Армения вышла на финишную прямую в процессе изменений Конституции. Положительный исход референдума, который назначен на 6 декабря, превратит Армению в парламентскую республику.

vestnik.am

Несмотря на определенное противодействие общества процессу изменения основного закона, инициатива властей прошла гладко. Еще в феврале текущего года, когда президент Армении демонтировал партию олигарха Гагика Царукяна «Процветающая Армения», мы писали о том, что путь властей к реализации реформ очищен, и они будут доведены до конца.

Проект нового закона подготовлен властями в тесном сотрудничестве с Венецианской комиссией (Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган по конституционному праву Совета Европы) при финансовой поддержке европейских фондов. К примеру, Германского общества международного сотрудничества (GiZ).

Это, по сути, третья попытка провести изменения в конституцию после ее принятия в 1995 году. Первая, инициированная в 2003 году тогдашними властями, провалилась, но была успешно реализована в 2005 году. По своей сути действующая Конституция Армении — адаптированная модель государственного устройства Французской Республики. Однако текущие изменения призваны в корне изменить принцип правления — перейти от полупрезидентской к парламентской республике.

Споры о выборе той или иной модели правления — дело специалистов по конституционному праву. По большому счету, есть эффективные государства с различными формами правления. А эффективность отдельных моделей в конкретных случаях зависит от совокупности таких данных, как традиции государственного устройства, ментальность нации, этапы общественного развития, приоритеты национальной идеи и т.д.

Однако конституционные изменения не только юридический, а в первую очередь политических процесс и если юристы могут в первую очередь говорить о юридических проблемах, то политики и политические силы должны раскрыть политические цели, смысл и последствия изменений. Кстати, на днях группа из 52 юристов представила заключение, в котором юридически обосновала причины, по которым граждане должны сказать «нет» новой конституции.

Что касается политической составляющей, то, к сожалению, на протяжении всего процесса от старта данной инициативы споров или обсуждений в этом ключе общество практически не наблюдало. Дилемма — принимать/не принимать — инициативу властей сводилась к простому разделению общественного мнения на тех, кто поддерживает власти, и на тех, кто против любой ее инициативы.

Главный тезис противников конституционной реформы заключается в том, что путем перехода к парламентской республике действующий президент Серж Саргсян намерен сохранить власть после 2018 года в качестве главы парламентского большинства (по действующей Конституции Серж Саргсян не может избираться более двух сроков подряд). На это сам Саргсян оппонирует, что не намерен стать президентом или премьер-министром, а также председателем парламента (последнее обещал не он сам, а устами члена Исполнительного органа РПА Давида Арутюняна).

Однако все эти обещания упираются в недоверие части общества к власти вообще. К тому же, остается еще такой эффективный пост управления государственной машиной, как председатель партии большинства, наподобие генерального секретаря в СССР. Не обладающий должностью, но управляющий страной. Тоже вполне рабочая версия, поскольку в изменениях к Конституции заложены механизмы неизбежного укрупнения парламентских сил до партии большинства

Таким образом, почти все политическое поле страны поддерживает президента в его начинании. Единственная представленная в парламенте политическая сила, выступающая против изменения Конституции, это партия «Армянский национальный конгресс» во главе с первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном. Однако партия не обладает ресурсом для эффективного противодействия процессу. Ее борьба закончилась, по сути, с развалом партии «Процветающая Армения», с которой они шли в тандеме.

Единственная политическая сила, которая изначально поддерживала идею перехода к парламентской форме правления, была АРФ «Дашнакцутюн». Она, собственно, всегда выступала за парламентскую республику, поскольку сама является структурой с коллегиальной формой управления. У остальных политических сил, по ходу примкнувших к процессу, принципиальной позиции по этому поводу нет.

Принципиально против реформы на днях выступил второй президент Армении Роберт Кочарян, который, будучи вне политики, любит то и дело напоминать о себе критикой действующих властей. «Речь уже не о выборе между полупрезидентской и парламентской формой правления государством. В проекте Конституции заложены серьезные риски скатывания к де-факто однопартийной системе, а значит — к политической монополии и застою…», — отметил он. Тем самым Кочарян дал пищу околоэкспертным кругам для перржевывания темы его возможного возвращения в политику.

Локомотивом общественного противодействия реформам является общественное движение «Нет!», в составе которого главным образом члены «Армянского национального конгресса». Так что, 2016 год Армения встретит, скорее всего, с обновленной (но пока не действующей по причине переходных положений) Конституцией.