Конференция: "Гагаузам и молдаванам нужна новая идея - идея Федеративной Молдавии". Социоэкополис: "Сингапурское чудо на гагаузской земле должно быть сделано руками и умами самих жителей Гагаузии". Внешняя политика: Гагаузская делегация приняла участие в праздничных мероприятиях по случаю 26-ой годовщины провозглашения ТРСК.

Конференция: "Гагаузам и молдаванам нужна новая идея - идея Федеративной Молдавии"

Вот и ушла в историю ещё одна знаменательная дата - 20 ноября 2009 года - день проведения международной научно-практической конференции на тему: "Гагаузской автономии 15 лет. Проблемы и перспективы развития", пишет "Единая Гагаузия". Организаторами данного мероприятия выступил Исполнительный комитет Гагаузии совместно с неправительственными организациями "Единая Гагаузия" и "Центр независимой журналистики". Тёплая обстановка была и среди участников конференции, за исключением нескольких пробежавших тучек в ходе работы, что вполне естественно даже в природе, не говоря уже о таком человеческом факторе, как уязвимое самолюбование. А в основном, даже представители непримиримой оппозиции вели себя достойно для знаменательного для Гагаузии праздника и выходили на вполне конструктивный диалог, желая разрешения проблем с последующей перспективой развития автономии.

На конференции кроме тех, кто принимал участие в создании автономии, присутствовали учёные, общественность, международные правовые организации, а также представители центральной власти: вице-премьер Молдавии Ион Негрей, и вице-спикер парламента РМ Александр Стояногло, продолжает "Единая Гагаузия". Обращаясь к конференции с приветственной речью, они пожелали всем присутствующим успешной и конструктивной работы. Председатель Народного собрания Гагаузии Анна Харламенко, в свою очередь, в приветственном слове к конференции призвала гагаузский народ к объединению, так как только благодаря этому автономия сможет решать возникающие проблемы, иметь перспективу развития и стать модельным примером для других. Открывая международную научно-практическую конференцию и обращаясь ко всем присутствующим в своей приветственной речи башкан Гагаузии Михаил Формузал отметил, что в канун празднования 15-летия АТО Гагауз Ери участники конференции имеют возможность в своих докладах и выступлениях проанализировать прошедшие пятнадцать лет существования гагаузской автономии, высказать свое видение достижений и ошибок и наметить планы по дальнейшему укреплению статуса автономии.

Один из разработчиков первоначального проекта образования "Гагауз Ери - Гагаузия" Леонид Добров рассказал присутствующим в своём докладе о временах девятнадцатилетней давности, когда в умах ещё только зарождался этот проект, пишет "Единая Гагаузия". Данный проект отличался тогда новизной, не имея аналога в мировой практике и особенно в странах бывшего СССР, где тогда возникали и до сих пор продолжают действовать межнациональные конфликты и противостояния. Предложенное ещё в 1991 году авторами проекта новшество в 1994 году было усовершенствовано юристами обоих сторон и приобрело иное юридическое звучание, хотя смысл полностью сохранился (ст.1, абзац 4 Закона "Об особом правовом статусе Гагаузия-Гагауз Ери"): "В случае изменения статуса РМ как независимого государства, народ Гагаузии получает право на внешнее самоопределение". Если бы данная идея не присутствовала в первоначальном проекте, то сегодня Гагаузская республика находилась бы в одном ряду с остальными "сепаратистами" бывшего СССР - Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и др.

Следующим камнем преткновения в начале 90-х годов являлся тот факт, что государственный молдавский язык уже был принят на всей территории страны еще в 1989 году и делать теперь уступки только для гагаузов никто из депутатов парламента РМ не решился бы, продолжает "Единая Гагаузия". Поэтому авторы проекта для такого случая, чтобы не ущемлять права титульной нации, придумали в своем проекте пункт №4, который в случае принятия парламентом Молдавии вводил исключение только на территории с компактным проживанием гагаузов и звучал следующим образом: "Государственными языками в Гагаузии являются гагаузский, молдавский, русский". Весьма существенным с экономической точки зрения в первоначальном проекте "Гагауз Ери" является п.3, который гласит: "Гагаузия является свободной экономической зоной при полной экономической самостоятельности с твердыми фиксированными отчислениями в республиканский бюджет", и который также попал в Закон "Об особом правовом статусе Гагаузии", но ни одной властью Молдавии и Гагаузии до сих пор не исполняется. Подводя черту под своим выступлением, Леонид Добров сказал: "Идея реализации автономно-территориального образования Гагауз Ери в 1994 году и ее последующее искусственное торможение Кишиневом и Комратом сегодня себя полностью исчерпала. Гагаузам и молдаванам нужна новая идея. И такой идеей может послужить реализация на практике Федеративной Молдавии, где Гагаузия, наравне с Приднестровьем и Молдавией, должна стать полноправным субъектом федерации с новым самоназванием - Республика Гагауз Ери". Все выступившие в этой секции также говорили о том, что Центр пытается держать Гагаузскую автономию на коротком поводке, пытаясь ущемить её конституционное право, и переход к федерации, возможно, сможет разрешить возникшие проблемы между центром и автономией.

Во второй секции, модератором которой был первый заместитель башкана Гагаузии Валерий Яниогло, был обсужден вопрос гармонизации законодательства АТО Гагаузия (Гагауз Ери), пишет "Единая Гагаузия". В выступлениях были приведены примеры из мировой практики законодательств стран, имеющих автономии, и исполнения этих законодательств на практике. Адекватное представительство АТО Гагауз Ери в структурах управления Республики Молдова стало темой третьей секции под руководством второго заместителя башкана Николая Стоянова. Докладчиками рассматривалась международная практика демократических избирательных систем, обеспечивающих представительство и влияние национальных меньшинств на управление страной. Что касается четвёртой, последней секции, то здесь прошли дебаты на тему: "Политические партии в АТО Гагауз Ери. Сотрудничество и перспективы".

После подведения итогов работы международной научно-практической конференции ее участники единогласно приняли резолюцию, в которой, в частности, говорится: "Мы, участники международной научно-практической конференции "Гагаузской автономии 15 лет. Проблемы и перспективы развития", в ходе пленарного заседания заслушали и обсудили вопросы, связанные с практической реализацией полномочий АТО Гагаузия (Гагауз Ери), вытекающих из закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", принятого парламентом 23 декабря 1994 г. Участники конференции констатировали незавершенность отношений между Центром и Гагаузией, так как отсутствует принцип системного подхода к вопросу полноценного функционирования автономно-территориального образования Гагаузия (Гагауз Ери). На протяжении 15 лет с момента юридического оформления особого статуса АТО Гагаузия (Гагауз Ери) центральные власти Республики Молдова создавали различные препятствия по реализации ее полномочий на практике. Особое давление на Гагаузию осуществлялось за последние 8 лет, во время монопольного руководства в Республике Молдова коммунистической партии. И несмотря на многочисленные обращения представителей Гагаузии за помощью в международные структуры, аккредитованные в Республике Молдова, ситуация коренным образом не менялась. На конференции был представлен ценный опыт многих современных демократических государств, имеющих аналогичные территории с особым правовым статусом их функционирования. Участниками конференции была отмечена своевременность и актуальность проведения настоящей конференции и рассматриваемых на ней вопросов, в том числе и для разрешения приднестровской проблемы. В настоящее время в Республике Молдова происходят определенные изменения, появляется возможность демократических преобразований в обществе в целом, в том числе, и в части реализации полномочий Гагаузии. В результате дискуссии участниками конференции выработаны следующие рекомендации по созданию правовых условий для полноценного и эффективного функционирования АТО Гагаузия (Гагауз Ери):

1. обратиться к председателю парламента и премьер-министру Республики Молдова с предложением:

1.1 о создании совместной молдавско-гагаузской комиссии по выработке проекта закона о внесении изменений и дополнений в конституцию Республики Молдова с учетом рекомендаций Венецианской комиссии 2002 года, закрепляющего особый правовой статус Гагаузии в высшем законе - конституции страны;

1.2 о принятии изменений в избирательное законодательство Республики Молдова, обеспечивающих адекватное представительство АТО Гагаузия (Гагауз Ери) в высшем законодательном органе страны - в парламенте Республики Молдова;

1.3 о создании судебной инстанции (Суд Уложения) в Гагаузии, осуществляющей функцию арбитра разделения властей на уровне автономии;

1.4 о принятии закона Республики Молдова, устанавливающего правовые основы функционирования региональных политических партий в Молдавии, и в частности в АТО Гагаузия (Гагауз Ери).

2. Просить Народное собрание Гагаузии в кратчайшие сроки оформить соответствующие законодательные инициативы в парламент Республики Молдова;

3. Народному собранию и Исполнительному комитету АТО Гагаузия (Гагауз Ери) обратиться:

3.1 в парламент Республики Молдова с обоснованным предложением о необходимости смены названия "АТО Гагаузия (Гагауз Ери)" на "Республика Гагауз Ери".

3.2 в правительство Республики Молдова с предложением возвратить Комратскому Государственному Университету название "Гагаузский Национальный Университет".

4. Обратиться в миссию ОБСЕ в Молдавии за оказанием содействия в приведении законодательства Республики Молдова в соответствие с международными стандартами, учитывающими правовые гарантии этнических меньшинств.

5. Рекомендовать башкану Гагаузии создать правовую комиссию по подготовке проекта закона о внесении дополнений и изменений в Уложение (конституцию) АТО Гагаузия (Гагауз Ери) и проведении всенародного референдума.

6. Обратиться к неправительственным организациям Молдавии (Молдавия, Гагаузия, Приднестровье) с предложением создать постоянно действующий круглый стол неправительственных организаций для выработки рекомендаций парламенту и правительству Республики Молдова по будущему обустройству объединённого Молдавского государства.

7. Обратиться за заключением по соответствующим законодательным инициативам в Венецианскую комиссию Парламентской ассамблеи Совета Европы". ("Единая Гагаузия")

Подводя итоги, можно отметить, что конференция прошла на высоком уровне, что бы там кто ни говорил, желая принизить значимость данного мероприятия, пишет "Единая Гагаузия". Можно сказать одно, гагаузский народ желает видеть Молдавию федеративной страной - с тремя её субъектами: Гагаузия, Молдавия, Приднестровье. Кроме того, активистом гагаузского национального движения Федором Терзи был поднят вопрос о том, что если нынешнее руководство Молдавии не захочет привести свое законодательство в соответствии с Законом, касающимся Гагаузии, то необходимо будет созвать еще одну научную конференцию. И на ней досконально обсудить один единственный вопрос: стоит ли участвовать в таком случае Гагаузии в выборах в центральные органы власти?"

В Комрате состоялась международная научно-практическая конференция "Гагаузской автономии 15 лет. Проблемы и перспективы развития", пишет интернет-издание "Гагауз-инфо". Итоги ее неоднозначны. Результатом данного научного мероприятия стало принятие соответствующей резолюции, которая лишь подчеркивает зыбкость спокойствия в автономии. В очередной раз был поднят вопрос о якобы декларативном характере полномочий властей Гагаузии и несоответствии существующего законодательства реалиям сегодняшнего дня.

Постараемся разобраться в том, что же так угнетает элиту автономии и не позволяет раскрыться их потенциалу, продолжает "Гагауз-инфо". Во-первых, было принято решение обратиться к руководству Молдавии с целью создания "комиссии по выработке проекта закона о внесении изменений и дополнений в конституцию Республики Молдова, с учетом рекомендаций Венецианской комиссии 2002 года, закрепляющего особый правовой статус Гагаузии в высшем законе - конституции страны". Лихо закручено, а что же на деле? Сторонники данной идеи ссылаются на Венецианскую комиссию - консультативный орган, созданный в 1990 году в период так называемого парада суверенитетов, когда большинство стран бывшего социалистического лагеря получили независимость и крайне остро стоял вопрос о разработке и принятии конституционных законодательств, соответствующих демократическим принципам. Именно тогда на самом деле уважаемая в экспертных кругах Венецианская комиссия помогла еще неопытным и делающим первые шаги в качестве суверенных государств странам принять основной закон любого государства, где во главу угла ставился принцип высшей ценности государства - человека. С тех пор прошло достаточно времени для того, чтобы государства стали на самом деле демократическими, и сделано самое главное - местные национальные специалисты-правоведы плотно участвуют во многочисленных международных организациях, представляют правозащитные организации внутри самих стран, а процедура анализа соответствия национальных нормативных актов, актам Европейского союза и их соответствующая оценка прочно вошли в обиход законодательного процесса. Вот тут-то возникает вопрос - зачем сегодня необходимо обращаться в Венецианскую комиссию, создавать некие национальные согласительные комиссии и вносить изменения в конституцию Республики Молдова?

Другим не менее колоритным требованием является желание внести изменение в избирательное законодательство, с целью "адекватного представления в законодательном органе страны автономии", пишет "Гагауз-инфо". Здесь и вовсе зарыта даже не собака, а некое средневековое понимание процессов. Допустим, на это кто-то пойдет. Но учитывая что с адекватностью у руководителей Гагаузии проблемы, как будет достигнуто данное "адекватное представительство"? В то же время любому здравомыслящему человеку становится понятно, что пожизненно закрепленные места в парламенте станут неким будуаром для некой категории лиц, которые единожды став депутатами зарезервируют их за собой, все свое время посвящая решению исключительно личных экономических интересов и становясь предметом для политического торга с другими парламентскими фракциями. Данная "адекватность" не сможет быть достигнута и по другой причине - регион с населением, не превышающим численность любого района Молдавии, де-факто требует неких суперпривилегий, ущемляя тем самым "адекватное представительство" других территориальных единиц.

Вдобавок к этому, у темных и в плане правового образования, и в плане намерений по отношению к собственному народу сил, существует не менее неординарное предложение о том, чтобы изменить название АТО Гагаузия на "Республика Гагауз Ери", продолжает "Гагауз-инфо". Амбиции и комплексы все же берут верх. Что примечательно, местные жители в противовес ожиданиям к заманчивому, по мнению некоторых, изменению отнеслись крайне прохладно, задаваясь вопросом о том, что подобное переименование изменит - люди станут жить лучше, появится больше рабочих мест или одним росчерком пера будут решены все хозяйственные проблемы? Нет, даже рядовому жителю автономии хорошо знакомому с местным руководством становится ясно, что "повышение градуса" автономии послужит прикрытием для нечистоплотных чиновников и увеличения всевозможных злоупотреблений под маской развития местной автономии. Скорее всего, что неуемный азарт местных авантюристов приведет к спирали автономия-республика-федерация (с 3 субъектами в виде Комрата, Чадыр-Лунги и Вулканешт).

В рамках Конференции не обошли вниманием и наименование Комратского Государственного Университета на новое гордое - "Гагаузский Национальный Университет", пишет "Гагауз-инфо". Та же история - вместо развития качества преподавания которое не то, что оставляет желать лучшего, а скорее и вовсе отсутствует, настоящие "патриоты" автономии пытаются пенять на зеркало из творчества баснописцев.

Все вышеперечисленные позиции резолюции являются лишь вершиной айсберга тех изменений и преобразований, которые предлагают воплотить в жизнь местные "специалисты", а размах и масштабность предложений оценивается политологами как наводящий на мысль о том, что за спиной новореформатора Федора Гагауза находится некто другой, так умело управляющий его действиями, продолжает "Гагауз-инфо". По мнению экспертов, нагнетание обстановки в автономии идет во вред самой Гагаузии, которой во время экономического кризиса и тяжелейших проблем, усугубляемых неумелым руководством местных властей, предлагают войти в глубокий ступор политических баталий. Также подчеркивается то, что права гагаузов в Молдавии защищены, пожалуй, даже лучше, чем у проживающих в Молдавии украинцев или русских, а статус автономии лишь подчеркивает особое уважительное к ним отношение, не в пример гагаузам, проживающим на Украине, которым до сих пор не предоставлена даже культурная автономия. В подобной ситуации как всегда остается уповать на мудрость местных жителей, которые прекрасно понимают разницу между общечеловеческими интересами и комплексами руководства АТО Гагаузия, подводит итог издание.

Оригинальность нынешней конференции заметна была уже с первых приветственных речей, пишет интернет-издание Gagauz Yeri. Например, мало кем понятое, но замечательное выступление вице-премьера Молдавии Иона Негрея, который очень смело дочитал свою речь до конца... на молдавском (румынском) языке без переводчика. На появившуюся реплику из зала, о необходимости обеспечения перевода с молдавского, башкан Гагаузии всего лишь развел руками, - мол, не предусмотрели, не ожидали, не имеем таковых возможностей...

Проглотив такую языковую "пилюлю", два гагаузских национал-патриота Тодур Занет и Сергей Кристиогло устроили другую языковую экзекуцию - свои доклады прочитали на родном гагаузском, а Кристиогло часть своего доклада прочел даже на английском языке, продолжает Gagauz Yeri. Так же без перевода. Все гости из Кишинева, Тирасполя, Москвы и Канады, а также представители международно-правовых организаций, что называется, обалдели, ничего не поняв из сказанного по-гагаузски (впрочем, как и по-молдавски, когда выступал Негрей).

Гагаузия хочет называться республикой, пишет Infotag. Участники конференции "15 лет Гагаузской автономии. Проблемы и перспективы развития" призвали парламент Молдавии сменить название автономии с "АТО Гагауз-Ери" на "Республика Гагауз-Ери". В резолюции это объясняется тем, что с момента оформления особого статуса автономно-территориального образования "центральные власти Молдавии создавали различные препятствия по реализации его полномочий на практике". В конференции участвовали ученые, историки, представители неправительственных и международных организаций.

Социоэкополис: "Сингапурское чудо на гагаузской земле должно быть сделано руками и умами самих жителей Гагаузии"

В Комрате под эгидой Исполнительного rомитета Гагаузии прошел круглый стол на тему "Социоэкополис Гагаузии", пишет Gagauzia.md. В мероприятии приняли участие представители гражданского сектора, специалисты органов власти, сотрудники преподавательского корпуса Комратского государственного университета и Международного академического сената. Глава Гагаузии обратился к участникам с кратким приветственным словом. Он отметил, что Исполнительный комитет уверен в успешной реализации проекта "Социоэкополис Гагаузии", что превратит автономию в модельный регион опережающего экономического развития. Сейчас приоритетной задачей является выработка плана совместных действий с последующей пошаговой реализацией.

Вице-президент Международного академического сената Василий Кашуба также выразил уверенность в способности Гагаузии достичь поставленных целей и построить в автономии социоэкополис, продолжает Gagauzia.md. "Сингапурское чудо на гагаузской земле должно быть сделано руками и умами самих жителей Гагаузии", - подчеркнул Кашуба.

По словам доцента кафедры экономики КГУ Светланы Геновой, целью создания и реализации социоэкополисов является превращение населенного пункта Гагаузии в динамично развивающееся целостное социально-экономическое, интеллектуальное, культурное и духовное образование. В идеальном варианте развитие этой целостности предполагает "движение на опережение". Что предполагает эта мысль: безусловно, прежде всего, если говорить на научном языке, инновационную трансформацию. В прикладном, практическом варианте, это, возможно, прежде всего, за счет внедрения и адаптации инновационных технологий мирового уровня (у нас в Гагаузии) - современные концепции, основанные на новейших научных открытиях и разработках, направленные на достижение эффективного развития личности и всех сфер общественной жизни человечества, а значит, востребованные на рынке. Сделав ставку на инновационные технологии, Гагаузия имеет реальный шанс выйти в число наиболее развитых регионов в мировом масштабе.

Программа социоэкополиса разработана видными учеными и специалистами и предусматривает привлечение инвестиций, а также реализацию целого ряда инфраструктурных, экономических и социальных проектов, пишет "Единая Гагаузия". Разработчики активно поддерживают руководство автономии в осуществлении этой программы. Кишинёв не смог реализовать заманчивую идею социоэкополиса. Гагаузия над ней работает уже несколько лет, и проводимая конференция на эту тему - уже не первая в автономии. В Гагаузии идея социоэкополиса должна пройти апробацию на всех трех имеющихся здесь уровнях: в Комрате как в муниципии, в Чадыр-Лунге как в рядовом районном центре и в одном из сел Вулканештского района. Таким образом, участием в программе будут охвачены заодно и все три района автономного образования, отмечает издание.

Внешняя политика: Гагаузская делегация приняла участие в праздничных мероприятиях по случаю 26-ой годовщины провозглашения ТРСК

В середине ноября 2009 года делегация Народного собрания Гагаузии в составе заместителя председателя НСГ Демьяна Карасени и депутата Николая Драгана совершила дружественный визит в Турецкую Республику Северного Кипра, пишет интернет-издание "Гагауз-инфо". Визит состоялся по приглашению председателя парламента ТРСК Хасана Бозера и был приурочен к празднованию 26-ой годовщины провозглашения Турецкой Республики Северного Кипра.

В рамках данного визита состоялись встречи гагаузской делегации с президентом ТРСК Дервишем Ероглу, председателем парламента Хасаном Бозером и другими представителями руководства ТРСК продолжает "Гагауз-инфо". Во время этих встреч стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в различных областях социально-экономической и культурной жизни. Также Хасан Бозер обсудил с гагаузскими парламентариями ход реализации протокола о сотрудничестве между кипрским и гагаузским парламентами, подписанного в Комрате 18 августа текущего года руководителями законодательных органов Гагаузии и Кипра, и заложившего начало взаимовыгодного взаимодействия в законотворческой деятельности и обмена опытом работы обоих парламентов.

В ходе визита гагаузская делегация приняла участие в праздничных мероприятиях, посвященных этому главному государственному празднику ТРСК: митинге, военном параде, авиационном шоу и в других культурных мероприятиях, организованных для делегации НСГ и гостей из других стран по специальной программе, пишет "Гагауз-инфо". В завершающий день визита Демьян Карасени и Николай Драган встретились с группой студентов из АТО Гагаузия, обучающихся в столице ТРСК. Подобные встречи с руководителями и другими гостями из Гагаузии всегда долгожданны для наших студентов. И на этот раз гагаузскую делегацию они ждали с нетерпением. Беседа со студентами прошла в очень дружественной и теплой обстановке. Молодые люди живо интересовались политической и социально-экономической обстановкой на родине, поделились с гостями своими размышлениями о будущем гагаузской автономии, об участии молодых специалистов в общественно-политической и социально-экономической жизни Гагаузии и передали на родину свои дружественные приветствия и пожелания мира и процветания гагаузскому народу.

Башкан Гагаузии на аппаратном совещании представил членам Исполнительного комитета посла Республики Азербайджан в Румынии, вице-президента Международного фонда сотрудничества стран Каспийско-Черноморского бассейна Эльдара Гасанова, пишет Gagauzia.md. Участие в реализуемых данным фондом проектах позволяет странам Черноморского региона привлекать значительные средства на реализацию инфраструктурных, социальных и экономических проектов. Целями приезда высокого гостя являются ознакомление с гагаузским народом и активизация процессов включения Гагаузии в Международный фонд сотрудничества стран Каспийско-Черноморского бассейна. В своем выступлении господин посол поблагодарил гагаузский народ за гостеприимство. Он передал братьям - гагаузам добрые пожелания от руководства Азербайджанской Республики и от диаспоры азербайджанцев в Румынии. Господин Гасанов отметил высокий потенциал современного Азербайджана, который только в этом году сумел привлечь в экономику инвестиции на сумму 25 миллиардов долларов. Эльдар Гасанов сообщил, что будет всеми силами способствовать сотрудничеству Азербайджана, азербайджанской диаспоры в Румынии и в Молдавии с АТО Гагаузия. Высоко было оценено мирное и толерантное сосуществование на территории Гагаузии представителей множества различных национальностей и религиозных конфессий. У нас много общего, подчеркнул Эльдар Гасанов. С Республикой Молдова Азербайджан заключил ряд важных договоров о сотрудничестве в гуманитарной, культурной, экономической и в других сферах, отмечает издание.