Варшава и Бухарест созывают на саммит «друзей», чтобы обозначить «конкретные шаги стран Центральной и Восточной Европы по обеспечению сильного присутствия НАТО в регионе». Инициатива сбора лидеров Чехии, Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, Румынии, Словакии и Венгрии принадлежит польскому президенту Анджею Дуде и его румынскому коллеге Клаусу Йоханнису. Сбор назначен на 3−4 ноября. К этому времени новый президент Польши надеется побывать в Германии, Великобритании и США. И сам Дуда, и его советник по международным делам Кшиштоф Щерский в публичных заявлениях и интервью неоднократно говорили, что намерены приложить все усилия для того, чтобы в 2016 году на саммите стран-членов НАТО было принято решение об усилении «восточного фланга» путем передислоцирования в Польшу постоянных военных баз. Если не самого Альянса, то хотя бы американских. В последнем на сегодня интервью Польскому агентству печати (РАР) советник Щерский подчеркнул, что «на саммите в Варшаве следует всем вместе изучить стратегические уроки, извлеченные из геополитических изменений в регионе».

z-walls.ru

О том, как эти «стратегические уроки» видятся в Варшаве, можно судить по недавней программной статье, опубликованной в авторитетной польской газете Rzeczpospolita, одним из авторов которой является член программного совета партии «Право и Справедливость» (PiS) Пшемыслав Журавский вель Граевский. В публикации выделяются следующие тезисы. Польская самостоятельность в международной политике выступает (или, скорее, может выступать) единственным условием и гарантией самостоятельности других стран региона. Самостоятельная игра Варшавы в «основном течении европейской политики», то есть в рамках большой европейской «шестерки» (с Германией, Францией, Великобританией, Италией, Испанией) или «Веймарской тройки» (с Германией и Францией) такой самостоятельности ни Польше, ни Центральной и Восточной Европе обеспечить не может. Соответственно, Польше не следует ставить себе целью участие в такой группе (например, в «большой шестерке» — Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Польша; Веймарском треугольнике или в группе нормандского формата — Германия, Франция, Россия, Украина), так как это означает изоляцию от региональных партнеров, а, соответственно, принятие роли клиента державы-покровителя. Также для Польши было бы неблагоприятно, если бы немецкая политика вернулась к практике времен Герхарда Шредера, предполагавшей союзнические отношения с Францией и Россией ради уменьшения американского доминирования в Европе.

Не будет большим преувеличением сказать, что эту концепцию в целом разделяют в PiS, которая уже получила в свое распоряжение президентский дворец Бельведер и готовится окончательно закрепить свой успех на парламентских выборах, запланированных на октябрь этого года. После официального вступления Дуды в должность «Право и Справедливость» усилила давление на Берлин. От Германии требуют перестать противодействовать попыткам Варшавы превратить Польшу в «непотопляемый авианосец» НАТО, а точнее — атлантической составляющей Альянса. Немцы пока что отбиваются, в том числе как это делают, например, издания Die Welt и Der Spiegel, изобретая «новые угрозы» со стороны Кремля — в данном случае в Арктике. Ведь «маленькая война» в краю белых медведей куда менее затратная и не такая опасная, чем «большая война» на востоке Европы.

В свою очередь, попытки спасти сложившиеся европейские форматы предпринимают оппоненты PiS из пока еще правящей партии «Гражданская платформа» (РО). Действующий министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына, комментируя план международных поездок президента Дуды, предположил, что после визита в Берлин тот должен в скором времени также посетить и Париж. Более откровенно в британской газете Financial Times предшественник Схетыны на дипломатическом поприще Радослав Сикорский. Он обрушился с критикой на крупнейшие страны Европейского союза за игнорирование Лиссабонского договора и отсутствие общей внешней политики. По словам Сикорского, ситуация сегодня вернулась к тем временам, когда первую скрипку в европейской политике снова играют Германия и Франция. Особенно наглядно это иллюстрирует «конфликт на востоке Украины и несоблюдение Минских договоренностей». Бывший министр предупредил, что из-за нежелания «богатых стран» считаться с остальными, теряет не только Евросоюз, но и сами Берлин и Париж, а если они не изменят свою политику, то могут быть признаны виновными в поражении ЕС.

Реплика Сикорского — это, скорее, жест отчаяния. Проигрывающая ныне борьбу за власть в Польше сила, ассоциируемая с «Гражданской платформой», предупреждает своих немецких и французских контрагентов о том, что от них на страну далече уходит Варшава. Но, похоже, Франция уже проиграла Польшу, и далеко не факт, что долго сопротивляться нажиму PiS сможет Берлин. В III Республике все громче и громче начинают бить «барабаны войны». Увеличение расходов на оборону и закупку вооружений декларировали еще президент Бронислав Коморовский вкупе с ныне действующим министром обороны Томашем Семоняком. Но, учитывая, что, по данным военных социологов, 70% состава Вооруженных сил Польши проголосовали за Дуду, роль армии в Польше и усиление милитаристских настроений будет только расти. Как заявляет портал Na Temat, «Польша как важное звено в НАТО несет обязанность защищать слабых членов НАТО как страны Балтии», а если бы Европа не состояла «в военном союзе с США, то «Исламское государство» (запрещенное в России — ред.) сидело в Риме, а Путин — во Львове». То есть, полякам вместо масла в детские школьные завтраки предлагаются пушки. Безусловно, можно сколько угодно в первом акте складывающейся «геополитической пьесы» вешать на стену ружей. Но помнить надо и о том, что в последнем акте они непременно должны выстрелить. Ситуация может сложиться в итоге так, что во Львове окажется вовсе не российская армия. Пойдет ли Варшава по этому пути? Вопрос остается открытым. Но пока складывается ощущение дежавю 1930−1940-х годов прошлого века. Тогда известно, чем все закончилось для Польши. Неужели всё в польской истории повторяется, и что ее ждет сейчас?