Во времена очень непростой ситуации в мире о себе дал знать очередной, немного забытый в свете хаоса на Ближнем Востоке и украинского кризиса, замороженный конфликт — холодная война между Северной и Южной Кореей (мирный договор до сих пор не подписан, несмотря на то, что перемирие было заключено в 1953 году). Очередное обострение произошло из-за провокации (будем называть вещи своими именами) со стороны Южной Кореи, установившей громкоговорители, вещающие пропаганду, направленную против властей КНДР. О том, что громкоговорители будут атакованы, если их не выключат, в Северной Корее заявили 15 августа, а 20 августа был дан единичный залп из системы залпового огня в район этих самих «вышек пропаганды», после чего в ответ по войскам КНДР был открыт ответный огонь из артиллерии. После этого в ход пошли ультиматумы, угрозы, передвижения войск, переговоры о размещении в Южной Корее американских стратегических бомбардировщиков и т.п., и т.д. Тем не менее в очередной раз, вполне предсказуемо, война не возобновилась — стороны провели долгие переговоры и достигли соглашения — громкоговорители выключат, а КНДР выразит сожаление по поводу двух военнослужащих южнокорейской армии, подорвавшихся некоторое время назад на мине (по заявлению Сеула, установленных северокорейцами). Тем не менее, при всей малой вероятности второго раунда Корейской войны, в следующий раз (а он обязательно будет) «заряженное ружьё может и выстрелить». На этот случай оценим силы сторон и последствия для КНДР, Южной Кореи, США и Китая.

nieuwsbladcdn.be
Корейцы на площади.

Северная Корея (КНДР)

Северная Корея обладает 4-й по численности армией в мире, численностью почти 1,2 млн человек. Такое количество достигается за счёт призыва военнослужащих на 5−12 лет. Однако главная проблема ВС КНДР — морально устаревшая военная техника. При этом её количество огромно — более 4000 танков, хотя на вооружении стоят совсем уж устаревшие модели (большей частью Т-55 и Т-62 местного производства), 15 000 единиц ствольной артиллерии, более 5000 систем залпового огня (часть модернизирована — увеличена дальность поражения). Очень слабы военно-воздушные силы (ВВС) и противовоздушная оборона. Единственными дееспособными самолётами можно назвать 2 эскадрильи истребителей МиГ-29 и 34 штурмовика Су-25. Но ещё очень большой вопрос, какое количество их этой техники находится в боеспособном состоянии. Все вышесказанное касается и военно-морских сил, хотя тут есть некоторые успехи местного ВПК — строятся малые и средние дизель-электрические подлодки в заметном количестве, недавно был проведён пуск ракеты с одной из субмарин, что является достаточно большим успехом при тех ограниченных технологических ресурсах, которыми обладает КНДР.

Что касается методов асимметрической войны — в случае Северной Кореи это ядерное и химическое оружие, но здесь абсолютной ясности нет. До сих пор не ясно: созданы ли в КНДР ядерные боевые части, которые можно использовать на имеющихся в наличии в достатке ракетах средней и малой дальности. По мнению некоторых американских экспертов, КНДР может создать к 2020 году межконтинентальную баллистическую ракету и получить материала на 79 ядерных боеприпасов. Американская разведка также считает, что у Северной Кореи имеются одни из самых больших запасов химического оружия, однако печальный опыт некоторых других стран (Ирак, к примеру) показывает, что к словам американцев об оружии массового поражения надо относиться с заметной настороженностью.

Республика Корея (Южная Корея)

Вооружённые силы Южной Кореи почти в 2 раза меньше по численности (примерно 650 тысяч человек), однако оснащены они на очень высоком уровне. Тут почти 2500 танков, из которых устаревших — только около 800 американских М48, все остальные отвечают современным требованиям и производятся в Южной Корее (K1 и K2). Имеется более 11 000 единиц артиллерии, в том числе около 250 систем залпового огня. Сильны и ВВС Южной Кореи — имеется 60 тяжёлых американских истребителей F-15, и более 160 лёгких F-16. Они способны практически без потерь «размазать» северокорейские (точнее китайские) аналоги давно устаревших советских МиГ-17 и МиГ-21. ВМФ Южной Кореи также современны и достаточно велики — 13 субмарин с современным противокорабельным ракетным оружием, 12 эсминцев, 11 фрегатов, 19 корветов, вертолётоносец и т.п.

ПВО/ПРО Южной Кореи достаточно сильна, однако американские системы Patriot PAC-2 имеются в небольшом количестве и не обеспечивают надёжного перехвата северокорейских ракет малой и средней дальности.

Также в Южной Корее размещается крупное соединение американской армии, вооружённое современной военной техникой. Тут находятся 40 лёгких истребителей F-16C/D и 24 штурмовика A-10C. До 1991 года здесь имелось и ядерное оружие, нет гарантии, что его там нет и сейчас.

Адская мясорубка

Если мы представим, что, не дай Бог, в результате очередной провокации одной из сторон разгорелась большая война, то её масштабы будут просто ужасны. Конечно, технологически КНДР серьёзно отстала, но у неё есть огромное количество «пушечного мяса» (как бы ни отвратительно звучало это понятие по отношению к живым людям) и, вероятно, высокий уровень обучения — очень уж долгая там служба по призыву. Тем не менее победа КНДР в таком конфликте маловероятна, так как армия 1960−1970-х годов не может на равных сражаться с армией XXI века. Однако в достижение окончательной победы Южной Кореей также верится с трудом — нападение-то они отобьют и даже смогут уничтожить большую часть техники «северных братьев», но контролировать вражескую территорию при огромной численности сил противника будет крайне проблематично. Кроме того, КНДР может пойти и на отчаянный шаг — подрыв нескольких ядерных зарядов на своей территории для уничтожения наступающего противника. Такой шаг даже нельзя в полной мере расценить как ядерную агрессию против кого-либо. В любом случае новый раунд Корейской войны будет крайне кровопролитным и унесёт сотни тысяч жизней людей, принеся сомнительные результаты, которые могут в очередной раз стать патовыми. Также не понятно — как в такой ситуации будет действовать Китай, который когда-то прямо поддерживал КНДР в Корейской войне. Несмотря на несколько охладевшие отношения Китая и Северной Кореи, возникают большие сомнения, что в Пекине захотят увидеть американские базы у своей границы (при полном поражении КНДР), поэтому в каком-то формате и Поднебесная может оказаться втянутой в войну.

Провокации — бизнес?

При анализе этих реалий возникает интересный вопрос: собственно, зачем Южная Корея ничуть не реже КНДР устраивает провокации и распространяет разного рода дезинформацию про нелюбимого брата? Если в Северной Корее, где правит тоталитарный режим и уровень жизни невысок, всё это можно объяснить воздействием на собственное население, то в случае Южной Кореи, являющейся одним из серьёзнейших промышленных государств, заинтересованности в этом в таком масштабе быть не должно. Более того, большая война, вероятно, уничтожит всё то, чего достигло государство за последние десятилетия. А это значит, что поддержание напряжения между КНДР и Южной Кореей может входить в интересы и других стран (или страны), к примеру, зарабатывающих на огромных военных поставках южнокорейцам.

Читай также по теме: Эксперт: С точки зрения Южной Кореи — КНДР не существует вовсе!