Нарастающий социально-экономический кризис в Белоруссии, сопровождающийся ростом цен, отсутствием свободного доступа предприятий и населения к валюте, падением уровня реальной заработной платы и начинающимися сокращениями практически во всех отраслях экономики заставляет руководство страны искать виновных в сложившейся ситуации как внутри страны, так и за рубежом. При этом главным обличителем, как всегда, выступает глава государства, поведение которого в последнее время напоминает поведение окончательно растерявшегося человека, абсолютно не представляющего, что следует делать дальше. В подобной ситуации белорусский президент начинает делать одну ошибку за другой.

С начала года, когда окончательно стало ясно, что в Белоруссии со дня на день стоит ожидать серьезных экономических потрясений, президент не сделал практически ни одного шага навстречу ни России, ни Западной Европе - тем, кто реально может способствовать стабилизации экономики. Внутри страны, вместо того, чтобы активизировать процессы либерализации экономической жизни (оставим пока политику в стороне), с каждым месяцем все больше и больше закручиваются гайки: предприятия обязывают все больше сдавать валюту Нацбанку, реформы практически остановлены, а проверки всех субъектов хозяйствования не только не уменьшаются, чего официально требует президент, но и постепенно растут.

Подобные просчеты во внутри- и внешнеполитической жизни страны президент фактически возложил на нынешнее правительство во главе с Михаилом Мясниковичем, которое, по его мнению, за прошедшие несколько месяцев не предприняло практически никаких шагов по стабилизации ситуации в стране, и на белорусский народ. Признавать собственные просчеты, по-видимому, белорусский лидер не видит необходимым. Более того, последние полгода демонстрируют в поведении президента нарастающую агрессивность, постепенно трансформирующуюся в неподобающее для государственного деятеля поведение, о последствиях которого белорусский лидер предпочитает не думать.

26 апреля, во время очередной рабочей поездки по Наровлянскому району Гомельской области, Александр Лукашенко весьма резко высказался в адрес главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу: "Что касается таких козлов, как Баррозу и другие... Ну кто такой Баррозу? Ну, был какой-то Баррозу в Португалии, выгнали его и устроили в Еврокомиссию... Поэтому я меньше смотрю, что там где ляпнул какой-то европейский чиновник. Их там тысячи". Новая "фишка" президента прозвучала и в адрес белорусской оппозиции, представители которой, по мнению белорусского лидера, "отчасти и породили эту (чернобыльскую - Н.Р.) проблему" и являются "негодяями", "нелюдями" и... козлами: "Ну козлы - они есть козлы. Знаете, у нас такой термин в Белоруссии существует. Ну что про них говорить?".

Известно, что Баррозу, негативно относящийся к Лукашенко, открыто заявил о том, что приедет в столицу Украины на официальные мероприятия, посвященные 25-летию Чернобыльской трагедии, только в случае, если туда не поедет Лукашенко. Киев, который с приходом к власти Януковича напоминает "буриданова осла", выбирая между Россией и Западной Европой, в сложившейся ситуации решил, что ссора с Брюсселем может принести гораздо больше проблем, чем в случае подобного инцидента с Лукашенко. Поэтому в украинскую столицу первым приехал Баррозу, а белорусский лидер, находящийся в пограничных с Украиной районах, так и не получил личного приглашения.

Подобное к себе отношение не могло не затронуть Лукашенко, отличающего большими амбициями и огромным чувством собственной значимости. Как итог, досталось не только Баррозу, но и Януковичу, которого глава Белоруссии обвинил во "вшивости": "К сожалению, вшивости хватает и у нынешнего руководства Украины. Вопрос нужно задать Януковичу, почему белорусский президент не присутствует на их мероприятиях". И можно было бы списать подобное поведение Лукашенко на его обычную эмоциональность, к которой уже все привыкли, если бы не одно обстоятельство - Украина, под руководством Януковича, впервые за несколько последних лет пошла навстречу Минску в вопросах политического и экономического сотрудничества, и у белорусского президента должно быть четкое представление о хрупкости белорусско-украинских связей и последствиях подобных заявлений.

В случае с Баррозу Евросоюз отреагировал достаточно спокойно, объявив первого и пока единственного президента Белоруссии "простым гражданином", высказывания которого никто комментировать не собирается. На Западе уже, похоже, привыкли к подобным речам Лукашенко, который сразу после выборов назвал "идиотами" глав МИД Германии и Польши Гидо Вестервелле и Радослава Сикорского, чуть раньше президента России Д. Медведева - "интернет-зависимым мальчиком", а министра финансов РФ А. Кудрина "отморозком".

Однако в ситуации с Украиной все оказалось куда как серьезней. Ряд украинских политиков, ранее выступавших за сближение с Белоруссией, практически сразу выразили свое недовольство, встав на защиту Януковича. Так, заместитель председателя украинской Партии регионов по внешнеполитическим вопросам Леонид Кожара заявил о "неразумности и не взвешенности заявления" Лукашенко, а член комиссии по иностранным делам Верховной Рады Украины Тарас Черновил назвал высказывание белорусского лидера "абсолютно неадекватным": "...к этому можно относиться как к неадекватной нервозности, которая на самом деле выглядит очень и очень глупо".

Украинский МИД также практически моментально отреагировал на очередной "батькафоризм" демаршем, назвав заявления Лукашенко "танцами на костях": "В этом мероприятии не было и не могло быть никакой политики. В этот день любые ссоры и взаимные претензии тождественны танцам на костях... Тем большее возмущение вызывают беспрецедентно некорректные комментарии президента Белоруссии Александра Лукашенко. Личные оскорбления неприемлемы в общении между людьми. Особенно они неприемлемы, когда оскорбительные высказывания адресуются государственным деятелям, которые представляют суверенные страны и целые объединения стран". Однако наиболее неприятным в заявлении МИДа Украины, пожалуй, является намек на приостановление политического сотрудничества с официальным Минском: "Надеемся, руководству Белоруссии хватит ответственности перед собственными гражданами вернуться к конструктивной политике сотрудничества и с Украиной, и с ЕС, которые желают видеть Республику Беларусь процветающей, демократической и успешной". Для Белоруссии подобное развитие событий может принести крайне неблагоприятные последствия.

Напомним, что сегодня Украина для Белоруссии является очень важным торгово-экономическим и политическим партнером: реализация ряда совместных крупных экономических и политических проектов (Украина готова выступать посредником в белорусско-европейских переговорах), предоставление для транспортировки нефти на белорусские НПЗ нефтепровода "Одесса-Броды" и т.п. Вдобавок именно Украина является одним из основных потребителей белорусских нефтепродуктов на внешнем рынке. Так, из общего объема произведенных в 2010 году 14,2 млн. тонн белорусских нефтепродуктов на экспорт было поставлено около 10 млн. тонн, в том числе на Украину - почти 2 млн. тонн. С учетом того, что на внутренний украинский рынок в прошлом году было поставлено 9,63 млн тонн нефтепродуктов, доля Белоруссии составила 20,7%. При том, что в общем объеме белорусского экспорта доля нефтепродуктов составляет около 23%, значимость рынка Украины нельзя переоценить. Поэтому откровенное оскорбление со стороны Лукашенко руководства южной соседки заставляют задуматься о его истинных причинах.

Во-первых, на наш взгляд, маловероятно, что президент Белоруссии, имеющий за плечами багаж почти двадцатилетнего политического опыта, действительно обиделся на Януковича за достаточно своеобразное приглашение на киевские мероприятия. Скорее всего, белорусского лидера беспокоит постепенное сближение России и Украины без посреднической роли Минска, который, похоже, находится на грани паники в осознании потери своего места во внешнеполитической линии Москвы. Отсюда нервозность и попытки довольно топорно вбить клин между Киевом и Москвой: "нехороший" Янукович, идя на поводу у ЕС и НАТО, не заботится о единстве трех славянских народов.

Во-вторых, помимо страха потерять идейное лидерство в процессе единения трех славянских народов, вести себя так, как это было продемонстрировано 26 апреля, Лукашенко заставляет и внутриполитическая обстановка. Фактически состоявшийся крах финансово-банковской системы и грядущий за ним экономический кризис заставляют белорусского руководителя все более интенсивно заигрывать с собственным населением и, в первую очередь, с наименее образованной и отдаленной от центра частью электората, для которой подобный язык близок и понятен. В Минске, как правило, президент не так эмоционален на встречах с простыми гражданами, да и сами такие встречи довольно редки - их, как правило, заменяют официальные интервью государственным СМИ.

В-третьих, последние высказывания Лукашенко могут являться сигналом Москве, которая, по мнению многих, специально затягивает вопрос о выдаче кредита в надежде поставить соседнюю республику в положение, при котором Кремль сможет беспрепятственно диктовать Минску свои условия. Президент Белоруссии в очередной раз стремится доказать всем, что именно он хозяин в своей стране и готов для защиты собственной власти превратить республику в подобие Брестской крепости.

В-четвертых, в Белоруссии Лукашенко пока не боится никого - ни Европу, ни Россию, ни США, так как давно привык ощущать себя в постоянной осаде. Гораздо важнее для него - настроения внутри руководящей номенклатуры. Поэтому, демонстрируя свое наплевательское отношение к международному сообществу и братаясь с откровенно диктаторскими режимами, президент Белоруссии дает понять всему своему окружению, что ему терять нечего и в случае предательства никому из приближенных не стоит рассчитывать на чью-либо помощь.

На наш взгляд, ожидать какой-либо серьезной реакции на высказывания Лукашенко со стороны Евросоюза в ближайшее время не приходится: отношения между двумя субъектами международных отношений и так находятся на грани окончательного разрыва, в котором ни Минск, ни Брюссель, в конечном счете, не заинтересованы. Поэтому "козлиная", по мнению президента Белоруссии, сущность Баррозу не станет решающим фактором в белорусско-европейских отношениях. И, наоборот, со стороны "вшивого" руководства Украины в ближайшее время стоит ожидать не только ряда дипломатических демаршей, но и личной реакции Януковича, тем более если за его спиной незримо будет стоять президент России. В случае если Минск не сподобится принести в любой форме свои извинения Киеву, Белоруссия рискует оказаться в полной политической изоляции, предоставив, тем самым, Москве карт-бланш на реализацию своих планов в отношении соседней республики.