Московский стройкомплекс при Сергее Собянине

"Мэр Москвы Сергей Собянин отправил в отставку руководителя департамента городского строительства (ДГС) Москвы Александра Косована "в связи с истечением срока действия служебного контракта"", сообщает "РБК daily" в номере от 19 ноября. "Как сообщили вчера в пресс-службе мэрии, распоряжением мэра новым главой департамента назначен заслуженный строитель Республики Татарстан Марат Хуснуллин. С мая 2001 года он занимал пост министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана... Сергей Собянин не захотел оставить Александра Косована, отмечает источник в мэрии. По его слова, новый градоначальник неоднократно говорил о том, что Москва стала средоточием градостроительных ошибок, поэтому отставка г-на Косована выглядит вполне логично. Приход татарского чиновника в московский стройкомплекс был согласован с Владимиром Ресиным, который имеет хорошие отношения с бывшим президентом Татарстана Минтимиром Шаймиевым, отмечает источник в стройкомплексе. Назначение Марата Хуснуллина на должность главы московского ДГС эксперты рассматривают как награду за заслуги перед федеральным правительством. В Татарстане удалось создать прозрачную систему стройкомплекса, зафиксировать цену на доступное жилье, объясняет председатель совета директоров S.Holding Алексей Шепель. Сейчас многие люди из Татарстана и Башкирии, где рынок недвижимости на подъеме, получают посты в Москве, отмечает генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров... По его мнению, рынок положительно воспримет появление "чужака", который не имеет обязательств перед местными игроками и никем не ангажирован", пишет газета.

"Компания "Интеко" Елены Батуриной может быть втянута в уголовное разбирательство: Следственный комитет при прокуратуре подозревает, что один из ее участков в Москве сменил хозяина незаконно", сообщают "Ведомости" в номере от 17 ноября. "Речь идет об участках АОЗТ "Матвеевское", которые попали к "Интеко", уточнил источник в следственных органах. Указом президента РФ эти участки были отнесены к федеральной собственности и предназначались для строительства дипломатических представительств ряда стран, в том числе Индии, Кубы и Китая. Однако, по данным следствия, в 1992 г. свидетельство о праве собственности на участок было незаконно выдано ЗАО "Матвеевское". Ранее представители "Интеко" объясняли, что ЗАО "Матвеевское" продало участок в 24,4 га в 2003 г. ЗАО "ТД "Сетуньская" на законных основаниях. По факту приобретения структурами Батуриной этих земель никаких уголовных дел не возбуждалось, говорит представитель "Интеко" Геннадий Теребков. Сейчас этот участок - предмет судебного разбирательства: иск к компании Батуриной подало Росимущество... Впрочем, у власти есть и другие рычаги. В ближайшее время могут быть отменены распоряжения правительства Москвы о застройке двух участков на западе Москвы компанией Батуриной, рассказал бывший чиновник московского правительства. Речь идет о том самом участке ЗАО "ТД "Сетуньская" (24,4 га) и находящемся в том же районе участке ООО "ТД "Волынская" (47,98 га)", отмечают "Ведомости". "Когда в чисто коммерческом деле заводится уголовное, очевидно, у власти нет других юридических аргументов", - комментирует партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Уголовное дело, связанное с землей Батуриной, может оказаться на руку потенциальному покупателю "Интеко". Высокопоставленный чиновник мэрии рассказал "Ведомостям", что сейчас готовится сделка по продаже компании. Покупателем станет Сулейман Керимов, сейчас обсуждается структура сделки, знают два источника, близких к руководству "Нафта-Москва" (управляет активами Керимова)".

"Сергей Собянин отменил распоряжения Юрия Лужкова, которые разрешали супруге бывшего градоначальника Елене Батуриной возвести 730 тыс. кв. м коммерческой недвижимости на западе Москвы", продолжает тему "РБК daily" в номере от 18 ноября. "Таким образом новый мэр поддержал претензии Росимущества, которое с 2004 года пытается отсудить стройплощадку для Министерства иностранных дел. Этой осенью в конфликт включился Следственный комитет при прокуратуре РФ, который уже возбудил уголовное дело по факту незаконного предоставления права собственности на спорную землю... Запрет строительства бизнес-парка Елены Батуриной новый мэр мотивировал необходимостью "приведения нормативных актов города Москвы в соответствие с законодательством РФ". В "Интеко" отказались комментировать ситуацию. Опрошенные РБК daily юристы полагают, что отменой распоряжений Юрия Лужкова Сергей Собянин согласился с притязаниями федеральных властей на землю Елены Батуриной. Они обосновываются указом президента РФ от 1993 года, который зарезервировал 54,8 га на западе Москвы для размещения диппредставительств 12 стран. Эти земли входили в границы участков АОЗТ "Матвеевское", в 2003 году были проданы "Интеко" и оказались на балансе ее территориальных дирекций", пишет газета. "В "Интеко" утверждают, что в отношении Елены Батуриной уголовные дела не возбуждены. В компании стоят на позиции добросовестного приобретателя земель совхоза. Представитель ЗАО "Матвеевское" (ранее АОЗТ) также отвергает претензии силовиков. По его словам, совхоз получил землю в 1960-е годы, а потом в 1992 году в ходе акционирования оформил свидетельство о собственности на свои участки".

"У "Интеко" Елены Батуриной стало на два проекта меньше. Один - "Сетунь хиллс" - вчера остановил новый мэр Сергей Собянин, другой - комплекс Дворца бракосочетания в "Москва-сити" - Батурина продает. Как стало известно "Ведомостям", 50% "Интеко" в проекте покупает владелец Магнитки Виктор Рашников", сообщают "Ведомости" в номере от 18 ноября. ""Интеко" продает долю партнеру по проекту - компании "Снегири", эта сделка начата еще полгода назад, сейчас идет ее "плановое завершение", рассказал представитель "Интеко" Геннадий Теребков. По его словам, "Интеко" выходит из проекта "для консолидации ресурсов для развития текущих направлений деятельности, в том числе массового жилищного строительства". Теребков знает, что Рашников участвует в сделке... Сделка еще не закрыта, говорит источник, близкий к акционерам "Снегирей". По его словам, Рашников купит долю в компании за $35-40 млн - примерно столько составляют инвестиции Батуриной в проект. До кризиса 1 кв. м в таком проекте стоил бы $1000, считает старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский (если поделить $40 млн на половину площади, получается, что "Интеко" продает по $473 за 1 кв. м)", пишет газета. "После отставки Юрия Лужкова в печати не раз появлялись сообщения о том, что его жена Батурина продает бизнес. "Интеко" неизменно это опровергает. "Если Батурина хочет продавать бизнес, то в розницу это сделать легче, чем продать всю компанию сразу: кризис в отрасли совершенно не закончился, и найти покупателя на очень крупный актив практически невозможно, - считает председатель совета директоров корпорации "Инком" Константин Попов. - Кроме того, при продаже отдельных объектов можно заработать больше"".

"В "Интеко" утверждают, что все остальные московские стройки компании идут по графику", отмечают "Новые Известия" в номере от 18 ноября. "В столице "Интеко" помимо "Сетунь-Хиллс" реализует семь проектов по строительству офисных зданий и шесть - по строительству жилья, главным образом элитного. Геннадий Теребков утверждает, что все проекты находятся "на заявленных стадиях" и что "Интеко" не отказывается от взятого на себя обязательства возместить покупателям недвижимости 10% уплаченной суммы, если объекты не будут сданы в срок. "Интеко" также строит для МГУ учебный корпус №2 на Ломоносовском проспекте. Помимо Москвы фирма Елены Батуриной ведет строительство в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Астане (Казахстан), Карловых Варах (Чехия), Тетуане (Марокко). От столичных властей землю "Интеко" никогда не получало, "кроме Молжаниново, но и то - неудачно", говорит "НИ" брат Елены Батуриной и совладелец "Интеко" до 2006 года Виктор Батурин: "Участок на Ломоносовском проспекте - от Московского университета, Ходынка - от Министерства обороны". Однако "Интеко" это не спасет - по словам г-на Батурина, "в строительстве можно остановить любой проект". Бывший владелец "Интеко" считает определяющей в происходящем роль сестры: "Она уехала в Англию и приняла для себя решение - "Интеко" будет отдана на разграбление, лишь бы к ней самой не было претензий"", цитирует газета Батурина. "Директор российского филиала центра антикоррупционных исследований Transparency International Елена Панфилова поясняет "НИ", что все действия нового мэра против "Интеко" будут "на грани популизма", так как "люди ждут перемен". Нарушения же, по словам г-жи Панфиловой, можно найти у любой фирмы".

"Идеальная предвыборная мишень", гласит заголовок материала на ту же тему в "Независимой газете" от 18 ноября. "Не случись отставки Лужкова, ЗАО "Территориальная дирекция "Сетуньская", принадлежащее ЗАО "Интеко", к 2014 году благополучно закончила бы проектирование комплекса на земельном участке в 23,65 га. Однако в Следственном комитете России сочли, что такого рода использование этой территории незаконно, поскольку столичные власти планировали отвести их под строительство дипмиссий. В результате Следственное управление СКР по Москве возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) по факту незаконного предоставления права собственности на земельные участки... юридическую коллизию с открытым в СКР делом по просьбе "НГ" охотно комментирует ведущий консультант компании "ФинЭкспертиза" Дмитрий Ширяев: "В признании незаконной сделки 1992 года может быть отказано на основании истечения срока давности". Между тем, как сообщил "НГ" глава Института проблем глобализации Михаил Делягин, в любом случае это обстоятельство не столь важно для российской судебной системы: "Прошел срок или нет, как показывает ситуация с Михаилом Ходорковским, суд может не принять это во внимание. Судья вполне может поставить целесообразность выше буквы закона. Тем более сегодня вряд ли кто будет жалеть Батурину, по крайней мере больше, чем Ходорковского"... В истории с активами Батуриной собеседник "НГ" усматривает и политический аспект: "В стране уже два года идут разговоры о борьбе с коррупцией. Нужно периодически на ком-то эту борьбу демонстрировать. А это не получается, потому что все свои - или бандиты, или то и другое, вместе взятое. Никто же не хочет, чтобы с ним случилось то, что произошло в станице Кущевская. А тут вдруг такой замечательный случай - человек потерпел политическое поражение и ему легко можно предъявлять претензии". "Интеко", уверен Делягин, - готовая мишень: "Это идеальный объект, причем для всего - для пропаганды, для решения материальных вопросов, для запугивания, для дополнительной дрессировки судов. Это прекрасно! И удобно. Хотел бы посмотреть на международных защитников, которые будут заступаться за Батурину. Это вам не Ходорковский...""

Дорожное строительство

"Какими бы реформаторскими ни были намерения нового мэра Москвы в борьбе с пробками, понятно, что одно только появление кортежа Сергея Собянина на столичных дорогах неминуемо ведет к многокилометровым заторам", отмечает "Время новостей" в номере от 15 ноября. "Во время традиционного субботнего объезда градоначальником объектов городской инфраструктуры -- а на этот раз г-н Собянин решил проинспектировать торговые комплексы вблизи МКАД -- движение на кольце встало. В мэрии, видимо, не рассчитали, что минувшая суббота была рабочей, и в результате служба "Яндекс. Пробки" зафиксировала беспрецедентный по протяженности затор на МКАД. Затруднение движения началось примерно с полудня, скорость в северо-западной части кольцевой автодороги составляла не более 5--7 км/ч. И хотя официально о перекрытии МКАД не сообщалось, автомобилисты жаловались на блокирование трассы сотрудниками дорожно-постовой службы. Неудобство передвижения по московской кольцевой, впрочем, судя по всему, заметил и сам градоначальник. По мнению Сергея Собянина, основной причиной заторов и плохой пропускной способности МКАД является использование дороги не по назначению. "МКАД ушла от своего функционала", -- сетовал мэр, считающий, что съезды с кольцевой к расположенным вдоль трассы торговым комплексам и рынкам не приспособлены для плотного потока машин: на них должным образом не обозначены повороты, нет полос торможения и разгона... Однако еще до окончания проверки новый градоначальник дал понять, что мириться с существованием "пробкообразующих" объектов не намерен. Сергей Собянин заявил, что собственникам гипермаркетов и рынков будет предложено перестраивать развязки и расширять уже существующие съезды. В противном случае подъезды к торговым комплексам просто-напросто будут перекрывать", пишет газета. "Судя по всему, некоторым торговым площадкам и вовсе грозит закрытие. По крайней мере, привлекший внимание г-на Собянина торговый комплекс "Эмерал" на 25-м километре МКАД, свою деятельность в своем нынешнем виде, по мнению мэра, продолжать не может. Напомним, что построенный в 2005-м "Эмерал" в последний год стал одним из пристанищ для выходцев с ликвидированного Черкизовского рынка".

"Власти Московской области в срочном порядке начали искать инвесторов для строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Об этом заявил в среду зампредседателя правительства Московской области, министр транспорта региона Петр Кацыв. В 2008 году губернатор Подмосковья Борис Громов оценивал этот проект в 17 млрд долларов", сообщают "Известия" в номере от 18 ноября. "Напомним, что власти Мособласти официально дали старт проекту строительства скоростной трассы в 50 км от МКАД в 2005 году. Общая протяженность ЦКАД должна составить 530 километров. Новое кольцо будет иметь ширину до 4-5 полос в каждую сторону с разделительным барьером. Дорога пойдет в обход крупных населенных пунктов. На пересечении с трассами должны быть сооружены развязки. Начало строительства планировалось на 2011 год, открытие движения по первому участку новой трассы - в 2012-м. Сроки несколько раз отодвигались, последняя дата - 2025 год. Проезд по ЦКАД собираются сделать платным: для легкового автотранспорта, по предварительным оценкам, стоимость может составит 3-5 рублей, для грузового - около 10 рублей за километр. ЦКАД должна разгрузить не только центр Московской области, но и Москву, и транспортные сети соседних областей. По планам областных властей, строительство ЦКАД должно идти параллельно с реализацией других проектов - радиальных дорог, включая платную дорогу Москва - Санкт-Петербург, первый участок которой пройдет по территории Московской области".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"На состоявшемся 18 ноября первом заседании градостроительно-земельной комиссии при мэре рассмотрено несколько перспективных проектов. В первую очередь Сергею Собянину представили доклады о планах подземного строительства на Пушкинской площади. В итоге от первоначального проекта решено отказаться", сообщают "Известия" в номере от 19 ноября. "Из объектов торговли уцелеют лишь продуктовые магазины для жителей близлежащих домов. Остаются в проекте два транспортных тоннеля - на пересечении Тверской улицы и Бульварного кольца. В планах - паркинг и подземный переход. Наземную часть Пушкинской площади проектировщики намерены оставить практически без изменений, за исключением Новопушкинского сквера. Там предполагается посеять газон, а вместо обычного фонтана с чашей устроить фонтан со струями, уходящими прямо в землю. Такое решение устроит многих. Однако, по сведениям "Известий", Экспертно-консультативный общественный совет при главном архитекторе города (ЭКОС) собирается передать Сергею Собянину свое обращение - с доводами, почему площадь в ближайшее время вообще не стоит трогать", пишет газета. "Идея превратить участок исторического центра Москвы в часть скоростной магистрали нереализуема технически, - считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного строительства Михаил Блинкин. - Ради безопасности людей скоростное движение в городах во всем мире принято организовывать исключительно на городских хайвэях, вынесенных на обособленные путевые конструкции. Кроме того, любая развязка в двух уровнях - это не только тоннель (или эстакада), но и разумные проектные решения по поводу транспортной ситуации в целом: разворотов, поворотов, примыканий. Похоже, что транспортную часть проекта никто всерьез не просчитывал", цитирует газета эксперта. "Свои замечания к проекту имеются и у Мосгортранса. Управление ГИБДД по Москве предложило сначала разработать для центра города единую транспортную схему, чтобы в рамках этого документа обосновать необходимость и пользу тоннеля. Сооружение только лишь транспортных тоннелей, по некоторым оценкам, стоит примерно 12 млн долларов. Плюс расходы на перекладку коммуникаций - звучала цифра 45 млн долларов. Эти расходы возьмет на себя город. Однако это строительство может обернуться непредвиденными тратами в будущем. Уже ждет своей очереди "подземная Тверская" (многофункциональный центр с парковками на участке от Пушкинской площади до Камергерского переулка). Есть планы нового строительства на месте кинотеатра "Пушкинский", на месте дома Бенкендорфа (в него встроен вход на станцию метро "Чеховская") собираются строить гостиницу. Все эти проекты, по мнению Валерия Петрухина, директора НИИ оснований и подземных сооружений (НИИОСП) имени Герсеванова, необходимо увязать между собой. Тогда получится дешевле и надежнее".

"В Москве начался снос зданий механического завода семьи Бари... Демонтажные работы начались по адресу Ленинская Слобода, дом 19. Речь идет о трех корпусах - пятом (бывшее здание заводоуправления), первом (барак) и первом, строение 1 (конюшня). По мнению "Архнадзора", эти сооружения представляют собой "несомненную архитектурную и мемориальную ценность" и "играют заметную роль в формировании архитектурного и исторического образа Ленинской слободы". Все здания были построены между 1895 и 1907 годом", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 15 ноября. "Работы по сносу зданий начались утром в понедельник, 15 ноября. Представителям "Архнадзора" не удалось выяснить, какая именно организация и с какой целью ведет работы. При этом по версии движения у строителей нет разрешающих документов на снос. "Архнадзор" также отмечает, что все три сооружения не числились в реестре объектов культурного наследия и, соответственно, не рассматривались как объекты, которым требуется государственная охрана. Представители движения отправили в Москомнаследие письмо с просьбой провести экспертизу и по ее результатам внести здания в реестр".

"Долгожданный планетарий москвичи получат 12 апреля, в День космонавтики, - сообщил первый заместитель мэра столицы Владимир Ресин", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 16 ноября. "Судя по всему, редкому для наших дней долгострою поставлен последний срок. Напомним, что планетарий закрыли для посетителей летом 1994 года, когда его здание признали аварийным. Затем знаменитое культурно-образовательное учреждение испытало на себе все негативные веяния недавнего времени, включая имущественные дрязги и попытки превратить "звездный дом" в развлекательный центр с большим рестораном. Теперь на этом необычном объекте выполнен крупный объем очень сложных работ... Первый заместитель мэра потребовал закончить монтаж оборудования в марте, чтобы успеть выполнить его наладку и подготовить залы до 12 апреля. В обновленном планетарии будет несколько функциональных зон - купольный зал, интерактивный музей с макетами Луны, Земли и Солнца, классический музей с экспозицией "Вселенная под наклоном" и учебный центр. Вместе с тем Владимир Ресин указал на ряд нерешенных вопросов. Так, пока еще не готовы транспортные подъезды к планетарию, и хотя подземный паркинг для машин и есть, но нет стоянки для экскурсионных автобусов. Но все эти вопросы решаемы, отметил руководитель столичного стройкомплекса".

Вероника Шарова