Согласно официальным данным, примерно 12% латвийских товаров находят сбыт на российском рынке. В денежном выражении — около 1,2 миллиарда евро. Как изменится эта цифра уже через несколько месяцев, пока не знает никто, однако экспортеры едины во мнении: резкое падение рубля убивает латвийский экспорт на российском рынке и может отразиться на других отраслях экономики Латвии. Опрошенные порталом Delfi эксперты сходятся во мнении — для латвийских экспортёров настают сложные времена. И даже ситуация с эмбарго на ввоз определенной продукции выглядит более понятной и прогнозируемой, сообщает сегодня, 18 декабря, корреспондент ИА REGNUM.

Глава Клуба экспортеров Дан Титавс считает, что ситуация с российским рынком находится в замороженном состоянии. «Экспортёрам трудно работать в таких непрогнозируемых условиях. Сейчас продавать туда нет никакого смысла — одни убытки. Уже какое-то время назад все стали искать замену российскому рынку, хотя сделать это не так просто. Российский рынок — он всё же очень большой, хотя и бедный. Но даже не это главное. Экспортёрам нужна стабильность. Она была даже во времена СССР, а сейчас её нет. Говоря же о перспективе, все экспортёры понимают, что за российский рынок в будущем всё равно придётся бороться», — отметил Титавс.

Самая «российскозависимая» пищевая отрасль в Латвии — рыбоконсервная — под самым большим ударом, потому что 45-50% продукции традиционно отправлялось на российский рынок. И сейчас рыбоперерабатывающие предприятия оказались в настоящем в шоке. «Конкретно по нашему заводу потери будут, но не такие большие, как у других переработчиков. Российский рынок занимал в нашей экспортной корзине примерно 25-30%, и после девальвации рубля он упадёт ещё в три раза. Все наши российские контракты заключены в евро, однако цена банки на полке после девальвации рубля сильно вырастет. Купят ли её по такой цене? Большой вопрос. Кто-то купит, но мы уже готовы к резкому спаду продаж. Со своей стороны снижать продажные цены мы не можем: прибыль настолько низкая, что отступать нам некуда. Остаётся ещё вопрос, захотят ли российские торговые сети так резко поднимать цены на нашу продукцию? С этим тоже придется отдельно работать», — заявил глава предприятия Brivais Vilnis («Свободная волна») Арнольд Бабрис.

По словам Бабриса, у других латвийских рыбопереработчиков ситуация ещё хуже. «В минувшую пятницу у нас в Ассоциации рыбопереработчиков было собрание. Очень многие заводы, кто работал в 2-3 смены, переходят на одну смену. А Вентспилский рыбоконсервный завод вообще с нового года планирует остановить производство». Эту информацию подтверждает и глава ассоциации Дидзис Шмитс, однако он относится ко всему происходящему философски. «Ситуация такая, какая есть, — говорит он. Да, вентспилский завод может быть временно остановлен. Однако унывать не стоит. Сейчас рыбопереработчикам важно не потерять место на российской полке, чтобы потом туда вернуться», — пояснил предприниматель.

Правда, есть и экспортёры, которые чувствуют себя более-менее хорошо. Как заявил глава компании Sakret Latvija (производство сухих смесей) Андрис Ванагс, не снижать продажи в России компании помогает только тот факт, что производство внутренних и наружных красок у компании налажено внутри российского рынка. «Это спасло нас от того кошмара, который мы сегодня видим. Есть у нас продажи сухих смесей в Калининграде, которые мы поставляем с наших балтийских заводов. Но нас спасает только то, что в Калининграде у нас нет конкурентов, поэтому товар уходит в прежнем объёме. Правда, от планов по расширению на рынок Санкт-Петербурга нам пришлось отказаться ещё несколько месяцев назад. Уже тогда ситуация выглядела очень подозрительной и непрогнозируемой. Мы пытались заложить в рисковый фактор снижение стоимости рубля, но и думать не могли, что рубль может так сильно обвалиться», — сказал Ванагс.

Число российских туристов уже уменьшилось. За 9 месяцев этого года — на 14% по сравнению с 2013-м. «По моим ощущениям, по итогам года мы потеряем около 30% российских туристов. К Новому году, как мы видим, резервирование в латвийских гостиницах уже снизилось по сравнению с прошлым годом», — заявил президент Латвийской ассоциации гостиничного бизнеса Янис Валодзе.

По словам Валодзе, число туристов из России в Латвию стало падать уже в начале года. «В январе мы практически потеряли заказы по конференциям из России. Потому что, начиная как раз в января, россияне перенесли большинство своих конференций и семинаров в Сочи. Что и понятно — стране надо окупать олимпийскую инфраструктуру. Потом пошёл спад по резервированию. Главная причина — россияне стали бедными и не могут себе позволить путешествовать. Если вам нужно думать о том, как выплатить кредит или поехать отдыхать, то вы выберете первое. А тех, у кого cash flow в долларах или евро, все же в России не так уж много», — сказал отельер.

Как поясняет эксперт, в предыдущие годы в начале ноября все гостиницы в Латвии были уже зарезервированы — россияне собирались отмечать в Прибалтике Рождество и Новый год. Сейчас спрос со стороны россиян резко упал. «Причина даже не в том, что рубль упал, а в том, что россияне перестали доверять туристическим агентствам. В последнее время около 40 компаний ушли с рынка, в том числе и крупные игроки. Эти изменения коснулись 130 тысяч туристов. 56 тысяч человек пришлось эвакуировать на родину, поскольку их выселяли из гостиниц и не пускали в самолеты», — пояснил Валодзе.

Приедут ли россияне в Латвию отдыхать летом? «Кто-то обязательно приедет, однако такого наплыва, как в прошлые годы, уже не будет. Среднему классу из России будет выгодней отдыхать за рубли в Сочи и в Крыму, тем более для этого есть всевозможные стимулирующие программы правительства», — сказал Янис Валодзе.

В то же время, согласно данным Ассоциации туристических агентов и операторов, ситуация не настолько критична. Сокращение числа российских туристов в третьем квартале составило 14%. При этом гостиницы могут не видеть всей картины, ведь россияне, согласно данным Рижского бюро развития туризма, стали экономить и останавливаться на ночлег у друзей и знакомых, а также арендовать частное жильё. Статистика свидетельствует, что более 40% выбрали именно такой вариант ночлега.

Насколько Латвия зависит от российских туристов? Свыше 100 тысяч их посещали ранее страну ежегодно. За последние пять лет — прирост вдвое. Портрет среднестатистического туриста: это 36-45-летний гость из России со средним уровнем доходов, который вместе с партнёром проводит в Латвии в среднем четыре дня. Ночует в четырёх- и пятизвездочных гостиницах Риги и тратит в среднем 520 евро. Если просто умножить эту цифру на 100 тысяч туристов, получится 52 млн евро. По данным Центрального статистического управления, эта цифра еще больше: в 2012 году российские туристы потратили в Латвии 79,8 млн евро. Средний турист приезжает и перемещается по стране на автомобиле, однако прибывает в страну самолётом. При средней стоимости авиабилета в 300 евро (в оба конца), получается еще 30 млн евро. Итог: от российских туристов экономика Латвии получала как минимум 100 млн евро в год.

Уже в середине этого года эксперты рынка недвижимости отметили снижение интереса россиян к её покупке в Латвии. Тогда это было связано с поправками к иммиграционному закону, которые предусматривали повышение минимальной покупной цены недвижимости для иностранцев с 150 тысяч до 250 тысяч евро. После августовского ажиотажа на рынке недвижимости, в связи с грядущим ужесточением закона о выдаче видов на жительство, количество сделок в сентябре снизилось на 32%. По мнению экспертов, спад на этом не остановится.

«Я не любитель паники, пусть пройдёт какое-то то время, чтобы можно было понять и оценить оставшийся спрос россиян на квартиры в Риге и Юрмале. Понятно, что при таком обвале рубля недвижимость для россиян в Латвии станет в два раза дороже, и этот факт заставит отказаться некоторых, а может и многих от её покупки. С другой стороны, это однозначно приведёт к падению цен на юрмальском рынке. Я неоднократно говорил, что этот рынок переоценен. Ему срочно нужна коррекция. Процентов на 25-30% вниз. Наверное, какие-то выводы сделают и те девелоперы, которые жили в эйфории последние годы и строили новые проекты, рассчитанные только лишь на инвесторов с России. Но круг таких инвесторов ограничен, и это тоже надо было понимать», — пояснил Игорь Данилевич, член правления компании Real Estate Jurmala (компания в основном продает дорогую недвижимость иностранцам).

В том, что определенная коррекция цен вниз на новые проекты будет, уверен и глава риэлторской компании Balsts Айгар Зариньш. По его прогнозам, «просядет» сегмент новостроек, который находился в ценовом диапазоне от 100 до 200 тысяч евро. «Именно такие квартиры были рассчитаны для иностранцев по программе ВНЖ. Они могут упасть в цене на 15-20%. Однако всё это — временные трудности. По моим ощущениям, Латвия может даже выиграть от той ситуации, которая сегодня происходит в России. После такого жесткого кризиса часть россиян сплотится и станет ещё большими патриотами своей страны. А другая часть просто соберёт чемоданы и уедет жить в другие страны. Латвия для этого — лучший вариант. Оправдаются ли мои прогнозы — это мы увидим ближе к середине будущего года», — сказал эксперт.

Насколько латвийский рынок недвижимости зависит от россиян? По всей видимости, первое, что пострадает от экономических санкций, — это программа видов на жительство в Латвию, которую на 80% используют именно российские инвесторы. По данным Управления по делам гражданства и миграции, среднестатистический покупатель латвийской недвижимости в рамках программы ВНЖ инвесторам-нерезидентам — это 36-46-летний российский гражданин с высшим образованием. Обычно виды на жительство средний инвестор запрашивает сразу для всей семьи — себя, супруги и двух детей.

О каких цифрах идёт речь? За три года действия закона о ВНЖ в Латвию инвестировано около 2 млрд евро. По оценкам экспертов, такой же объём денег пришёл в Латвию только для покупки жилья, без ВНЖ. Многие инвесторы уже имеют вид на жительство в других странах и поэтому не попадают в статистику Департамента гражданства и иммиграции. Около 50% всех сделок с новыми квартирами за последние три года, и около 80% сделок в Юрмале, Старой Риге и Тихом центре было заключено с нерезидентами, из которых 80% — россияне. Фактически это означает, что россияне приобрели в Латвии недвижимость на 3-4 млрд евро.

Около миллиарда евро доходов ежегодно приносит латвийскому бюджету транзитная отрасль. В ней заняты около 70 тысяч работников. На долю транзитной отрасли приходится около 11% от ВВП, и это около 2 миллиардов евро. И именно транзитная отрасль сильнее всего в Латвии зависит от российских грузов. Как минимум, на 70% в целом, а по перевалке отдельных видов сырья — на все 100%.

В автоперевозках эта зависимость также серьезная — около 75-80%. «Мы боимся даже думать о том, что будет сразу после Нового года. Латвийская отрасль автоперевозок может рухнуть очень серьезно, я даже боюсь называть какие-то цифры» — признался президент Ассоциации автоперевозчиков Валдис Трезиньш.

По его словам, уже сегодня многие российские грузы лежат в латвийских портах на хранении, потому что заказчики из-за сложной экономической ситуации в России не спешат их выкупать. «Я знаю, что некоторые терминалы в Риге просто забиты российскими грузами. У многих россиян условия доставки товара предусматривают оплату по факту. И это происходит в тот момент, когда товар, положим, из рижского порта забирает автоперевозчик, чтобы везти в Россию. Что сейчас происходит? Российским заказчикам пока выгодней платить за хранение груза в порту, чем выкупать его. Если ситуация станет ещё хуже, в отрасли возможны массовые банкротства», — сказал эксперт.