Стали известны сроки слияния двух европейских гигантов производителей бронетехники — немецкой компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и французской Nexter Systems. Оба участника сделки получат по 50% в совместной компании KANT (KMW and Nexter Together). Сделка будет завершена до конца января 2016 года. Важно разобраться: к чему приведёт такое крупное событие ВПК Германии и Франции — локомотивов экономики ЕС, в том числе и в сфере «военки» (наряду с Великобританией).

Александр Горбаруков, ИА REGNUM
«Вихри враждебные веют над нами...»

Что производят KMW и Nexter Systems?

Наиболее известной продукцией компаний являются основные боевые танки Leopard 2 и Leclerc для KMW и Nexter Systems соответственно. Помимо этого, немецкая компания производит боевые машины пехоты (БМП) Puma, бронетранспортёры (БТР) Boxer и самоходные артиллерийские установки (САУ) PzH 2000 (превосходят все существующие серийные аналоги по максимальной дальности огня). Французы производят аналогичную технику: БМП VBCI, САУ CAESAR, а также стрелковое вооружение (например, винтовки FAMAS).

Кто кого «проглотит»?

Несмотря на то, что объём продаж в 2014 году у французской компании был больше, чем у немецкой (1,1 млрд. евро против 747 млн. евро), у неё в последние годы имеются финансовые проблемы. Помимо этого, немецкая бронетехника имеет больший авторитет на мировом рынке — тех же танков Leopard 2 уже выпущено более 3 тысяч единиц, машины стоят на вооружении 19 стран. У Leclerc результаты намного скромнее — примерно по 400 танков закуплены ВС Франции и ОАЭ. При этом прорваться на рынки стран, которые уже используют Leopard2 будет практически невозможно — экипажи уже обучены, машины привычны, инфраструктура готова. Что касается тех же САУ — то PzH-2000 на данный момент наиболее совершенная серийная система калибра 152/155мм, способная за минуту произвести 10 выстрелов на расстояние до 50км (установлен мировой рекорд по дальности — 56 км). Тем не менее, Caesar также имеет неплохой спрос, за счёт своей мобильности (применено колёсное шасси) и также неплохих характеристик.

И всё же позиции немцев видятся сильнее: развитие совместной компании будет идти в большей степени в немецком ключе, с применением французских технологий, ведь коммерческая компания, выпускающая разные товары одного типа, конкурирующие друг с другом, — это, как минимум, странно (так что будет логично постепенное свёртывание производства тех же Leclerc).

Кстати, есть ещё один интересный момент — в Германии очень строги правила осуществления военного экспорта: для каждой сделки необходимо одобрение правительства, которое очень непросто получить странам, не входящим в НАТО или ЕС. Во Франции же такие ограничения выражены намного слабее — возможно, объединение позволит немецкой части KANT поставлять свою технику через французов.

Единый ВПК и единые Вооружённые силы ЕС

Объединение в сфере ВПК в Евросоюзе проходит не в первый раз. Наиболее ярким примером служит создание Великобританией (BAE Systems), Италией (Alenia Aeronautica), Германией и Испанией (EADS) истребителя Eurofighter Typhoon. Правда в этом случае слияния компаний не было — была создана новая компания Eurofighter GmbH, акции которой были поделены между вышеуказанными фирмами. Тем не менее, был создан серьёзный продукт. Интересно, что Франция в проекте участия не принимала, сделав ставку на развитие собственного истребителя Rafale. И вообще — французы всегда старались иметь максимально независимый ВПК с собственной полной линейкой военной техники. Но, видимо, и они не устоят перед глобализацией.

Постепенная интеграция ВПК стран, являющихся крупнейшими производителями оружия в ЕС, отлично вписывается в концепцию создания единых ВС Европейского союза. Эта идея всплывает периодически, причём, как правило, озвучивается представителями Германии. Такой вот «мягкой силой» немцы пытаются максимально повысить уровень своего влияния на страны Европы, на этот раз попытавшись де-факто присоединить их без войны. Основным поводом для создания такой структуры чаще всего называется «российская угроза».

В чём она действительно может быть опасна для ЕС, так это в выходе после 2020 года на экспортный рынок нового поколения российской бронетехники: танков и БМП «Армата», БМП «Курганец-25», БТР «Бумеранг», САУ «Коалиция-СВ». Для конкуренции с этой техникой новоиспечённому KANT придётся немало потрудиться.