Состояние конкуренции в российской розничной торговле и последствия принятия закона о торговле обсудили в рамках семинара 16 октября эксперты и специалисты отрасли. Основные проблемы в своем докладе охарактеризовал старший научный сотрудник Академии народного хозяйства (АНХ) при правительстве РФ, научный редактор журнала "Экономическая политика" Вадим Новиков, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По словам Новикова, тема законодательства в сфере торговли до последнего времени оставалась "недообсужденной", и серьезных исследований по этому вопросу немного. Законопроект о торговле. Который сейчас находится в стадии обсуждения, вызвал всплеск интереса к этой области. "Для конкуренции в принципе опасны законы", - считает Новиков. По его мнению, это "все равно, что принимать закон о чтении": с учетом всех возможных замечаний, мы пришли бы к запрету книг в мягкой обложке, книг с мелким шрифтом, книг на иностранном языке... И даже если наиболее нелепые поправки были бы отвергнуты, можно представить, что осталось бы от книгопечатной отрасли, резюмировал Новиков. С законом о торговле сегодня происходит то же самое: менее одиозные поправки лишь кажутся таковыми на фоне более одиозных. Перспективы же все равно представляются довольно неприятными.

В числе одиозных поправок, по словам эксперта - принудительная картелизация, регулирование наценок, запрет на более чем 25%-ную долю в одном муниципалитете. Но границы рынка в любой нормальной рыночной экономике ограничиваются экономическим анализом, а не административными мерами, подчеркнул он. Контроль над наценками - черта не капиталистических экономик, а командно-административных, а от этой модели Россия ушла - по крайней мере, декларативно.

Разделение договоров поставки и оказания услуг, отсрочка платежей и борьба с бонусами на этом фоне кажутся не такими пугающими, но и они если не вредны, то бессмысленны, уверен эксперт. При условии принятия таких поправок для тех игроков рынка, которые не участвовали в таких договорах, ничего не изменится, а для других, лишенных преимуществ, ситуация станет менее благоприятной. В итоге закон выгоден даже не потребителям, а только некоторым торговым сетям и поставщикам. В целом же в отрасли торговли ситуация, скорее, ухудшится, заключил Новиков.