Члены Московского городского общества Красного Креста начали сбор доказательств для возбуждения уголовных дел по фактам военных преступлений против гражданского населения на Украине, заявил на пресс-конференции 1 сентября глава московского отделения Российского Красного Креста Игорь Трунов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Мы создали комиссию по установлению фактов для расследования военных преступлений в нарушение Женевской конвенции 1949 года и дополнительных протоколов 1977 года, которые регламентируют международное преследование таких уголовно наказуемых деяний как использования снарядов, оружия, военных действий, причиняющих повреждения и страдания гражданскому населению, гражданским объектам, необходимым для выживания населения», — сказал он.

На Украине все эти факты имеют место, о чем есть немало свидетельств, которые необходимо оформить в качестве доказательств, отметил Трунов. Эту работу возьмет на себя Московское городское общество Красного Креста, поскольку Красный Крест является международной организацией, исповедующей такие базовые принципы как «беспристрастность, нейтральность, гуманность, независимость, добровольность, единство, универсальность».

«Абсолютно неважно, кто бомбит города, кто стреляет из пушек по населенным пунктам, это уголовно наказуемое деяние, оно подсудно Международному уголовному суду», — сказал Трунов.

Вице-председатель МГОКК Людмила Айвар, имеющая статус адвоката, займется сбором информации на месте преступлений, опросом свидетелей, в том числе беженцев, находящихся на территории РФ. Она также обратилась с просьбой к сотрудникам СМИ и всем лицам, располагающим доказательствами совершения преступлений против мирного населения на Украине, передавать эти материалы в МОГКК. После юридического оформления доказательства военных преступлений на Украине будут отправлены в Международный уголовный суд и Совет безопасности ООН.

Несмотря на то, что Украина не ратифицировала Римский статут, регламентирующий взаимодействие с Международным уголовным судом, возможны два варианта возбуждения уголовных дел — по инициативе прокурора международного суда или по представлению Совета Безопасности ООН, заявил Игорь Трунов. Кроме того, Россия может воспользоваться «универсальной юрисдикцией» и возбудить дела самостоятельно силами Следственного комитета, поскольку в российском уголовном праве есть статьи «геноцид» и «применение запрещенных средств и методов ведения войны». Международное гуманитарное право позволяет возбуждать уголовные дела в отсутствие непосредственной связи между преступлениями и данным государством. «Поэтому это досье мы будем обращать в том числе с нашему Следственному комитету, для того, чтобы по этим статьям возбуждались уголовные дела», — уточнил Трунов.

Пока, отметила Людмила Айвар, ни одного уголовного дела по факту военных преступлений на Украине возбуждено не было и ни один виновный в страданиях мирного населения не был наказан.

По оценкам МГОКК, полумиллионный Луганск живет в условиях гуманитарной катастрофы, вызванной действиями украинской армии, которая в ходе «антитеррористической операции» случайно или намеренно приводит в негодность объекты жизнеобеспечения. В городе отсутствует связь, электричество, не работает общественный транспорт, ощущается нехватка продовольствия и медикаментов. Местным властям удалось частично восстановить водоснабжение, но большая часть из оставшихся в городе жителей вынуждена укрываться в подвалах, опасаясь обстрелов и бомбежек. Как отметил руководитель волонтерского направления, член президиума МГОКК Сергей Образцов, Красный Крест опасается повторения в Луганске ситуации блокадного Ленинграда, «когда люди начнут хоронить опухших от голода».