» легкого и тяжелого классов, сторонами проработана возможность возврата проекта на РН «Ангара». Подготовлено согласованное предложение о целесообразности строительства универсального стартового комплекса для пусков РН «Ангара» как легкого, так и среднего и тяжелого классов на космодроме Байконур.

В июне, в ходе празднования 60-летия космодрома Байконур, состоялось рабочая встреча первого вице-премьера Казахстана Бакытжана Сагинтаева и заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина, на которой были обсуждены вопросы дальнейшей реализации проекта «Байтерек». Российская сторона проинформировала об отсутствии возможности до 2021 года приступить к реальным работам по созданию КРК «Байтерек» на космодроме Байконур, так как все имеющиеся ресурсы задействованы на создание КРК «Ангара» на космодромах Восточный и Плесецк. Кроме того, в связи с сокращением финансирования федеральной космической программы, проект «Байтерек» не может софинансироваться из федерального бюджета.

В итоге договорились, что АО «СП „Байтерек“» в 2016—2020 годах проведет подготовку всей необходимой проектной документации. Одновременно казахстанские специалисты пройдут подготовку к пусковым работам на действующем КРК «Протон». А после прекращения эксплуатации КРК «Протон» в 2025—2026 годах планируется начать эксплуатацию КРК «Байтерек» на космодроме Байконур.

ИА REGNUM: Казахстан ставит перед собой весьма амбициозные задачи в вопросе освоения космоса. Тем не менее за годы независимости было подготовлено только два человека для отправки в космос. Но добраться до околоземной орбиты им так и не удалось. Почему?

Действительно, с 2003 по 2008 год два казахстанских космонавта-испытателя Айдын Аимбетов и Мухтар Аймаханов прошли специальную и общекосмическую подготовку в российском Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. За счет казахстанской стороны.

Уже в марте 2009 года Казкосмосом был подписан контракт на осуществление полета казахстанского космонавта на российский сегмент МКС и определена его дата — 30 сентября 2009 года. Однако из-за мирового финансового кризиса финансирование не было поддержано и полет не состоялся.

Тем не менее мы не оставляем эту идею. В настоящее время нами совместно с Роскосмосом прорабатывается возможность осуществления полета казахстанского космонавта на МКС.

ИА REGNUM: Ракетный комплекс «Байтерек», спутники связи и вещания KazSat, казахстанский космонавт — все это наиболее известные космические проекты Казахстана. Но наверняка это далеко не все, над чем работает республика в вопросе освоения космоса. Какие еще космические задачи на сегодняшний день ставит перед собой Казахстан, принимая во внимание тот факт, что вышеперечисленные начинания пока нельзя назвать успешными?

Казахстан прошел в развитии космической деятельности путь, на который у других стран, развивающих свою космонавтику, уходят десятилетия. И, надо сказать, достигнуты значимые результаты. Создана космическая инфраструктура, предприятия по всем стратегическим направлениям развития космической деятельности. Сформировано квалифицированное кадровое ядро научного и инженерного состава предприятий космической отрасли, укомплектовано специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники. Казахстанские инженеры прошли практическую стажировку на производственных площадях ведущих европейских космических компаний.

Кроме того, созданы, запущены и введены в эксплуатацию две орбитальные группировки космических аппаратов Казахстана. Это спутники «Казсат-2» и «Казсат-3», а также спутники дистанционного зондирования Земли KazEOSat-1 и KazEOSat-2.

Завершено строительство и введены в эксплуатацию объекты наземной космической инфраструктуры. В частности, наземные комплексы космической системы связи «Казсат», наземные комплексы космической системы дистанционного зондирования Земли и наземный комплекс системы высокоточной спутниковой навигации. Завершается изготовление технологического оборудования и строительство зданий специального конструкторско-технологического бюро космической техники с опытным производством и сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов.

На сегодняшний день создаются космические системы научно-технологического назначения, а также КРК «Байтерек». Организован и успешно функционирует Национальный центр космических исследований и технологий, объединяющий четыре научных института, в которых работают ученые, профессора и академики с мировым именем. Наряду с дальнейшим развитием традиционных направлений научных исследований в области астрофизики, ионосферы и дистанционного зондирования Земли, центр ведет успешные прикладные научные исследования по новому направлению — разработка отечественных образцов космической техники и технологий.

Мы организовали научно-исследовательский центр «Ғарыш-экология». Он проводит экологический мониторинг воздействия пусков ракет-носителей с космодрома Байконур на окружающую среду и здоровье населения, проживающего в районах влияния его деятельности.

Сейчас установлено международное сотрудничество в области исследования и использования внеземного пространства в мирных целях с ведущими космическими державами, в том числе с Россией, Украиной, Францией, Германией, Китаем, Индией, Великобританией, Италией, Японией, Южной Кореей, Израилем и Таиландом.

Таким образом, за период с момента образования Казкосмоса республика сделала огромный шаг в развитии высокотехнологичного и наукоемкого сектора экономики — космической отрасли. Создана современная космическая инфраструктура, обеспечен прорыв в разработке отечественных образцов космической техники и технологий. Далее перед Казахстаном стоит не менее важная цель — обеспечить эффективное использование созданной современной космической инфраструктуры для решения задач отраслей экономики страны, для удовлетворения ее растущего спроса на продукты и услуги космических систем.

ИА REGNUM: В последнее время старты российских космических аппаратов преследуют неудачи. В череде аварий для Казахстана особняком стоят неудачные пуски РН «Протон», использующих в качестве топлива гептил. Различные активисты проводят кампанию по запрету использования «Протонов» над территорией Казахстана, мотивируя это борьбой за экологию. Недавний падеж сайги «зеленые» также поспешили связать с «Протоном», хотя уже есть официальные выводы об исключении влияния гептила на гибель животных. Возможна ли ситуация, при которой Казахстан в одностороннем порядке запретит полеты РН «Протон» над своей территорией? И что в принципе можно сделать, чтобы минимизировать последствия космических пусков для экологии республики?

Да, действительно, периодически поступают обращения в адрес правительства Казахстана и депутатского корпуса по прекращению пусков «Протона». Еще в 2004 году президентами Казахстана и России было подписано соглашение по повышению уровня экологической безопасности ракетно-космической деятельности. Оно предусматривает модернизацию эксплуатируемых и создание новых экологически более безопасных ракетно-космических комплексов для последующего поэтапного сокращения эксплуатации ракет-носителей, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива, такие как амил и гептил. Также предусмотрено создание на космодроме Байконур ракетно-космического комплекса «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности.

Сейчас продолжается работа по поэтапному сокращению пусков с космодрома Байконур некоторых типов ракет, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива. Так, с 2008 года прекращены пуски ракет-носителей «Циклон-2», работающих на гептиле. С 2011 года прекращены пуски межконтинентальных баллистических ракет РС-20, также работающих на гептиле. А в 2014 году был произведен последний запуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-18.

Кроме того, с 2012 года прекращена эксплуатация ракет-носителей «Протон-К». Запуски космических аппаратов переведены на модернизированную, более экологически безопасную РН «Протон-М». Понимая большую значимость для России запусков космических аппаратов с помощью ракеты-носителя «Протон-М», Казахстан не собирается в одностороннем порядке запрещать использование данных ракет на космодроме Байконур.

Вместе с тем проведена работа по выработке предложений по сокращению пусков ракеты-носителя «Протон-М» начиная с 2016 года. Это должно уменьшить экологическую нагрузку на окружающую среду Казахстана. Все эти меры были одобрены двумя государствами.

Сокращение пусков ракеты-носителя «Протон-М» будет производиться за счет постепенного перевода на РН «Ангара-5» на космодромах Плесецк и Восточный. Таким образом, планируется в 2025 году довести количество пусков РН «Протон-М» до пяти и практически завершить их в 2026 году.

Сейчас проводятся совместные работы в области экологической безопасности космической деятельности на космодроме Байконур. Головным предприятием от казахстанской стороны является научно-исследовательский центр «Ғарыш-Экология». Проводится экологическое сопровождение пусков ракет-носителей, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива.

Стоит отметить, что значительную опасность для экосистем территорий, входящих в зону влияния космодрома Байконур, представляют аварийные ситуации, которые могут возникнуть при пусках ракет-носителей.

В районах, подвергшихся неблагоприятным факторам аварийных пусков, ежегодно проводятся мониторинговые наблюдения с отбором и анализом проб объектов окружающей среды, зоологического и гидробиологического материала. Изучается состояние диких и домашних животных, осуществляются медицинские исследования состояния здоровья населения.

Всего с 2001 года реализовано шесть совместных программ. Сейчас мы работаем над ликвидацией последствий, связанных с аварийным пуском ракеты «Протон-М» с космодрома Байконур 2 июля 2013 года.

Кроме того, готовится программа совместных работ по обеспечению экологической безопасности деятельности космодрома Байконур и социально-гигиеническому мониторингу населения, проживающего на прилегающих к космодрому территориях, на 2015−2017 годы.

ИА REGNUM: Все свои полеты в космос вы совершили, будучи офицером ВВС России. Тем не менее в Казахстане вас называют казахстанским космонавтом. Уже после того, как вы перестали летать в космос, вы стали начальником боевой подготовки армейской авиации Вооруженных сил РФ. А спустя несколько лет возглавили Казкосмос. На этом посту вам не раз приходились жестко отстаивать интересы Казахстана, порой вступая в конфронтацию с российской стороной. Скажите, каково это — быть меж двух огней и не испытываете ли вы внутреннего противоречия?

Сразу скажу, нет никакой конфронтации и ощущения внутреннего противоречия. Я горжусь тем, что Россия и Казахстан удостоили меня своих высших званий — Героя России и Народного Героя Казахстана. За реальные заслуги перед государствами. И эти две звезды я ношу всегда вместе не только как знак отличия и признания, но и как ответственность перед своей родиной — Республикой Казахстан и страной, которая вырастила из меня космонавта — Российской Федерацией.

Так сложилось, что в то время, когда я собирался исполнить свою заветную мечту — стать космонавтом, наша общая Родина — СССР распался. Я, волею судьбы, остался в России. Тогда же я стал кадровым военным, потому что в Советском Союзе, а затем и в России, космонавты носили погоны. Но вопрос принадлежности к Казахстану в момент полета в космос был и для меня, и для моей страны принципиальным. Именно поэтому президент России Борис Ельцин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев перед моим полетом в космос 1 июля 1994 года сделали специальное заявление, согласно которому мой статус был определен следующим образом: гражданин Республики Казахстан, военнослужащий Вооруженных сил Российской Федерации. Это неординарное решение было принято на уровне руководителей государств. Поэтому во всех трех полетах я был по сути казахстанским космонавтом, при этом с честью носил погоны офицера Российской армии.

По возвращении домой я по поручению главы нашего государства приступил к работе по созданию космической отрасли Казахстана, вот тогда уже документально оформил гражданство республики. Честно сказать, наше поколение, которое было и остается родом из Советского Союза, не особо понимало это разделение по гражданству, и тем более по национальности. А принципы чести, достоинства, служения во имя мира, заложенные Советской армией, остаются прежними в вооруженных силах и России, и Казахстана.

После переезда в Казахстан я возглавил Национальное космическое агентство, и за семь лет существования самостоятельного ведомства мы сделали рывок в деле освоения космических технологий. Практически создана отечественная космическая отрасль, реализуются крупные космические проекты, о которых я уже рассказывал. Это под силу только крупным космическим державам.

Я не раз говорил и еще раз повторюсь, что Россия была и является главным стратегическим партнером Казахстана по многим направлениям сотрудничества, в том числе и в вопросе освоения космоса.

Да, есть немало сложных вопросов, в частности, по использованию космодрома Байконур в особых условиях аренды. Это и вопросы экологии, и создания комплекса «Байтерек», и социального обеспечения жителей космического города. Здесь мы вместе с российскими коллегами отнюдь не вступаем в конфронтацию, а наоборот, ищем и находим компромиссы. Безусловно, у каждой страны есть свои национальные интересы, которые мы обязаны защищать.

Сегодня Казкосмос активно работает с Роскосмосом, и в своей деятельности мы исходим из принципов взаимовыгодного сотрудничества, поэтому здесь не может быть никаких противоречий.