С изрядной помпой в Риге открылся Центр стратегической коммуникации НАТО. На открытии присутствовал искрометный американский сенатор Джон Маккейн и главы целых двух государств — Латвии и Литвы.

Глава Литвы — президент Даля Грибаускайте — задачу Центра озвучила так: «Сегодня мы видим неконвенциональные атаки на Альянс — кибератаки и пропаганду. Поэтому был создан этот центр — не только чтобы бороться с ложью и нападками, но и чтобы полностью их разрушить».

Собственно говоря, к тому все шло. Примерно год назад в Риге вдруг стали появляться в промышленных масштабах разные русскоговорящие американцы. Молодые и среднего возраста люди — дети эмигрантов «перестроечной волны». Приехало даже несколько знакомых, родителей которых я даже знал еще в советские времена. До сих пор сей контингент Латвию не жаловал. Иногда к нам приезжали детки латышской эмиграции, но чтобы русские — не было. А тут — понаехали. Общительные такие, приветливые, тусовочные. Куда не придешь — какой-нибудь американец там уже сидит…

А в сентябре прошлого года у меня вдруг зазвонил телефон. На том конце провода представились: «Лена, работник американского посольства. Уважаемый Юрий Георгиевич, мы хотим, чтобы вы прочитали нашим студентам лекцию о вашем видении политического положения на Украине»…

Я? Американским студентам? Про Украину?.. Признаюсь, я сначала принял этот звонок за дружеский розыгрыш… Но побеседовавши минут 10 с девушкой Леной, я понял — не шутка.

Что удалось выведать: группа студентов одного из американских военных (!) вузов приехала в Ригу — попрактиковаться в русском языке, а заодно — пообщаться с интересными людьми. Именно из этих соображений в качестве лектора выбрали меня. Девушка Лена была вполне откровенна, так и сказала, что я им важен, как человек, имеющий «альтернативный взгляд на ситуацию». Количество «студентов» в группе — около двадцати. Степень владения русским языком — перфектно. Возраст — разный, от 19 до 40 лет. Блин, разведчики…

Мне было назначено время и место — известный в Риге отель, конференц-зал. Всё еще сомневаясь, после окончания разговора с Леной я позвонил в указанный отель и узнал — таки да, именно этот зал именно на это время зарезервирован американским посольством…

А дальше был облом. За сутки до моей лекции снова позвонила американская Лена и извинилась: лекция не состоится, планы поменялись. Но на будущее: можно ли будет вас побеспокоить, если понадобится? Я сказал — конечно да… Признаюсь, потом долго ждал звонка… Это ж чертовски интересно, правда? Не позвонила…

И вот, сейчас открылся «Центр стратегической коммуникации НАТО» — без моей лекции, к сожалению. Для чего? Президент Литвы, дама простая и откровенная, сказала — «бороться с нападками на НАТО». Чьими «нападками»? Ясен пень: поскольку со стороны латышей, литовцев и эстонцев никаких «нападок» на НАТО быть не может в принципе (они на НАТО молятся), основная задача Центра — поработать именно с русскими жителями Прибалтики.

Для чего им это нужно? Изложу свои соображения. Есть у меня старый приятель — крымский журналист. Человек циничный и прагматичный. Последние лет десять он за небольшие деньги (что-то около 200 долларов в месяц) составлял для американского посольства в Киеве регулярные «обзоры настроений в социальных сетях Крыма». Я как-то спросил: что он там пишет? «А то, что они хотят услышать, — ответил мне приятель, — что в Крыму настроения проукраинские, что крымские русские и татары — все за Майдан, что Россию они не любят…»

А полтора года назад Крым вдруг раз — и перепрыгнул в Россию. Дружно, с песнями. И все антироссийские активисты крымских соцсетей вдруг куда-то делись… Как и не было их. Американские работодатели моего коллеги испытали яркую и множественную фрустрацию. Они даже попросили его изложить собственное видение: почему соцсети буквально пылали народным гневом, а на площадь никто не вышел? Крымского Евромайдана не случилось…

Мой приятель развел руками: социальные сети — вещь специфическая, не референтная. Если почитать российские ЖЖ-Фейсбуки, то может сложиться впечатление, что и Путину осталось жить от силы полчаса. Однако ж…

Короче, как я понимаю, госдеп сейчас активно меняет стратегию. Рассудив, что управлять умами и настроениями русских через «Фейсбук» не получается, он выслал своих бойцов идеологического фронта в «поле». Чтобы были ближе к народу. И одна из таких «полевых» организаций — тот самый открывшийся Центр стратегической коммуникации НАТО.