Исполнилось два года с инаугурации Леонида Тибилова - ровно половина его каденции. И уже понятно, что она была наполнена очень сложными, хотя и не слишком бурными внешне событиями, которым невозможно дать суммарно однозначную оценку. Суммарно - то есть, если брать их все вместе и одновременно, а не оценивать по отдельности.

Местные СМИ отметились дежурными статьями, в которых по закону жанра положительные результаты и тенденции этих двух лет были вынесены в верхнюю часть текста и описаны подробно, а достижения сомнительные - перечислены пунктиром где-то под конец. Это нормально для той информационной атмосферы, которая сама собой сложилась в республике, где в ручном режиме управляется все, в том числе политический анализ и публичная составляющая общественного мнения.

Это не первый случай в мировой истории, когда оценка результатов работы политика зависит исключительно от точки зрения. Кому-то для положительной оценки достаточно просто стабилизации политического климата в РЮО, который действительно заметно улучшился по сравнению со временами "позднего Кокойты", когда авторитарный стиль управления достиг своего апогея, вновь появилась откровенно политическая эмиграция, а человека могли просто избить на улице. Это тоже критерий и действительно существенный.

А кто-то до сих пор продолжает мечтать об экономических реформах, способных изменить сам хозяйственный механизм республики, или об изменении устаревшей еще в советское время системы МВД с прокуратурой. Или, в конце концов, об обещанной избирательной реформе.

Это - так называемый "горизонт возможного". И объективную оценку политикам принято все-таки давать, отталкиваясь от того, чего можно было достичь, но не было достигнуто. Даже не от обещанного, но невоплощенного, а именно, как говорят в футболе на исходе чемпионата, "по ненабранным очкам".

Конечно, ошибкой было бы оценивать результаты работы президента Тибилова, исходя из критериев "завышенных ожиданий" общества. Никакого пресловутого Сингапура за два года никто в РЮО не построил бы. В ООН за тот же срок даже при самой активной работе в этом направлении тоже Южную Осетию не приняли бы.

Одна из местных газет начала свою аналитическую статью утверждением, что президент, произнося два года назад слова присяги, не понимал, с чем ему придется столкнуться. Речь шла не об отсутствии у Леонида Тибилова плана действий, а о том, что он якобы не знал о реальном положении дел в республике даже в ходе предвыборной кампании. Казна разорена, инфраструктура разрушена, коррупция тотальна и все такое. Это утверждение, конечно, можно списать на стиль югоосетинской журналистики, который невозможно изменить путем организации трехдневных семинаров московских преподавателей. Но в реальности о масштабах кризиса, как экономического, так и политического в республике перед президентскими выборами знали все и каждый. Другое дело, что это "знание", несколько раз закрепленное и повторенное, стало железобетонным основанием для того, чтобы около года успешно списывать на предыдущих властителей все нехорошее, что случалось в республике. Целый год администрация президента убеждала югоосетинское общество, что все плохое уже случилось, а отремонтированный бордюр на какой-нибудь улице - манна небесная, полученная нынешней властью в результате долгих переговоров с Москвой

Многие поверили. К исходу первого года новый асфальт, бордюры и диковатые финансовые проекты действительно стали казаться огромным прогрессом по сравнению с недавними "темными веками". И лишь к февралю 2013 года вдруг выяснилось, что перекладывание асфальта - это не экономика, а душераздирающая борьба за место под солнцем - не политика. Идеологическая машина администрации президента стала пробуксовывать, поскольку на предшественников списали уже все, что можно было списать, а в обществе искусственно была сформирована неприязнь к Москве, которая и "денег не дает" и "не тех людей назначает", а затем и "не тех людей поддерживает", да и вообще "все воруют". На этом этапе проснулась собственно Москва, огляделась, обиделась, и, не сильно напрягаясь, решила бороться с коррупцией, искоренив саму ее причину - деньги.

На этом этапе было потеряно время, а главное - еще и желание не просто восстановить разрушенное и доделать недоделанное, а создать что-то новое. Создать основу для того, чтобы в будущем (даже в ближайшем) РЮО перестала бы быть исключительно дотационной республикой, а в политическом плане сформировалась бы как стабильное государство. Реальный партнер России, в конце концов.

Это и был тот "горизонт возможного", который можно было бы достигнуть, и до которого теперь заметно дальше, чем год назад, например. Перспектива и развитие были подменены мелкими дрязгами и борьбой за подряды. "Проекты развития" - проектно-сметной документацией. Общественно-политическая жизнь и обмен мнениями выродились в фарс и цензуру, поскольку удержаться эта система способна только на такой основе. Причем еще и весьма провинциального качества и содержания. И это главный отрицательный итог последних лет.

Идея коалиционного правительства, с которой Леонид Тибилов шел во власть, показала свою нежизнеспособность настолько быстро, что ее предпочли просто не употреблять более вслух. Ни к каким реформам местного самоуправления, избирательной системы и органов правопорядка никто даже не приступал. Упрямство по кадровым вопросам в переговорах с Москвой, вызванное просто физической невозможностью расстаться с некоторыми личностями, выдавалось за политическую твердость. Продекларированная свобода слова превратилась в последние месяцы в "охоту на ведьм", списанную с самых паршивых советских провинциальных образцов.

Администрация и окружение президента Тибилова пропустили даже тот момент, когда можно было создать проправительственное политическое движение, поручив ему функции, например, создания и пропаганды новой стратегии развития государственности. Взаимоотношения с Москвой сезонно холодали к осени 2013 года, несмотря на внешнюю благость, поскольку Москвой же придуманные и запланированные заранее межгосударственные документы проходили инстанции по инерции. Так работает бюрократия, но это не повод для восторга и регулярных реляций о достижениях и победах.

"Горизонт возможного" так и остался на уровне в очередной раз отремонтированного бордюра. Только теперь за его ремонтом в ручном режиме следили первые лица государства и правительства. Причем в прямом смысле слова. Иногда с помощью веб-камер, а то и просто глазами, что подавалось как универсальный способ борьбы с коррупцией.

Президент Тибилов все эти два года пользовался и пользуется до сих пор определенным кредитом доверия со стороны Кремля, просто по контрасту с прежними властями. Только теперь это замечательное бюрократическое слово "определенным" еще более размывает границы этого кредита. Несколько раз появлявшиеся слухи о возможной добровольной отставке президента по состоянию здоровья - лишнее тому подтверждение. Жесткие требования к стабильности в период избирательной кампании в парламент, которые фактически навязала сейчас Москва, также укрепят позиции президента только косметически и на небольшой срок. Ведь крайне непопулярный в обществе глава правительства в послевыборный период, когда победившие партии будут требовать себе преференций - далеко не залог стабильности.

Попытка Москвы осенью-зимой 2013 года хоть как-то переориентировать местную элиту (что бы и кого бы это ни значило) на долгосрочную стратегию, а, следовательно, и на иные поведенческие ценности, натолкнулась на привычное успешное саботирование и забалтывание. Тут еще некстати (или кому-то в Цхинвале очень даже кстати) случилось то, что случилось на Украине, и уже никакая сила до лета текущего года не заставит бюрократическую систему РЮО отвлечься от очередной "проектно-сметной документации" и привычного образа жизни в пользу чего-то более перспективного.

Апатия и усталость, охватившие республику после всплеска политической активности в конце 2011 года, могут привести к катастрофически низкой явке на парламентских выборах. А накапливающийся в такой атмосфере протестный электорат может и вовсе достаться партии, декларирующей в качестве главного лозунга отказ от государственной самостоятельности и суверенитета. Республика долгое время жила "кухонными" разговорами о коррупции элиты и бесконечными слухами - один страшней другого. И теперь устала от этого всего.

И это же падение "горизонта возможного". Только уже в идеологической сфере. Молодое поколение стремительно теряет память даже о героях недавнего прошлого, все больше появляется молодых карьеристов, смахивающих на российских активистов Селигера, а народная мифология все больше дрейфует в сторону завиральных "исторических" изысканий, из которых поиск и успешное нахождение осетинских корней у Наполеона Бонапарта - самое безобидное.

Утраченное время - утраченная возможность, но оставшееся время все еще предоставляет Леониду Тибилову и его команде, если таковая все-таки существует, еще один шанс. Шанс вновь определить "горизонт возможного" как "горизонт развития", а не стагнации. Все ведь не для нынешней элиты делается, а для будущих поколений, которым и жить в Республике Южная Осетия.

Евгений Крутиков