В санкционном списке скандального указа президента Украины Петра Порошенко, кроме российских журналистов, оказались их коллеги из других стран. Двое — из Эстонии. Это вызвало бурю в стакане воды.

Гитлеровец и коллаборационисты

Пострадавшие: заместитель главного редактора еженедельника «День за днем» Марианна Тарасенко и внештатный автор этого издания и русского варианта газеты Postimees Андрей Бабин. В отношении них предусмотрен запрет на въезд в это квазигосударство в течение года.

Первая сказала в интервью порталу rus.delfi.ee: «Я писала об Украине полтора года назад, критически высказывалась о Майдане. Боюсь соврать, но насколько я помню, два моих последних материала об Украине вышли более года назад. Это было интервью с доверенным лицом о Порошенко перед президентскими выборами. И интервью с эстонским дирижером, который побывал в Киеве». Второму сложнее — летом прошлого года он написал статью «Держу за тебя кулаки, Новороссия!», в которой выразил несогласие с политикой киевских властей.

Главное — прогнуться

Как реагировали «жертвы» на санкции? Одна прогнулась, завуалированно осудив «Крым наш!». Второй стал оправдываться не понять за что.

Марианна Тарасенко — порталу Rus.Postimees.ee:

«После ликвидации СССР я ни разу на Украине не была и не имела намерений туда отправиться, никаких материальных и/или иных интересов на Украине не имею. Терроризм, оккупацию и нарушение территориальной целостности в любом виде осуждаю, экономическое развитие любой страны, в том числе и Украины, всецело поддерживаю. События, происходящие на Украине, уже давно не освещаю, когда же освещала, то разносторонне, в том числе предоставляла слово жителям и/или поклонникам Украины, в том числе и горячим сторонникам действующего президента Петра Порошенко».

Андрей Бабин — порталу rus.delfi.ee:

«Это была очень эмоциональная статья, я написал ее не только как журналист, но и как человек, в то время как мои родственники в Донецке сидели под пулями и один мой молодой родственник остался в результате бомбежек без ноги. Я не остался равнодушен и высказал свое мнение. К тому же за несколько дней до этого был сбит малайзийский «Боинг»… был в Украине много раз, написал много статей о событиях 2004 года. У меня самые теплые чувства к Украине, я думаю, если бы те люди, которые включили меня в список, познакомились с моими материалами поближе, они бы устыдились своего решения и немедленно исключили меня из списка».

Пуля в лоб у подъезда

Реакция эстонских СМИ была прогнозируема. Огромное число комментариев вызвала помещенная на портале DELFI.ee новость о санкциях против журналистов Эстонии. Встречались и здравомыслящие люди, осуждающие преследование СМИ, но доминировали такого содержания мнения:

«Речь не об эстонских журналистах, а винтиках пропагандистской машины России. Что они вообще делают в Эстонии?», «В лучшем случае они получат повестки. В худшем — случится то же, что с укр. писателем О. Бузиной, пуля в лоб у своего подъезда», «Убийство журналистов — старинная русская забава», «Эту газету можно спокойно закрыть», «Наглядный пример, чего ждать от русских в Эстонии», «Значит, эти Бабин и как там другого звали, олицетворяют настроенность русских против Эстонии, которая при Путине только росла и росла и сегодня порой становится истеричной».

Если официальные лица в Таллине пока отмалчиваются, то эстонский посол в Киеве Сулев Каннике оперативно заявил «Актуальной Камере» ЭТВ:

«Думаю, в данном случае не стоит создавать конструкции высокого полета о том, что украинцы тут в чем-то сильно ошибаются».

При этом, как отметил портал Гостелерадио ЭР ERR.EE, посол заявил, что Эстония считает Украину демократической страной и, в конце концов, речь идет о решении государственных институций в Киеве. Не осталась в стороне и председатель Конгресса украинцев Эстонии Вира Конык:

«…в Эстонии есть и другие журналисты, которые в своих публикациях тоже не очень лояльны к Украине. Марианна всегда свысока писала об Украине. В одной из своих статей «Сделка с дьяволом» она называет нас «недоукраинцами», «переукраинцами» — я считаю, что такие высказывания противоречат принципам журналистики. Андрей назвал украинцев карателями, фашистами — в духе Russia Today».

Что касается предназначения журналистики, то «вождь» эстонских украинцев выказала полную некомпетентность и варварство, как и президент Украины, подписавший очередной свой позорный указ.

Во всем виноват донос

А потому неудивительно, что главный редактор всех изданий акционерного общества Postimees Мерит Копли тут же взяла под козырек и встала на защиту национальной безопасности, заявив о необходимости выяснить, почему два эстонских журналиста ее издательского дома были включены в черный список. И грозно предупредила: «Когда мы получим объяснение, тогда решим, каковы будут наши дальнейшие шаги».

А потому еще недавно не страдающая русофильством главный редактор издания Eвгения Вяря, чей трудовой договор недавно приостановлен из-за длительного отпуска, поспешила принять огонь на себя — мол, публикации увидели свет с её ведома, а потому они вне критики. И чтобы пуще выгородить себя, пожурила Киев:

«Полностью согласна с теми, кто ждет, когда Украина, за судьбу которой я переживаю как по профессиональным, так и по личным причинам, перестанет позориться, борясь с иностранными журналистами, и подставляться и начнет заниматься реформами».

Более того, ей пришла в голову мысль подать в суд за «порчу репутации» редакции, а она, мол, образцовая с точки зрения плюрализма мнений на страницах еженедельника. И это при том, что редакционная политика не переходит «красную черту», за которой ее могут обвинить в нелояльности к государству. На фоне других СМИ толерантность есть, но в ограниченном ассортименте. О нравственной атмосфере в СМИ Эстонии говорит и то, что Евгения Вяря предположила «непонимание местными украинскими дипломатами ситуации, в основе чего, скорее всего, лежит чей-то донос, порожденный личной враждой».

На что не пойдешь ради чести мундира и выражения лояльности, полагая, что посольство Украины столь наивно, чтобы поверить какому-то стукачу.

Во всем виновата Россия

В своем репертуаре новый главный редактор еженедельника «Дня за Днем» Олеся Лагашина. Допуская критику «своих», она непременно лягнет Россию. Считая, что случившееся — «отсутствие элементарной демократической культуры» на Украине, она тут же дезавуировала этот тезис абзацем о том, сколь плоха журналистика в России. И привела пример:

«Как рассказывал… на недавнем форуме «Территория смыслов» диктор российских теленовостей Эрнест Мацкявичюс, с началом новой холодной войны международные стандарты и требования журналистской этики для него перестали существовать. «Давайте вспомним, какой журналистика была в 1942 году, она давала обе точки зрения, предоставляла слово и той, и другой стороне?» — сказал сотрудник телеканала «Россия», который заслуженно имеет репутацию пропагандистского».

Сказанное в полной мере относится и к работе самих СМИ Запада, включая Эстонию. То есть делается вид, будто Запад не втянул Россию в начатую им тотальную пропагандистскую войну, которую ведут обе стороны. За кадром — и вопиющий факт запрета российским журналистам работать на Украине.

Всех переплюнула провинциальностью главный редактор русскоязычного портала rus.delfi.ee Юлия Родина. Ее ничем не оправданный (учитывая ее профессионализм) менторский тон удивляет цинизмом и стремлением угодить местным хозяевам:

«Что общего между Дмитрием Киселевым, любой эпитет в отношении которого будет бледной тенью настоящих его заслуг, другом детей Иосифом Кобзоном и простым эстонским журналистом?»

И еще она же о коллегах, но уже не как о жертвах, а подозрительных с точки зрения лояльности к Эстонии. Они, мол

«… попали в санкционный список Украины наравне с такими одиозными деятелями, как, например: гендиректор МИА «Россия сегодня» и заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев, президент медиахолдинга «Красная звезда» Алексей Пиманов, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев и даже Иосиф Кобзон. И, на мой взгляд, это далеко не комплимент».

А вот на взгляд автора этой заметки, речь идет о публичном доносе на коллег и зарабатывании банки варенья за власовщину в «Русском мире» Эстонии.

Молчание — золото?

Весь этот трусливый либеральный лепет русскоязычных журналистов Эстонии и молчание эстонской общественности, включая Союз газет Эстонии, отвратителен на фоне оперативного призыва ОБСЕ исключить журналистов из нового украинского санкционного списка. И его пересмотр уже начался. Только после этого с заявлением выступил Союз журналистов Эстонии, в котором осуждение носит половинчатый характер. С одной стороны, недопущение журналистов в страну признано недопустимым, с другой, допускается, если «установлены прямая недоброжелательность и манипуляция информацией». Простите, а кто и как это будет определять? Не иначе, как это делают сейчас на Украине по прихоти национально озабоченных чиновников. А их неправедные действия кто будет квалифицировать? Вот и Союз журналистов Эстонии лишь констатировал факт внесения в санкционный список Марианны Тарасенко и Андрея Бабина, так и не проявив им поддержку, не осудив Украину.

В Эстонии первой и сразу осудила санкции против журналистов евродепутат Яна Тоом, в прошлом — сама русскоязычный редактор. В комментарии на портале rus.err.ee она сказала про коллег:

«Мне сложно узреть угрозу территориальной целостности или конституционному строю Украины, зато я отчетливо вижу угрозу свободе слова».

Из действующих русскоязычных журналистов громко высказался лишь главный редактор журнала «Красивая жизнь», издатель и телеведущий Родион Денисов. Он призвал эстонских и русских журналистов проявить солидарность с попавшими под санкции коллегами.

Так что молчание продолжается. Что никак не говорит в пользу реальной свободы слова в Эстонии.

Таллин, 18 сентября 2015