Манана Асламазян - генеральный директор Фонда "Образованные медиа" (правопреемник АНО "Интерньюс", осуществлявшего образовательные программы для сотрудников региональных электронных СМИ) заявила, что оставляет свой пост, и направила открытое письмо всем, кто подписал письмо в ее защиту и в защиту возглавляемой ею организации. Напомним, что это письмо, под которым поставили свои подписи более 1,5 тыс. человек - преимущественно журналисты центральных и региональных СМИ, было передано в администрацию президента РФ.

Приводим полный текст открытого письма Мананы Асламазян:

Это не политический манифест, это мое личное, искреннее письмо к вам, дорогие друзья. Я не могу поблагодарить каждого из вас, поэтому обращаюсь сразу ко всем. Спасибо вам, что подписали письмо в защиту Фонда "Образованные медиа" (бывшего "Интерньюса"). Я даже не могла себе представить, что у нас - и у организации, и у меня лично - так много друзей по всей стране. Нет худа без добра. Теперь знаю. И точно понимаю, что таким образом вы оценили, в том числе, нашу работу, которую мы много лет делали вместе. Кто-то из вас получил в "Интерньюс" профессиональные знания и навыки, которые никуда уже не денутся. Они - ваши. Замечательные преподаватели помогали вам стать профессионалами - самостоятельно думающими и качественно делающими свою работу. Ваша поддержка - это воспоминания об участии в наших многочисленных проектах, конкурсах, конференциях, социальных акциях. Мы всегда старались сделать их полезными по сути и не скучными по форме. Смысл всей нашей работы был один - в каждом городе нашей большой страны люди должны иметь доступ к профессиональному местному телевидению. К телевидению, которое помогает своим согражданам лучше понять время, происходящие в стране события. К телевидению, которое ясно осознает свою ответственность перед аудиторией и только перед ней. 10 лет мы создавали дом, в который мог войти каждый, в какой бы части страны человек ни жил. Это был открытый, умный и приветливый дом.

И моя личная житейская оплошность, которую я допустила пять месяцев назад, не должна была его разрушить. За ошибку должна расплачиваться я, а не организация, чья работа практически приостановлена. Невозможно работать без серверов, документов, а сейчас уже практически без коллектива. Людям надо жить дальше, кормить семьи. Большинство сотрудников фонда, к счастью, уже работают на разных телеканалах, в вузах или общественных организациях и, уверена, приносят там пользу. В фонде осталось несколько человек, которые заняты поддержанием жизнедеятельности организации, завершением начатых проектов, бюрократическими вопросами.

Теперь о моей личной судьбе, чтобы предотвратить разнообразные слухи и кривотолки.

Я - российская гражданка, и у меня нет другого гражданства. Я родилась в Армении и с 1974 года живу в Москве. У меня нет собственности за рубежом и личных счетов в иностранных банках. Чтобы жить, мне надо работать, как и всем остальным моим коллегам. Мне предложили стать консультантом международной общественной организации, чьи офисы находятся, в том числе, в Америке, Азии, Африке и в Европе. Оказались востребованными мой многолетний опыт менеджера и умение координировать проекты. Я приняла это предложение, и в ближайшее время учредители фонда "Образованные медиа" обсудят мое решение на своем заседании.

Ситуация уже такова, что, вопреки всякой логике, правонарушение, допущенное мной лично, сказывается на судьбе фонда в России. До сих пор остается не ясным, какие планы у следственных органов в отношении меня. Все многочисленные жалобы и заявления наших адвокатов не дали никаких результатов. И честно говоря, учитывая особенности современного российского правосудия, я не понимаю, чего ждать. Мне страшно.

Я буду работать в Америке, Азии, Африке и в Европе, платить налоги в России и ждать, когда наконец суд разберется, почему личная ошибка, за которую я готова понести справедливое и адекватное наказание, стала поводом для приостановки работы большой и очень полезной для страны организации.

Я сожалею, что так произошло. Благодарю всех, кто нас любит, понимает, поддерживает, помогает. Я верю, что у этой истории будет когда-нибудь счастливый конец. То есть честный, правосудный и неполитизированный.

Вот и все.

По всем юридическим аспектам этой истории я прошу СМИ обращаться не ко мне, а к моим адвокатам - Б. А. Кузнецову и В. В. Паршуткину.

Напомним, что 21 января 2007 года Манана Асламазян была задержана при прохождении таможни в московском аэропорту "Шереметьево-2" вместе с подданной Великобритании Джилиан Маккормак - директором зарубежной неправительственной организации "Интерньюс-Европа". Обе женщины, прибывшие из Парижа, направились в "зеленый коридор" и на вопрос таможенника о том, имеют ли они при себе иностранную валюту, предъявили находившиеся при них деньги - около 10 тыс. евро у каждой. При этом обе полагали, что действуют в рамках закона, однако не учли, что согласно ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" письменному декларированию при ввозе в Россию подлежит наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США. Разница в курсе доллара и евро привела к тому, что предъявленные ими деньги превысили сумму, допустимую для устного декларирования. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты рассматривается как административное правонарушение и карается штрафом, однако против Асламазян и Маккормак было возбуждено уголовное дело по ст. 188 УК РФ (контрабанда).

18 апреля в рамках данного уголовного дела сотрудники Департамента экономической безопасности при МВД России осуществили выемку документов в Фонде "Образованные медиа", в результате чего деятельность организации оказалась полностью парализованной. В конце мая в Москве московская налоговая инспекция № 3 приостановила операции со счетами Фонда "Образованные медиа", однако вскоре счета были разморожены.

По информации Newsru.com, Управление по расследованию организованной преступной деятельности Следственного комитета (СК) при МВД РФ готовится предъявить Манане Асламазян и Джилиан Маккормак обвинение "в грубом нарушении российского уголовного закона". Между тем адвокаты Асламазян подчеркивают, что в ее действиях содержался лишь состав административного правонарушения и следствие не располагает фактами, позволяющими обвинить ее в контрабанде или отмывании денег, а также обосновать законность изъятия серверов и документации Фонда "Образованные медиа".

Манана Асламазян не намерена в ближайшее время возвращаться в Москву и продолжит работу консультантом в международной организации Internews International.