В Белоруссии нет российских военных самолётов, а две малочисленные военные базы никак не могут угрожать Украине. Об этом руководитель постсоветской республики заявил 4 августа в интервью зарубежным радиостанциям «Радио Свобода» и «Еврорадио», а также белорусскому порталу tut. by, корреспонденты которых были приглашены на эксклюзивную встречу в новую минскую резиденцию президента Белоруссии «Дворец независимости».

publika.md
Александр Лукашенко — Президент Белоруссии.

«На нашей территории две абсолютно мирные военные базы. База в Барановичах ― там наверное 3 четверти наших людей служат. База в Ганцевичах ― можно сказать инженерная высокотехнологичная станция, которая ведёт контроль за пуском ракет. Они могут атаковать Украину? Нет. У нас есть небольшая группа таможенников и несколько человек российских пограничников, поскольку границы между Россией и Белоруссией нет. Я дал добро, чтобы их наблюдатели могли с нашего ведома посмотреть. Это десять человек», — сообщил Лукашенко.

«Самолёты я у них просил: «Дайте или продайте по дешёвке десяток самолётов. Чемпионат мира мне надо в плане безопасности обеспечить. Они сказали, что могут 3 самолёта дать. Я говорю: «Хорошо, один ваш лётчик и два наших». Я не знаю, несут они сейчас дежурство или нет. По-моему, они убыли сегодня. Самолётов российских у нас здесь нет», — цитирует «Еврорадио» руководителя постсоветской республики.

Напомним, усиление российского военного присутствия в Белоруссии стало результатом неспособности постсоветской республики самостоятельно обеспечить охрану границы западного участка Союзного государства Белоруссии и России. Лукашенко 12 марта 2014 г. на заседании Совбеза Белоруссии заявил, что усиление группировки НАТО у границ Белоруссии требует адекватной реакции: в рамках договорённостей о Союзном государстве Белоруссия обратится к России с просьбой увеличить присутствие российских ВВС на территории постсоветской республики. Вскоре, 17 марта главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что до конца 2014 года на российской авиабазе в Барановичах (Брестская область Белоруссии) будет развернут российский истребительный авиационный полк в количестве 24 истребителей Су-27СМ3 с целью защиты воздушного пространства Союзного государства Белоруссии и России. Затем, 23 марта 2014 г. Лукашенко сообщил о готовности Белоруссии дополнительно принять 24 самолета российских ВВС, а также вертолёты и средства ПВО (С-300 и др.). При этом он отметил: «Не потому, что у нас их нет. У нас сегодня в Белоруссии, по-моему, 160 самолетов и вертолетов. Это выше крыши для нашей армии. Задействовано, наверное, 60. Нам этого достаточно и даже много для тех Вооруженных сил, которые сегодня готовим». На встрече руководителей ряда постсоветских республик 8 мая в Москве Александр Лукашенко констатировал: военная мощь России защищает интересы Белоруссии.

Официальный Минск запросил помощь Москвы и получил таковую — не только техникой, но и российскими пилотами, которые приступили к патрулированию госграницы на белоруской территории. Под размещение российских ВВС белорусская сторона предоставила в аренду две авиабазы. Российские самолёты способны выполнять функции не только перехватчиков, но и штурмовиков, что вызвало обеспокоенность НАТО и прозападной оппозиции в Белоруссии.

По мнению ряда экспертов, возможности Белоруссии в оборонной сфере весьма ограничены и именно этим объясняется стремление официального Минска как можно дольше находиться под российским «ядерным зонтиком», получать российское оружие по «интеграционным ценам» (а также нефть, газ и другие товары, финансовую помощь). Дело доходило до жалоб на низкий уровень денежного довольствия белорусских военнослужащих по сравнению с российскими, однако такая постановка вопроса была воспринята в самой Белоруссии как «унижение».

Как сообщало ИА REGNUM, дополнительная российская военная помощь была оказана официальному Минску по его просьбе после «плюшевого десанта» 4 июля 2012 года, когда было выявлено отсутствие надёжной охраны воздушной границы Союзного государства на западном направлении. В 2013 году Москва решила не выделять Минску «живые деньги», а оказать непосредственную помощь в охране западных рубежей Союзного государства. Находясь 23 апреля в Минске, министр обороны России Сергей Шойгу во время встречи с Лукашенко проинформировал о создании российско-белорусской региональной системы противовоздушной обороны. «Уже в 2014 году Россия по вашей договоренности с Владимиром Путиным поставит 4 дивизиона С-300 для защиты воздушного пространства», — сказал Шойгу. «Мы приступаем к рассмотрению плана по созданию здесь российской авиационной базы с самолетами-истребителями. Надеемся, что в 2015 году здесь уже появится авиационный полк», — сообщил Шойгу. Он отметил также, что в 2013 году в Белоруссии предполагается создать авиационную комендатуру и поставить первое дежурное звено боевых истребителей, что и произошло в конце года. На расширенной коллегии Минобороны РФ 10 декабря Шойгу доложил президенту РФ: «В следующем году в Белоруссии будет развернута российская авиационная военная база в составе истребительного авиационного полка».

8 декабря 2013 г. на аэродроме 61-й истребительной авиабазы сил ВВС и ПВО в Барановичах (Брестская область) приземлилось звено из четырёх российских истребителей Су-27, вместе с ними в Барановичи прибыл технический персонал. Российские пилоты приступили к полётам. Посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил 27 декабря, что российская военная авиабаза в Белоруссии будет оплачивать белорусской стороне коммунальные и иные расходы. Таким образом, отметили эксперты, Россия не только взяла на себя функцию охраны границы Белоруссии с ЕС, видя неспособность белорусских коллег сделать это самостоятельно, но и решила заплатить за это руководству постсоветской республики.

На известия о перспективе появления российской авиабазы в Белоруссии резко негативно отреагировали представители прозападной оппозиции. Они усмотрели в этом угрозу суверенитету и «имперские происки Москвы». Оправдываясь, Лукашенко 26 апреля 2013 г. заявил: «Что касается авиационной базы. Ну это, может быть, несколько прозвучало, как база. Нет. Речь идет о поставке в наши Вооруженные силы, в какой форме — это мы будем договариваться: база это будет, или это мы в существующие белорусские части поставим самолеты-истребители российские. Этот вопрос обсуждается. Но мне сегодня надо пару десятков самолетов, а мы покупаем только советское — ныне российские самолеты Су-27 и МиГ-29, мне нужны такие или более современные самолёты для того, чтобы, опять же — обеспечить неприкосновенность границ нашего государства». Заявление Лукашенко вызвало удивление экспертов: в документах зафиксирована именно российская авиабаза на территории Белоруссии, а не продажа российских самолётов, на приобретение которых у официального Минска нет средств. Заявление вызвало интерес ещё и потому, что в Белоруссии из-за большого потребления топлива и высокой стоимости обслуживания отказалась от эксплуатации Су-27 — об этом заявил позже, 14 ноября 2013 г., командующий ВВС и ПВО Белоруссии генерал-майор Олег Двигалев.