Китайский посол Хуан Хуэйкан в понедельник, 28 сентября, должен приехать в МИД Малайзии для разъяснений. Поводом такой реакции малайзийских властей стало заявление, сделанное дипломатом 25 сентября при посещении Чайна-тауна в Куала-Лумпуре. Рассуждая о внешней политике своей страны, посол сообщил, что Китай не намерен сидеть сложа руки, если будет иметь место посягательство на национальные интересы КНР «или нарушение законных прав китайских граждан и предприятий». Хуан Хуэйкан также подчеркнул, что Китай выступает «против терроризма и любых форм дискриминации по расовому признаку». При этом все заявления посла были абстрактными — никаких имен или названий посол не упоминал. Тем не менее, даже такие теоретически рассуждения дипломата некоторые жители Малайзии тут же приняли на свой счет.

Как сообщало ИА REGNUM, в последнее время в Малайзии с разницей в три недели прошли две массовые акции, каждая из которых собрала в Куала-Лумпуре несколько десятков тысяч человек. Участники перовой, проведенной движением за чистые выборы «Берсих», помимо прочего требовали отставки премьер-министра Наджиба Разака, который в последнее время оказался замешан в череде громких скандалов, а также реформы политический системы страны. Как сообщали СМИ, среди одетых в желтые рубашки участников акции «Берсих» преобладали этнические китайцы, а малайцев, составляющих большинство населения страны, среди них было не больше 10−20 процентов.

Читайте также: Малайзия: Проект «Берсих 4.0» — репетиция «цветной революции»?

В ответ на эту акцию сторонники правящей Объединенной малайской национальной организации и премьер-министра Наджиба Разака, одетые в красные рубашки, провели свое мероприятие, формально направленное на поддержку руководства страны. Тем не менее, многие его участники заявляли о стремлении в первую очередь показать «силу малайцев» в ответ на «вызов», который, якобы был брошен им этническими китайцами страны во время акции «Берсих». И хотя организаторы мероприятия старались пресекать любые выражения националистических чувств, ряд агрессивно настроенных участников акции попытались прорваться на территорию Чайна-тауна, в результате чего полиции пришлось применить водометы. Таким образом, в настоящее время, по оценкам наблюдателей, в стране присутствует некоторая напряженность в отношении между двумя крупнейшими национальными группами страны. Именно поэтому слова посла КНР, сказанные в Чайна-тауне, вызвали такую болезненную реакцию.

Читайте также: В Малайзии прошла массовая акция в поддержку правительства Наджиба Разака

Опрошенные газетой The Straits Times эксперты указали на то, что Китай в последние годы действительно неоднократно заявлял о поддержке этнических китайцев в ряде стран мира и о творимой по отношению к ним несправедливости. Тем не менее, случаи для этого были куда более серьезными — например, межнациональные беспорядки в Индонезии в 1998 году. Ясно, что сегодняшней Малайзии далеко до подобных событий.

Тем не менее, понятно беспокойство Китая, для которого Малайзия является крупнейшим торговым партнером среди стран АСЕАН на протяжении шести последних лет. В прошлом году товарооборот двух стран достиг 106 млрд долларов США, в то время как прямые иностранные инвестиции из КНР в экономику Малайзии превысили 1 млрд долларов. Пекин проявляет интерес к участию в проекте скоростной железной дороги между Малайзией и Сингапуром.

В этой связи Китай очень не хотел бы, чтобы межнациональное напряжение в Малайзии (одной из сторон которого являются этнические китайцы) затронуло интересы работающих и живущих в Малайзии граждан КНР — инвесторов, бизнесменов, работников китайских фирм. Пример подобного развития событий уже есть — в прошлом году антикитайские беспорядки прокатились по принадлежащим китайцам фабрикам во Вьетнаме. То есть, по мнению большинства экспертов, посол, высказывая свои замечания, не собирался вмешиваться ни в чьи внутренние дела, и тем более заявлять, что он становится на сторону этнических китайцев Малайзии. Речь шла всего лишь о китайских гражданах, которые могут попасть под горячую руку при внутрималазийских разборках.

Тем не менее, как сообщил представитель МИДа Малайзии, во внешнеполитическом ведомстве страны отнеслись к абстрактным рассуждениям посла КНР в Чайна-тауне «очень серьезно», и что они «равносильны вмешательству во внутренние дела страны». Именно об этом, видимо, и будет идти в понедельник разговор малазийских дипломатов с китайским послом.