Ситуация в Донбассе за последние две недели стала приобретать угрожающий характер. Без чрезвычайных и четко выверенных действий российского руководства на данном направлении ситуация в скором времени может выйти из под контроля со слабо предсказуемыми дальнейшими последствиями. В прошлой нашей статье "Украина: формат необходимого действия" (1), опубликованной еще в марте, мы обозначили систему ярко выраженных смертельных угроз для России, возникших в результате коричневого переворота в Киеве 22-23 февраля. Мы писали, что дальнейшее укрепление режима хунты будет в перспективе угрожать России и миллионами беженцев на ее территории, и попытками антигосударственно-деструктивных сил устроить в России "московский майдан", и колоссальным ударом по духовному миру многонациональной российской цивилизации. Ряд тенденций, обозначенный в том материале, стал в последующие месяцы подтверждаться.

Сегодняшняя ситуация на Украине, однако, в корне отличается от февральско-мартовской и требует отдельного анализа. Конечной целью деятельности сегодняшнего украинского правящего режима и его союзников за рубежом является окончательная деструкция российской государственности и уничтожение России как страны. Это должны понять все, кому дорого наше отечество. Исходя из этого, российскому политическому руководству необходимо существенным образом изменить и внешнеполитический аспект своего действия, и информационное освещение событий на юго-востоке Украины.

Крах Донецкого и Луганского ополчения не приведет к миру на Украине и безопасному существованию России, как до сих пор полагают многие. После кратковременного затишья этническая чистка в этом регионе войдет в новую фазу, после чего обозначенные выше угрозы для России активизируются резко и стремительно.

Исходя из этого, имеет смысл обозначить основные проблемы, связывающие России руки в отношении юго-востока Украины и не дающие ей действовать полноценно в соответствии с ситуацией...

Как уже подчеркивали многие российские и западные эксперты, это не угроза санкций со стороны Запада, и, тем более, не угроза его прямого военного вмешательства в конфликт. Основные препятствия к адекватной деятельности России на Украине находятся внутри современной российской государственно-властной вертикали и состоят в следующем: - в боязни многих современных российских элитных групп и их властных представителей, имеющих западные бекграунды и просто личные и имущественные интересы на Западе, серьезного обострения отношений с Западом и возможности дальнейшей эскалации "холодной войны". В интересы этих групп существование сильной, целостной и независимой России входит в последнюю очередь. Указанным кругам принадлежит в современном российском информпространстве и финансово-политическом мире весьма серьезный сегмент, а потому, в случае затрагивания их интересов, их антикремлевский пафос резко усилится и активизируется, что может привести к значительной общественной дестабилизации уже в самой России;

- идеологический вектор российского государства в течение последних трех десятилетий сначала в скрытом, а затем в открытом виде, состоял в вестернизации, то есть в принятии западных принципов, целей, цивилизационных кодов в качестве своих и в дальнейшей интеграции России в западные социально-политические и экономические структуры. Данный проект потерпел крушение, что наглядно продемонстрировали украинские события. Агрессивность Запада, в особенности США, на сегодняшний день требует от российского руководства дистанцироваться от него, в то время как возможность реализации каких-либо иных, альтернативных проектов развития для России у нынешних элитно-властных образований оказалась не предусмотрена. В итоге мы видим, что прагматизм, а иными словами, сосредоточение на сиюминутном, кратковременном решении какой-либо проблемы в отсутствие четкой долгосрочной стратегии становится основой российской внешней политики, что может послужить весьма серьезной причиной для дальнейших поражений;

- в российском обществе до сих пор отсутствует осознание факта ведения с Россией современной западной (и прежде всего, американской) элитой войны на уничтожение. Афоризм "Украина - месть за Сирию" стал достаточно распространенным в отечественных экспертных кругах, однако мало кто по-настоящему осознал его фундаментальное значение;

- обозначенный выше фактор порождает проблему немобилизованности населения. Рядом с российскими границами имеет место полномасштабная война, угрожающая самой России, в то время как в ее пределах идет обычная, расслабленная жизнь, в которую информсообщения с фронта вносят лишь определенную дозу дискомфорта и желания, чтобы все это как-нибудь наладилось само собой. За исключением небольшого политического актива, российское население не понимает, да и не горит особо желанием разбираться в тонкостях и хитросплетениях политической ситуации соседнего государства. Впрочем, эта реакция весьма предсказуема, если учитывать характер и фон подачи информации об этой проблематике большинством российских СМИ, о чем мы также говорили в предыдущей статье.

Мы обозначили комплекс проблем, которые на сегодняшний день мешают российскому руководству действовать адекватно сложившейся ситуации. В то же время для выработки верной системы действия необходимо обратить внимание и на текущие реалии украинского юго-востока, постаравшись вычленить в них основные параметры, мешающие полноценному государственному строительству и налаживанию мирной жизни. К их числу, в первую очередь, относятся:

- малочисленность ополчения. Об этом прямо и недвусмысленно говорят его командиры. Повторимся еще раз, что на территорию Донецкой и Луганской республик брошены силы, многократно превосходящие ополчение и по численности, и по качеству вооружения. Несмотря на героическое сопротивление бойцов, их потенциал небезграничен, и при текущем положении дел хунта в ближайшие месяцы имеет все шансы на победу;

- проблема кадрового голода. Молодым вновь провозгласившим себя государствам требуется большое количество специалистов-управленцев для должной организации всех сфер своего жизнеобеспечения: военной, материально-технической, финансовой, транспортно-коммунальной, экономической и многих других. В отличие от Крыма, в Донбассе ранее не было автономии, вследствие чего многие управленческие и социально-коммуникативные узлы были замкнуты на Киев. Для полноценного государственного строительства в регионах нужно большое количество высококвалифицированных специалистов, которых надо где-то взять. Кстати, вследствие данной проблемы до сих пор не все желающие пополнить ополченческие ряды смогли это сделать. Каждый ополченец нуждается во встраивании в определенную военную инфраструктуру, а она, при всем героизме и сверхусилиях сражающихся командиров и простых бойцов, до сих пор остается достаточно архаичной;

- информационная проблема. Война пришла в дом к психологически неподготовленным людям. Часть из них, уже пережившая бомбежки и снайперские обстрелы, но находящаяся под воздействием украинских телеканалов, до сих пор отказывается верить, что все это - дело рук своих же соотечественников. Недавнее налаживание работы телевидения ДНР начинает делать свое дело, однако его мощности явно недостаточно; - идеологическая проблема. В отряды ополчения стекаются люди не только непосредственно из Донецкого и Луганского региона, но и со всей территории Украины, а также из России. На сегодняшний день всех их объединяет общая ненависть к бандеровцам и правящей ныне в Киеве фашистской хунте. В то же время относительно будущего Новороссии (конфедеративного объединения из Донецкой и Луганской народных республик) у каждого из них имеется свой взгляд. Кто-то из них остается патриотом исторической Украины, кто-то прибыл защищать в первую очередь русское население, кто-то близок к монархистам, а для кого-то сродни советская система символов. На первых порах все это может и не иметь основополагающего значения, однако в последствии отсутствие идеологического синтеза будет работать на ослабление зарождающейся Новороссии и ее дальнейший социальный раскол.

Современная Новороссия уникальна тем, что она вызвала в жизнь плеяду истинно народных лидеров. "Государство народа" Новороссии в перспективе сможет по-настоящему противостоять современному киевскому олигархическому синклиту, который после реалий Майдана стал еще отчетливее и сильнее проявлять свою сущность.

Заявленная нами проблематика требует соответствующего адекватного решения, причем работать над ней придется как в Москве, так и во вновь образовавшихся государствах. На наш взгляд, указанная работа должна вестись, в первую очередь, по следующим направлениям:

- создание условий для долгосрочной фундаментальной выработки идейно-смысловых основ общественной и государственной жизнедеятельности. На сегодняшний в день в Москве в достаточном количестве имеются блистательные эксперты и объединяющие их центры, прекрасно овладевшие основами междисциплинарного знания и способные решать подобного рода вопросы. Безотлагательная задача власти - создать общую площадку для диалога между этими людьми и их группами, где главный вопрос должен прозвучать так: проект вестернизации потерпел крушение. Что вместо него? Пора осознать, что вхождение в социальный контур, желающий твоей смерти, эту смерть стремительно ускорит;

- ротация элиты. Первые лица страны должны быть окружены не просто квалифицированными, но и надежными, преданными кадрами, на которые можно будет рассчитывать в самых трудных ситуациях. Людей в низовых стратах общества, способных стать таковыми, достаточно много. Требуется лишь включить соответствующие лифты социальной мобильности и провести необходимый отбор;

- общество как в России так и на Украине должно осознать, что на юго-востоке идет полномасштабная гражданская война. Одесская Хатынь, унесшая 2 мая жизни десятков людей, придала этому необратимый характер. Не мы создавали реалии этого страшного процесса. В то же время, дальнейшее слабое участие России в модерации украинского геополитического пространства грозит, как это не прискорбно осознавать, последствиями еще более страшного характера;

- в сегодняшней текущей ситуации жизненно необходимо скорейшее юридическое признание Донецкой и Луганской народных республик как субъектов международного права. Россия также должна прикладывать масштабные усилия в плане помощи молодым государствам для обустройства их организационно-управленческой вертикали. Вопрос о военной помощи, ее размерах и качестве, должен решаться на высшем уровне при тщательном анализе текущей ситуации. В то же время помощь в вопросах государственного строительства может и должна оказываться в весьма масштабных объемах. В молодые государства, по контракту и с повышенной оплатой труда (как работающим в условиях чрезвычайного и военного положения) должны направляться российские специалисты самого разного уровня и профессии. От успеха развертывания данного процесса во многом зависит ответ на вопрос: быть или не быть независимыми и спокойными Донецку и Луганску? Россия обязана выходить победителем из любой кризисной ситуации, создаваемой США непосредственно у ее границ - увеличиваться в размерах или обретать новых союзников, в противном случае число таких рукотворных кризисов будет расти в прогрессии.

- В самой России должен быть изменен характер информационного освещения украинских событий. В частности, в новостных выпусках киевский правящий режим должен называться не иначе как "нацистско-фашистский". По всем каналам российского ТВ следует объявить массовый сбор медикаментов, одежды, денежных средств для пострадавших районов. Люди должны почувствовать, что у границ их государства происходит массовое убийство людей, принадлежащих к нашему духовному миру, нашим ценностям, принять посильное участие в помощи им. Для желающих через систему Интернет-сайтов следует запустить информацию о пунктах и точках сбора добровольцев, чтобы ополченческие отряды мог пополнить любой желающий;

- необходима информационная мобилизация самого Юго-Востока Украины. Массы людей должны осознать происходящее и действовать адекватно требованиям времени. С этой целью в поддержку Донецкому телевидению должен быть создан "Первый юго-восточный" канал, из соображений безопасности расположенный на российской территории с сеткой вещания на всю территорию Украины. Эти информационные средства способны будут достаточно быстро изменить ситуацию в медиапространстве указанной страны;

- идеологическая работа с населением Новороссии. Она должна строиться на следующих началах:

А) Новороссия - "народная республика" в противовес, как уже было сказано, киевской "республике олигархов". Данный принцип в существенной степени определит и дальнейшую экономическую политику зарождающегося государственного образования;

Б) Новороссия - глобальный ответ на нацистско-фашистский вызов Киева. Ее границы окончательно не определены, ибо священный долг данного государства - освобождать от фашизма иные регионы Украины и принимать их, в случае желания их населения, зафиксированного референдумами, в свой состав;

В) Новороссия - очаг сверхмодерна, в котором должны найти свой синтез дореволюционно-православный и советский общественные идеалы, равно как и системы их основополагающих символов. На территории Новороссии есть все возможности для создания духовной целостности всех эпох исторической России. Это, в свою очередь, станет огромным и необходимым уроком для всей многонациональной российской цивилизации;

Г) Новороссия - альтернативная, или, выражаясь языком С.Е.Кургиняна, "остаповская" Украина. Все духовно ценное в украинской истории, имеющее хоть малейший синтез с великорусской и советской исторической традицией, должно быть отнято у бандеровцев и сгруппировано вокруг Новороссии. "Первый юго-восточный" канал, предложение о создании которого озвучивалось выше, должен иметь как русско- так и украиноязычную версию. Если указанный пункт будет последовательно реализован, нарождающееся движение найдет широкую поддержку у жителей центрально-украинских областей и создаст все условия для более легкого продвижения вперед и расширения границ Украинской Народной Республики - Новороссии - на восток.

Д) Вхождение Новороссии в Россию следует рассматривать в качестве отдаленной стратегической цели. В России есть немало сторонников скорейшего перехода территорий юго-востока Украины в состав России. Однако для этого имеется множество объективных препятствий, и на сегодняшний день как Россия, так и образовавшаяся недавно новороссийская конфедерация едва ли готовы к реальному объединению. Это, однако, должно служить базовым и серьезным идеалом для движения вперед.

Несмотря на сегодняшнее сложнейшее положение Донецкой и Луганской Республик и Новороссийской конфедерации в целом, у складывающегося макрообразования есть большой потенциал для дальнейшего развития. Будем надеяться что вопросы, актуализированные в настоящей статье, не останутся без внимания, а поставленные проблемы найдут адекватный ответ.

Александр Сергеев

1. http://www.regnum.ru/news/polit/1773215.html