Победителем конкурса на приспособление здания Малого Мраморного дворца - памятника истории и культуры федерального значения - для нужд современного учебного процесса в Европейском университете в Санкт-Петербурге стал французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт. Как сообщает сегодня, 11 сентября, корреспондент ИА REGNUMИА REGNUM, таково решение высокого жюри.

Макет будущего Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Конкурс, инициированный учебным заведением, проходил под девизом "Европейский университет - выход в город", что предполагает создание современного пространства при бережном отношении к историческому наследию. Пространства не только учебного, но и максимально открытого городскому сообществу - как место для выставок, дискуссий, общения. В университете перед конкурсантами поставили сложною задачу - чтобы проекты были современными с точки зрения архитектурного решения и при этом демонстрировали бережное отношение к историческому памятнику и городскому контексту. По решению жюри именно француз Жан-Мишель Вильмотт "оказался наиболее бережен".

Ректор Европейского университета Олег Хархордин сообщил сегодня, что проект состоится исключительно за счет благотворительных пожертвований спонсоров, друзей университета, его попечителей. В общем, тех, кто "занимается капиталистическим бизнесом, но готов вложить средства не в бизнес, а в образование".

На конкурс было представлено четыре эскизных проекта мировых звезд архитектуры - Эрика ван Эгераата (бюро "(Designed by) Erick van Egeraat"), Жана-Мишеля Вильмотта (бюро "Wilmotte & Associés SA"); Сергея Чобана (бюро "SPEECH Чобан & Кузнецов"), Рема Колхаса (бюро "Office for Metropolitan Architecture").

Каждый проект при его воплощении "потянет" на сумму от 22 до 30 млн долларов. Олег Хархордин сообщил, что первые взносы в будущее уже сделаны, солидный задел есть, да и эндаумент-фонд Европейского университета немалый - более 50 млн долларов. Создать его помогли ОАО "Северсталь", ОАО "Сбербанк", АФК "Система", Ренессанс Капитал, ОАО "Банк ВТБ" и Алишер Усманов. Кстати, именно последний профинансировал проведение конкурса - все участники получили по 50 тысяч долларов, что позволило покрыть расходы на создание эскизного проекта.

Победитель конкурса Жан-Мишель Вильмотт будет осуществлять авторский надзор за реализацией проекта. Пока еще рано говорить о сроках - необходимо решение городских властей на уровне правительства Санкт-Петербурга о начале преобразований, далее около года займет подготовка технической документации. Как пояснил Хархордин, предварительная подготовка все же ведется - с профильными комитетами Смольного проведены переговоры.

Напомним, что 9 сентября на представлении конкурсных проектов присутствовали Александр Макаров и Олег Рыбин - главы комитетов по государственному использованию и охране памятников истории и культуры(КГИОП) и по градостроительству и архитектуре (КГА). Пока еще не ясно, какая строительная компания будет воплощать замысел.

Все конкурсанты имели на руках задание, в котором четко были прописаны те ограничения, в рамках которых им следует работать с памятником федерального значения, - на основе тех охранных обязательств, которые выдал КГИОП.

Вильмотт предложил в своем проекте застекленную крышу, вызвавшую вопросы у председателя петербургского отделения ВООПИК Александра Марголиса, напомнившего всем конкурсантам о федеральном законе. "Начнется процесс креативной адаптации проекта", - говорят в университете, обещая, что все мнения власти, экспертов и градозащитников будут учтены.

Олег Хархордин, отвечая на вопросы журналистов в день оглашения имени победителя, напомнил, что 20 процентов нынешних пространств старого здания вообще не используется, с 1927 года здесь располагался Институт охраны труда - до сих пор "советские артефакты" напоминают о прошлом. В стратегическом плане развития университета предполагается увеличение числа студентов, факультетов, и, соответственно, площадей. Хархордин сказал, что на время реконструкции профессора и студенты "готовы переехать хоть в среднюю школу".

Хархордин сказал, что про университет говорят - самый международный из российских, самый российский из международных. Теперь он на пороге перемен - в старые мехи надо влить новое вино.

Когда был придуман конкурс, вуз рассылал приглашения многим мировым звездам, но не петербургским архитекторам. Теперь опасаются проблем - заседающие в градсовете местные профессионалы будут слишком придирчивы. Хотя, как под аплодисменты сегодня заявил Хархордин, "город строили французы и итальянцы, мы просто продолжаем совершенствовать местную традицию".

Ныне Европейский университет находится в старинном дворце на условиях долгосрочной льготной аренды. Остается надеяться, что руководство университета находится в конструктивном диалоге с городской властью, и высшее учебное заведение не постигнет судьба другого частного вуза города - Международного банковского института, у которого старое здание на Невском было в аренде на 49 лет, мало того, вуз создал там лучший в городе на тот момент компьютерный студенческий центр, бережно относился к историческим интерьерам и вообще готов был выкупить здание. Но оно понадобилось другой структуре и город (а в то время губернатором была Валентина Матвиенко) пальцем не пошевелил, несмотря на многочисленные просьбы, чтобы здание оставить за вузом. Студентов отправили на проспект Шаумяна.

Напомним, что, представляя свой проект 9 сентября, Жан-Мишель Вильмотт сказал: "Очень важно расчистить пространство, уважая его историю". Архитектор уже имеет опыт создания университетских центров - Коллеж де Франс, Юридической школы в Париже и др.

Вильмотт назвал проект Европейского университета "огромным вызовом" - научиться говорить на современном языке архитектуры в старинном особняке не просто. Архитектор также, но несколько более решительно, чем другие конкурсанты, заговорил об эффективном внутреннем пространстве.

Он предложил закрыть двор, убрать позднейшие советские надстройки, нагрузку с крыши, дав больше света, - под самым коньком крыши образуется световое стеклянное пространство, которое "пустит" естественный свет в библиотеку с читальным залом.

Вильмотт предлагает вернуть часть зеленых пространств старому дворцу - ведь здесь когда-то был сад. Внутри здания появится ось, вдоль которой на первом этаже сгруппируются большие аудитории, зал для конференции и встреч, а на втором этаже появится висячий сад, исследовательский центр, учебная аудитория в бывшей часовне, на третьем - учебные аудитории, офисы профессоров, вход в атриум.

Справка. В середине XVIII века участок, на котором находится Малый Мраморный дворец, был занят прачечными императорского двора и домами дворцовых служителей.

В 1830-1840-х годах участок перешел к графу Александру Григорьевичу Кушелеву-Безбородко. В 1855 году - его сыну Николаю Александровичу, штаб-ротмистру Кавалергардского полка, известному коллекционеру предметов искусства.

В 1857-1862 годах по его заказу Э.А.Шмидтом дом, уже бывший на участке, был перестроен. Здание стало вторым в Санкт-Петербурге после Мраморного дворца, чей фасад был облицован натуральным камнем. Здесь использован тивдийский мрамор. 18 октября 1873 года дом был куплен для великого князя Николая Константиновича (старшего сына великого князя Константина Николаевича). С той поры особняк и стали называть Малым Мраморным дворцом.

После того как великий князь был уличен в краже ценностей его некоторое время держали под арестом в собственном дворце. 11 декабря 1874 года Александр II подписал указ "о болезненном состоянии здоровья" великого князя. Вскоре его выслали из Санкт-Петербурга.

После гибели Александра II Малый Мраморный дворец было решено передать морганатической супруге императора светлейшей княгине Екатерине Михайловне Юрьевской. Александр III, исполняя волю отца, купил для нее этот особняк за 600 000 рублей. Ранее эту же сумму за Малый Мраморный дворец предлагало французское посольство.

В 1913 году княгиня навсегда уехала из России. Уже находясь за границей, она продала Малый Мраморный дворец дочери камер-юнкера Высочайшего двора Е.П.Леонард "за 1 200 000 рублей наличными со всей обстановкой, кроме предметов, связанных с памятью императора Александра II". Эти предметы были вывезены в Париж, а затем в Ниццу.

В 1930-х годах Малый Мраморный дворец был занят научно-исследовательским институтом охраны труда. В это время пристройки, где размещались Зимний сад и Пименовская галерея, были надстроены до трех этажей. В 1970 году Малый Мраморный дворец был взят под охрану как памятник архитектуры.