Периодические заявления руководителей Азербайджана о готовности страны решить вопрос о принадлежности Нагорного Карабаха военным путём - не новость. Несмотря на все принятые на себя перед лицом посредников обязательства о мирном урегулировании проблемы, Азербайджан на деле никогда не отказывался от силового сценария. И только наивные, лживые и некомпетентные посредники делали и делают вид, что это не их посреднические усилия дезавуирует Азербайджан, что не их высокий государственный статус разменивается, как мелкая карта.

Надо отдать должное: военная риторика Азербайджана никогда не была голословной: в ней были и указания на растущий военно-экономический потенциал страны в сравнении с военно-экономическим потенциалом Армении, и внятные указания на то, как именно будут разворачиваться этапы новой войны в Карабахе, и информационно-пропагандистские обращения к армии противника с приглашением к дезертирству и обещанием помощи в выезде в третью страну, и - главное - арифметические подсчёты о том, сколько именно Азербайджан готов отдать убитыми (10.000 человек) в новой войне за Карабах.

Армянская сторона, ограничиваясь напоминанием о победных итогах первой Карабахской войны в начале 1990-х годов, никогда не давала себе труда детализировать чисто военный аспект нового вооружённого конфликта, не подсчитывала возможные потери, не указывала на потенциальные цели атаки. И в нынешней ситуации возобновления милитаристской риторики из Баку - это молчание является признаком, как минимум, пропагандистской слабости.

Но всех нас, жертв, наблюдателей и соседей потенциальной новой войны в Карабахе, этот диагноз удовлетворить не может. Мы обязаны сами внятно подсчитать цену милитаристской риторики и её возможные последствия для региона. Тем более что опыт войны в Южной Осетии в августе 2008 года даже слепых заставляет увидеть некоторые простые обстоятельства.

Во-первых, очевидно, что новая война Азербайджана за Карабах станет войной за территорию, а не за полноту карабахского населения, его лояльность и права. Борясь за возвращение азербайджанцев в Нагорный Карабах, Баку не строит иллюзий: в азербайджанском проекте Карабаха армян нет.

Во-вторых, понятно, что, несмотря на доктринальные установки Баку на войну как противоборство военно-экономических потенциалов, речь может идти только о блицкриге, главной задачей которого является радикальное изменение линии фронта, изгнание мирного населения из Карабаха (по аналогии с планами Саакашвили в Южной Осетии), уничтожение оборонной инфраструктуры противника.

В-третьих, несомненно, что главными средствами поражения противника в планах Азербайджана станут авиация и дальнобойная артиллерия, поскольку даже абсолютно легитимный режим в Баку не сможет позволить себе даже заявленные потери в 10.000 убитых и, следовательно, 50-70.000 раненных, которые могут кратно вырасти при реализации простой сухопутной операции в Карабахе.

В-четвёртых, не составляет секрета, что даже уход армянского гражданского населения из Карабаха не будет означать прекращения ожесточённого сопротивления армянских сил на поле боя.

В-пятых, главное состоит в том, что даже конвенциональный конфликт между Арменией и Азербайджаном, в котором основными участниками станут установки залпового огня, авиация, ПВО и диверсионные группы в тылу противника, сделает целями противников тыловые коммуникации и главные стратегические объекты. При этом Армянская (Мецаморская) АЭС (сугубо технологически) останется неуязвимой, а Мингечаурская ГЭС и трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан на территории Азербайджана, скорее всего, будут уничтожены.

Таким образом, в считанные дни войны, которую противникам сможет позволить международное сообщество, будет достигнут результат, в равной степени неприемлемый для обеих сторон: Карабах лишится большей части гражданского населения, Баку - главных стратегических объектов и дипломатической инициативы, а само карабахское урегулирование - каких бы то ни было компромиссных перспектив.

И самое главное: было бы странным считать, что ответственные эксперты в России к этому сценарию не готовы. Они готовы к тому, что новый конфликт, наконец, разрубит гордиев узел урегулирования - и армянский Карабах, с любой конфигурацией территории, с любым количеством населения, - будет признан как независимое государство. Может быть, тайное желание подтолкнуть ход событий к такому сценарию и тем самым - снять с себя историческую ответственность - и лежит в основе воинственных заявлений. Цена этим тайным желаниям - новые смерти и разрушение.