Но если задать тот же вопрос петербургским чиновникам, бизнесменам и экспертам, ответ уже не будет таким однозначным. Потому что в городе — два губернатора: один — формальный, другой — реальный.

metronews.ru
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Первый выиграл выборы год назад и пошел на второй губернаторский срок. Второй решает все текущие вопросы во всех важнейших сферах экономики и социальной жизни. Первый сидит в кабинете с табличкой «Губернатор Санкт-Петербурга» и зовут его Георгий Полтавченко. Но решать проблемы и задавать вопросы идут ко второму.

До недавних пор главная претензия городских бизнесменов к правительству Полтавченко заключалась в том, что там невозможно решить ни один вопрос. Все затягивают, сокращают, откладывают. Все это особенно бросалось в глаза в сравнении с правлением Валентины Матвиенко, к которой могли быть какие угодно претензии, но только не эта. Теперь не то чтобы проблема исчезла совсем — но все знают, куда идти, чтобы процесс пошел.

Вице-губернатор Игорь Албин до прошлого года носил фамилию Слюняев и был известен прежде всего по работе в Минтрансе (заместителем министра), в Костромской области (губернатор в 2007—2012 годах) и в Минрегионе (работал министром до упразднения ведомства осенью прошлого года). Одиннадцать месяцев назад он был назначен вице-губернатором Петербурга — и в кратчайший срок стал де-факто первым лицом в городе.

Даже и официально у Игоря Албина — широчайший объем полномочий. Он курирует транспорт, строительство, энергетику, инвестиции, тарифы, туризм, промышленную политику и много чего еще. Реально же его полномочия не имеют в принципе никаких границ.

Каждая неделя приносит подтверждения этому тезису. В минувший четверг Албин совершает рабочую поездку в Кировский район города. Среди вопросов, которые ему приходится обсуждать и решать, — новый судостроительный корпус завода «Северная верфь» (крупнейший проект, который, вероятно, получит статус стратегического, инвестиции — 30 млрд рублей); участок Западного скоростного диаметра — важнейшей транспортной магистрали, обхода центра Петербурга со стороны моря. Вопросы — важнее не бывает.

Несколькими днями ранее именно Албин комментирует резонансное убийство Константина Андреева — мужа дольщицы ГК «Город», вокруг которого разворачивается крупный скандал. Он же комментирует возможное подорожание проезда в общественном транспорте (губернатор от того же вопроса уклонился). Он же проводит субботние объезды стройплощадок. Словосочетание «субботний объезд» для политического Петербурга имеет сакральный статус со времен Валентины Матвиенко, которой и в голову не пришло бы передоверить это кому-то другому. Он же, вице-губернатор Албин, комментирует политический вопрос о взаимодействии города и застройщиков: обяжут ли строителей только возводить в своих комплексах социальную инфраструктуру — или еще и передавать часть квартир для нужд города.

Что же до губернатора, то экспертам требуется время, чтобы вспомнить, вышел ли он из отпуска. Его в информационном пространстве так мало, что разница между отпуском и не отпуском стремится к нулю. Пока Игорь Албин решает проблемы «Северной верфи», ЗСД, резонансных убийств, тарифов на транспорт и диалога с застройщиками, Георгий Полтавченко, если верить сайту Смольного, запускает в Финский залив «молодь сига», посещает учебно-парусное судно «Юный балтиец», чествует садоводов, посещает выставки и церемонию выхода с конвейера завода Hyundai юбилейного автомобиля. Вот это последнее, действительно статусное — в компании Игоря Албина.

Самая очевидная метафора — британский монарх и премьер-министр: один царствует, другой правит. Другими словами, если по количеству упоминаний в «Яндексе» Полтавченко опережает своего заместителя (все-таки официальное первое лицо), то по качеству этих упоминаний ситуация прямо обратная.

Сложившееся положение совершенно беспрецедентно для Петербурга. Никто из предшественников Полтавченко (Анатолий Собчак, Владимир Яковлев, Валентина Матвиенко) никогда не давал оснований сомневаться, кто в Смольном главный. Собчак передоверял многие текущие вопросы своим замам, чьи имена мы теперь хорошо знаем. У «дневного» губернатора Яковлева, говорят, был «ночной» напарник. Валентина Ивановна, собрав сильную команду, доверяла ей почти во всем. Но никогда не было сомнений, кто в Смольном первое лицо.

Никогда прежде рядовой вице-губернатор не имел в Смольном такого удельного веса, который имеет Игорь Албин. Можно было бы сравнить его с Михаилом Осеевским времен Валентины Матвиенко, который тоже был весьма активен и тоже курировал широчайший круг вопросов. Но Осеевского никогда не было больше, чем Валентины Ивановны. На уровне слухов в «политической тусовке» Петербурга циркулирует информация о родственных отношениях премьер-министра России и Игоря Албина.

Другая «инновация» состоит в том, что Албин вытеснил из информационного (а также и из управленческого) пространства всех прочих вице-губернаторов. Их фамилии не всякий эксперт вспомнит сразу. Чем отличается Марков от Говорунова, а Мокрецов от Дивинского? Ответ знают только специалисты.

Политологи суровы в своих комментариях: не в том дело, что Албин — такой сильный вице-губернатор. Дело в том, что все остальные настолько слабы, что он на их фоне выглядит титаном и мысли, и действия.

Интересно, что сложившаяся ситуация полностью устраивает обоих главных героев. Георгию Полтавченко, кажется, в кресле полпреда по Центральному федеральному округу было куда уютнее, чем в Смольном. Там было меньше конкретики и повседневности, которая ему малоинтересна. Игоря Албина, в свою очередь, вполне устраивает ситуация, при которой он, являясь первым лицом де-факто, не является им де-юре.

Есть, впрочем, часто обсуждаемая в Петербурге версия, что источник такого положения вещей — болезнь губернатора. Официально она не подтверждается и не комментируется. Плохое состояние здоровья, разумеется, за пределами всякой иронии. Вопрос только в том, зачем было в прошлом году устраивать досрочные выборы и переизбирать Полтавченко, если было известно, что управлять городом ему тяжело.

Мнения наблюдателей относительно того, нормальна ли сложившаяся ситуация, расходятся. С одной стороны, какая разница, как называется должность того, к кому нужно идти, — главное, чтобы все знали, кто это. Вместе с тем в определенных ситуациях это создает двусмысленность и неразбериху.

Следующие губернаторские выборы в Петербурге — если они не будут проведены досрочно — должны состояться в 2019 году. Прогнозировать на такой срок преждевременно, но по состоянию на сегодня видятся три варианта развития событий. Первый, наиболее вероятный: сохраняется статус-кво, когда один председательствует, а другой управляет. Второй, наименее вероятный: в результате досрочных выборов Игорь Албин становится главой города де-юре.

И, наконец, вариант третий, непредсказуемый: в Петербург командируют другого чиновника федерального уровня. Но совершенно не ясно: сможет ли он сработаться с нынешним «заместителем по всему» и захочет ли оставить ему столь же неограниченные полномочия. И не лишится ли город первого за долгое время руководителя, к которому нет глобальных претензий ни у власти, ни у оппозиции, ни у бизнеса.