divannaya-sotnya.com.ua

Текст доклада заместителя директора НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва Евгения Бахревского, на международной конференции «Вызовы и угрозы для региональной безопасности на Ближнем Востоке и Кавказе: внешние факторы и внутренние противоречия» (Анкара, 8−9 сентября 2015 г.)

В условиях развала всей системы стратегического баланса на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, кризис на Украине создаёт для Турции ситуацию окружения очагами нестабильности. Добавьте к этой картине на сегодняшний день замороженные, но нисколько не потерявшие своего взрывоопасного потенциала, армяно-азербайджанский конфликт, а также конфликтную ситуацию вокруг Абхазии и Южной Осетии — Турция находится в кольце. В таком положении военно-политическая стабильность, которая благодаря решительным действиям России пришла на Крымский полуостров, не может быть недооценена.

Как о предмете своего особого интереса и заботы в Крыму Турция традиционно говорит о судьбе крымско-татарского народа. Цивилизационное и этническое родство крымских татар и турок очевидно. Тесная привязка Крыма к Анатолийскому побережью существовала веками. Памятники культурно-исторического наследия Османской державы в Крыму многочисленны и великолепны.

До сих пор в кругах журналистов и даже политологов популярно представление, что якобы в Кючюк-Кайнарджийском мирном договоре 1774 года существовала статья о том, что Крым (а также Кубань), якобы, не может быть передан Россией какой-либо другой державе, в противном случае Турция может заявить на него свои права. В реальности такой статьи договор не содержал, в чём легко убедиться: текст договора доступен. Да и не могло существовать, такой статьи, так как Крым в 1774 году объявлялся независимым от Османской империи, власть России распространялась лишь на крепости Керчь и Ени-кале. Тем не менее, этот исторический миф постоянно пересказывается. Несколько лет назад присутствующий здесь Александр Сотниченко попытался выяснить происхождение легенды и пришёл к выводу, что утку, скорее всего, запустил Владимир Вольфович Жириновский.

В последние годы существования СССР крымско-татарский народ начал возвращаться из ссылки на историческую родину. К сожалению, этот процесс совпал с развалом большой страны, что предопределило его плохую организацию и минимальное государственное финансирование в дальнейшем.

В Автономной республике Крым, входившей в состав Украины, крымские татары оказались в роли «сдерживающего фактора», направленного против русских т.н. «крымских сепаратистов». Очевидно, что крымский референдум о независимости и воссоединении с Россией мог быть проведён в любой день с 1991 по 2014 год — результаты его были бы одинаковыми. Поэтому крымско-татарский фактор превратился в удобный инструмент киевских властей по борьбе с русским движением в Крыму.

Тяжести переселения, которые почти полностью легли на плечи самих татар, сопровождались нелёгким психологическим климатом в Крыму. Глубокий экономический кризис, настигший постсоветскую Украину в 1990-е годы, был усугублён особым негативным отношением к «сепаратистской» республике со стороны Киева. Крым систематически недофинансировали, не создавали условий для инвестиций, не развивали инфраструктуру. Крымская промышленность фактически умерла, курортное хозяйство держалось на плаву в основном благодаря тесным связям населения полуострова с Россией и на традиционной любви россиян к Крыму. За 20 лет существования в составе независимой Украины в одном из самых привлекательных туристических регионов появилось целых 2 (!) отеля международных сетей — по одному в Ялте и Севастополе. Этот факт говорит сам за себя.

Тяжёлые экономические условия для не обустроенных в Крыму татар были ещё на порядок сложнее. Поддержание постоянной конфликтной ситуации между крымскими татарами и остальными крымчанами, проблемы и неразбериха с землеотведением, последующие самозахваты — в такой обстановке сдерживание «крымских сепаратистов» упрощалось. Создаётся впечатление, что украинские власти намеренно не решали проблемы крымских татар ни в экономическом (что было бы объяснимо), ни в политическом, ни в гуманитарном аспектах.

Одновременно татары постоянно подвергались жёсткой психологической обработке. В крымско-татарских и украинских националистических СМИ поддерживалась теория о том, что на протяжении всей многовековой истории во всех бедах татар виноваты русские, сочинялись чудовищные для любого, кто хоть немного знает историю, мифы о вековом братстве по оружию украинцев и крымских татар в их тяжкой борьбе против «москалей».

В случае развития гражданского противостояния в Крыму в 2014 году, которое было прервано появлением знаменитых «зелёных человечков», крымские татары неизбежно оказались бы на острие противостояния с предсказуемыми печальными результатами. Киевские власти без раздумий пустили бы в дело этот «инструмент» для борьбы с так называемыми «русскими сепаратистами». При этом неизбежное кровавое развитие межэтнического конфликта в Крыму неизбежно вовлекло бы в этот процесс Россию и Турцию. «Зелёные человечки» спасли тысячи жизней и не позволили превратить Крым как минимум в очередной очаг нестабильности по периметру Турции. Полагаю, руководство Турции должно быть благодарно России, что ему не пришлось заниматься ещё и этим конфликтом.

Крымские татары в российском Крыму, наконец, получили возможность не быть чьим-то «инструментом», а нормально развиваться в социально-экономическом, гуманитарном и политическом планах. Подписан Указ о реабилитации репрессированных народов Крыма, предполагающий существенную помощь от государства. Закон о национально-культурной автономии, действующий в России, полностью обеспечивает сохранение и развитие этнических культур и сообществ. В Крыму реализуется право татар на образование на родном языке. Достаточно 7 учеников в классе для того, чтобы в нём был введён курс крымско-татарского языка и литературы (для сравнения, в Турции необходимо не менее 20 учеников в классе для введения курса родного языка этнического меньшинства). Развиваются СМИ на крымско-татарском языке. Начавшиеся программы инфраструктурного, экономического развития Крыма предоставляют всему его населению возможность преодолеть сложности, связанные с западными санкциями.

Реакция Турции на крымские события в целом была вполне адекватной и взвешенной. Она, естественно, не спешит с признанием совершившейся перемены. К сожалению, Турция в лице своих дипломатов, комиссий и политических деятелей вынуждена некритично принимать и повторять риторику господ Джемилева и Чубарова. Очевидно, что в ближайшее время иного ожидать было бы наивно. Непросто менять сложившиеся десятилетиями стереотипы и привычные схемы. В то же время не думаю, что добровольный выезд из Крыма представителей движений «Хизб-ут Тахрир» или «Такфир ва ль-Хиджра», запрещённых в России, может трактоваться как ущемление религиозных свобод. С другой стороны, Турция почему-то не вступилась за крымских татар, чьи хозяйства в северной части Крыма были поставлены в тяжелейшие условия, когда Украина перекрыла Северо-Крымский канал.

Республика Турция, не признавшая право крымчан на референдум и не согласная с законностью воссоединения Крыма с Россией, в своей истории имеет случай, практически полностью совпадающий с крымским. Александреттский санджак, провозгласивший независимость в 1938 году, через несколько месяцев мирно вошёл в состав Турции на основании устремлений турецкого большинства. При этом мнение сирийского христианского и армянского населения не были учтены.

Впрочем, практические действия турецкой стороны на крымском направлении говорят о том, что взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Турцией в Крыму не только возможно, но и необходимо. В рамках федеральной целевой программы развития Крыма до 2020 года огромные средства инвестируются Россией, прежде всего, в инфраструктурные проекты. Это дороги, линии электропередач, водоснабжение, очистные сооружения и т. д. Кроме того, до 2020 года будут построены десятки школ, больницы, 3100 человек из числа депортированных народов получат квартиры. Инфраструктурные проекты, реализуемые за счёт федерального бюджета России, призваны стать стимулом для развития местного бизнеса, стимулировать инвестиции в развитие экономики края. Кроме того, довольно крупными средствами обладают и региональные бюджеты Крыма и Севастополя.

Крым объявлен свободной экономической зоной, а это означает 10−15% налоговых льгот при старте и до 30% в обороте.

Турецкий бизнес, особенно строительный, всегда активно и эффективно работающий на российском рынке, не должен упускать такие возможности. Главное, чтобы на его пути не встали административные ограничения. Ещё одна область эффективного приложения турецкой экономики — это рынок строительных и отделочных материалов, на котором в Крыму ожидается повышенный спрос в ближайшие годы. Также Крым, несомненно, нуждается в налаживании активных транспортных связей с Турцией.

Россия прилагает особые усилия для привлечения Турции к сотрудничеству в Крыму. Например, по итогам работы делегации Россельхознадзора в Анкаре в августе этого года были достигнуты договорённости о расширении поставок продовольствия из Турции в Крым.

4 сентября после круглого стола между деловыми кругами двух стран посол России в Турции Андрей Карлов заявил: «Я имел беседы с турецким руководством и знаю его позицию — несмотря на политические оценки, с его стороны препятствий экономическим связям турецких бизнесменов с Крымом не будет. Мы говорим с нашими турецкими коллегами об увеличении экономического присутствия их бизнеса в Крыму».

Полагаю, несмотря на некоторые трудности, которые пытаются создать России наши т.н. партнёры, Крым имеет отличные перспективы развития. И Турция может сыграть в нём существенную роль, укрепив свои исторические связи с этим регионом на всех уровнях.