Предлагаем вашему вниманию интервью с председателем Московской областной Думы Игорем Брынцаловым, опубликованное пресс-центром думы:

- Градостроительная политика - одна из самых обсуждаемых тем в регионе после прихода в область врио губернатора Андрея Воробьёва. Почему глава Подмосковья так остро ставит этот вопрос?

- Губернатор прекрасно понимает, что, если ситуацию с градостроительством не развернуть в позитивное русло, работа всей системы власти окажется бессмысленной: допустим, мы активизируем инвестиционную деятельность, увеличим объём нашего бюджета, но какой от этого толк, если люди продолжат "стоять" в пробках и бегать из угла в угол в поисках места в детском саду для своего ребёнка, места в поликлинике, учебном заведении? Именно поэтому одной из своих стратегических целей губернатор объявил создание нового облика региона - каркаса, на котором будет основываться качественно новый уровень жизни наших граждан.

- Откуда взялись эти проблемы?

- В государственном и муниципальном управлении всё так устроено, что, когда ты решаешь одну проблему, возникают новые, иного уровня и свойства. В 90-х и 2000-х годах перед регионами стояла острая задача привлечения финансовых средств, социальных и экономических ресурсов. Естественно, что строительство жилых домов - неотъемлемая часть такого процесса, вот только реализовывать её можно по-разному. Ряд руководителей (и местных, и региональных) в погоне за прибылью застраивали города максимально плотно и высотно, тесня инфраструктуру, созданную ещё в Советское время; другие же, наоборот, думали на перспективу, в чём-то даже ограничивали свой "бюджетный аппетит", старались вкладываться в создание новых дорог и мощностей, следили за экологической обстановкой, и сегодня именно такие муниципалитеты имеют колоссальный потенциал к развитию.

- Игорь Юрьевич, расскажите о том, какие задачи в области градостроительной политики ставят власти сегодня и как они собираются их решать?

- Стратегическая задача - координация всех строительных процессов на территории региона. У нас очень специфический регион - в Подмосковье нет столицы, а муниципалитеты культурно, политически и социально-экономически довольно автономны. С одной стороны, это большой плюс - в Московской области есть хорошие традиции местного самоуправления, являющиеся фундаментом развития демократии в регионе, а также источником инновационных, децентрализованных и диверсифицированных методов решения проблем. С другой стороны, если нет общей логики развития, то и ни о каком "едином облике" говорить не приходится: в регионе и так высока дифференциация территории по уровню жизни - это главный источник социального напряжения. Когда человек видит, что в нескольких километрах есть всё, что нужно, а у него ничего, он начинает винить во всём власть.

- Разве тут нет противоречия - с одной стороны, речь идёт о вмешательстве регионального правительства, с другой - о самостоятельности муниципалитетов?

- Не о "вмешательстве" - о координации. Есть такое прекрасное выражение - "единство в многообразии", суть которого успешно реализуется в некоторых странах мира. Например, в Германии или США очень сильны субъекты страны и муниципалитеты, но и институт государства там обладает колоссальными ресурсами и возможностями. Сильная государственная власть в Подмосковье не будет противоречить органичному развитию муниципальных районов и городских округов.

- Как на практике обеспечить такую координацию?

- С точки зрения создания новых институтов губернатором предложен ряд определённых мер. В первую очередь, речь идёт о Градостроительном совете: этот орган создан для согласования генпланов и проектов планировок подмосковных территорий, решения вопросов транспортной и социальной инфраструктуры. По сути, речь идёт о формировании единых нормативов развития территорий, вплоть до вопросов размещения парков и парковок. Совет уже принял ряд ключевых шагов. В частности, "отправил" на доработку генплан одного из самых богатых и мощных городов региона - Химок: проект генплана воспроизводил типичную ошибку, когда муниципалитет в погоне за большими деньгами ставит во главу угла высотное строительство в разрез с социальными стандартами развития региона, а также пренебрегая принципом зонирования территории. Нынешнее руководство муниципалитета прекрасно осознаёт, что таким образом развиваться нельзя.

Совет принял решение ограничить высотное строительство до 17 этажей, а вопрос о строительстве домов свыше 9-ти этажей также будет рассматриваться исключительно на заседании Совета. Такие решения - это не простые директивы сверху, а результат общения Андрея Юрьевича с главами муниципалитетов - именно в ходе живого, конструктивного и взаимного общения удаётся приходить к общему знаменателю. Это лучше любых приказов и документов.

Не секрет, что взаимодействие мэра Москвы и главы Подмосковья также вышло на новый уровень: хороший ритм совместной работе задал Сергей Кужугетович Шойгу - был разрешён ряд вопросов по лесным территориям, а также по совместному развитию транспортной инфраструктуры. На прошедшем в июне заседании объединённой Коллегии исполнительной власти Москвы и области наш губернатор отметил, что с точки зрения градостроительной политики два региона разделять вообще нельзя: миллионы жителей Подмосковья работают в столице, а миллионы москвичей отдыхают в области. Кстати говоря, важно отметить, что и многие москвичи работают в области, а жители Подмосковья - посещают культурные объекты Москвы.

- А почему многие главы стремятся именно к высотному строительству?

- Потому что главная проблема нашей экономики - дорогая и простаивающая земля. Легче возвести высотку на малых квадратах, нежели построить широкий жилой комплекс. Это губительный подход - в Подмосковье есть примеры, когда высотные жилые дома стоят буквально на пустырях.

Ещё одна проблема - аферы с переводом земель из одной категорию в другую. Власти уже остановили возведение 200 домов на территориях, предназначенных для дачного строительства. Очень многие хотят построить на маленьком и максимально дешёвом участке высотные дома, от этого выигрывают недобросовестные бизнесмены, а проигрывают бюджет и дольщики. - Как Подмосковью достичь уровня Москвы?

- Понимаете, уровень жизни в столице не может быть самоцелью, нам необходимо сделать так, чтобы наши граждане жили достойно в каждом муниципалитете. Сложно сравнивать индустриальную Москву или прилегающие к ней подмосковные города и менее урбанизированные Озёрский, Луховицкий или Талдомский район. Но это не означает, что в городских округах люди должны жить хорошо, а в сельских поселениях - плохо. Смысл нашей политики заключается не в том, чтобы сделать все города и поселения под одну копирку, а в том, чтобы и житель Балашихи, и житель Шатуры имел возможность отвести ребёнка в бесплатный детский садик, вовремя получить медицинскую помощь, пользоваться Интернетом и многое другое. Я думаю, что единый облик Подмосковья как раз и должен представлять собой одинаково высокий стандарт качества жизни в муниципалитетах: мы не хотим, чтобы Железнодорожный и Коломна выглядели одинаково, мы хотим, чтобы и там, и там жизнь была комфортной.

Ряд ключевых мер уже принят: Дума совместно с Правительством приняла Закон, регламентирующий обязательное сопровождение любого жилищного строительства возведением социальной инфраструктуры. Естественно, такой Закон поддержали все фракции. Я думаю, о результатах нашей совместной работы можно будет судить во многом и по тому, как этот документ реализуется на практике.