Туристско-рекреационный или курортный сбор, который может появиться в России, необходим, однако при его внедрении необходимо предусмотреть ряд мер, которые позволят более рационально использовать этот инструмент пополнения бюджета и восстановления рекреационных ресурсов, заявил в интервью ИА REGNUM президент ассоциации туроператоров «Алтайское туристское соглашение» Сергей Зяблицкий.

«К этой инициативе наше профессиональное сообщество относится очень даже положительно, — сказал он. — На протяжении двух десятков лет я заявлял и говорю сейчас, что действующим российским законодательством предусмотрены сборы и налоги за отходы, выбросы в атмосферу, пользование недрами, однако не предусмотрено сборов за использование туристско-рекреационных ресурсов. А ведь они не могут быть неисчерпаемыми, на них влияет туристско-экскурсионная деятельность. До сей поры данные ресурсы вычерпываются как местными турфирмами, так и операторами с других регионов, да и просто автотуристами или „дикарями“. Только местные турфирмы за пользование ресурсами вносят в бюджетные уровни региона налоги и сборы, установленные действующим законодательством. Радует, что данный сбор нацелен на пополнение именно местного бюджета».

Однако есть ряд вопросов и проблем: «При существующей контрольно-надзорной системе вал контрольных функций будет обращён в отношении местных туроператоров, обязательное включение сбора в стоимость тура поднимет ещё на одну позицию стоимость тура. При этом туроператоры из других регионов России, за многие годы признавшие Республику Алтай неофициальной офшорной зоной, свободно и бесконтрольно черпающие туристско-рекреационные ресурсы, и впредь будут пользоваться такой возможностью, естественно, не включая планируемый сбор в стоимость алтайского тура. В конкурентной борьбе мы — местная туристская отрасль — вновь будем в невыгодной позиции», — говорят Зяблицкий.

«Пока законопроект предусматривает только один инструмент сбора — через включение его в стоимость тура. Да, это возможно, но ведь половину туристского потока, если не больше, представляют автотуристы, не пользующиеся услугами туристско-экскурсионный предприятий республики. Как будет осуществляться сбор с этой категории отдыхающих? Инициаторы данного правового новшества пока не отвечают на данный вопрос. Насколько строго будет регламентирован порядок распределения и использования данного сбора? Собственно, можно допустить и то, что за счёт него будут приобретаться престижные джипы, но при этом финансирование мероприятий, направленных на охрану, сохранение и восстановление природных, историко-культурных объектов республики, в бюджетах муниципальных учреждений предусмотрено не будет. Поэтому нужно более чётко определить нормы расходования этих платежей», — считает эксперт.

Отметим, что в кулуарах Сочинского инвестиционного форума представители российского Минфина заявили, что в стране уже в 2015 году могут быть установлены новые сборы, в частности — курортно-туристический. Как писал в этой связи «Коммерсантъ», о желании ввести туристический сбор для Санкт-Петербурга по аналогии с отдельными городами Европы в конце 2009 года заявляла тогдашний губернатор города Валентина Матвиенко. Тогда назывался размер платежа, который мог бы взиматься с гостя при регистрации в гостинице — €2-3 и возможные доходы — €10-15 млн в год. В 2012 году о желании ввести курортный сбор для отдыхающих на Кавказских Минеральных Водах в размере 3% от стоимости путёвки заявляли власти Ставропольского края — со ссылкой на опыт Баден-Бадена и Карловых Вар. Названная тогда цена вопроса — 300 млн рублей. По данным издания, в этом году с предложениями о введении курортных сборов в Минфин обращались власти Краснодарского и Ставропольского краёв.