"Проект города-спутника Южный - это лакмусовая бумажка, демонстрирующая весь комплекс проблем петербургской агломерации и всех агломераций России. Я имею ввиду экстенсивное развитие городов, привлечение все новых и новых огромных территорий под жилищное строительство, отсутствие особых успехов в редевелопменте "серого пояса". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, такое мнение сегодня, 8 апреля, на заседании круглого стола в Санкт-Петербурге высказал директор Института территориального планирования "Урбаника" Антон Финогенов.

Финогенов отметил, что при дефиците жилья в Санкт - Петербурге, когда обеспеченность жилой площадью в городе - не более 22 м кв на человека, новая многоэтажная застройка - это нередко "многоэтажки в поле, без транспортной и социальной инфраструктуры", что является "не конкурентным путем для Санкт-Петербурга". Эксперт отметил, что нет ни одного примера в западной практике успешности подобных районов, они постепенно деградируют и становятся маргинальными. "Градостроительную политику Санкт-Петербурга и Ленобласти необходимо корректировать", - отметил директор "Урбаники".

Антон Финогенов считает, что уровень подготовки проекта города-спутника Южный внушает определенный скепсис - множество вопросов остается без ответов.

Руководитель Центра экспертиз "ЭКОМ" Александр Карпов напомнил, что в районе предполагаемого строительства находятся Кондакопшинский лес, военный аэродром и авиапредприятие, на котором трудятся около 1000 человек и оборот заказов которого в 2012 году составил 2 млрд рублей, а также конная ферма "Дар" и площадка, где происходят военно-исторические реконструкции. Карпов считает, что "развитие территорий должно идти от тех центров роста, которые на них уже есть".

Руководитель фракции "Справедливая Россия" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, градозитник с многолетним стажем Алексей Ковалев уверен, что у Санкт-Петербурга и так достаточно городов-спутников - пригородов, создававшихся еще в XVIII веке, которые надо развивать, а между ними и городом всегда было незастроенное пространство, которое имело и видовое значение ("Петергофская дорога", к примеру), и являлось "легкими" города. Ковалев недоумевает, как можно реализовывать проект, которой находится на территории двух субъектов Федерации - Санкт-Петербурга и Ленинградской области, - без совместного плана по развитию этой территории, ведь система жизнеобеспечения у Южного будет одна.

Сомневаются эксперты, что для населения Южного будет достаточно рабочих мест, а транспортное сообщение с Санкт-Петербургом будет организовано должным образом. Уже сейчас въезд в Санкт-Петербург с юга чрезвычайно затруднен.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 23 июля 2012 года администрация Санкт-Петербурга подписала соглашение с "УК "СТАРТ Девелопмент" о реализации стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга "Создание города-спутника Южный в Пушкинском районе Санкт-Петербурга".

Город-спутник Южный планируется построить на территории площадью около 2 тыс. гектаров. За 15 лет инвестор намерен возвести около 4,3 млн кв. м жилья. Общий объем инвестиций составит 176 млрд рублей.

Соглашение предусматривает, что инвестор, помимо жилья и объектов промышленного и коммерческого назначения, несет ответственность за создание инженерной инфраструктуры, улиц и дорог местного значения. Обязательства города, в соответствии с подписанным соглашением, включают в себя создание магистральных общегородских и районных дорог, развитие транспортной инфраструктуры, а также создание объектов социальной инфраструктуры, объектов здравоохранения, образования и культуры.

Против реализации проекта выступает лидер петербургского отделения партии "Справедливая Россия", депутат Государственной Думы РФ Оксана Дмитриева. В частности, депутат отмечала, что земли, на которых планируется реализация очередного "стратегического проекта" Санкт-Петербурга, по ныне действующим нормам Генплана, относились частично к категории земель сельскохозяйственного использования, частично там допускалась малоэтажная застройка с озеленением. "Теперь же инвестор предлагает внести изменения в Генплан, с тем, чтобы в данной зоне стало возможным многоэтажное строительство, возведение промышленных объектов, - подчеркивает Оксана Дмитриева. - При этом, земли изначально не были приспособлены для того, чтобы вдруг, "в чистом поле", появился город-спутник Южный - поэтому, чтобы инвестор мог получить прибыль, затраты на возведение и прокладку на данной территории необходимых инженерных коммуникаций, предлагается возложить на бюджет Санкт-Петербурга". Как отмечает депутат, согласно инвестиционному соглашению, заключенному между городом и девелоперами, Санкт-Петербург планирует потратить порядка 30 млрд рублей из бюджета города в течение нескольких лет на инфраструктуру для города-спутника "Южный".