Бизнес латвийского национального авиаперевозчика airBaltic «просел» на транзитных направлениях. Как объяснил порталу bb.lv представитель компании Янис Ванагс, это произошло из-за политической нестабильности на Украине и в России. Туристы, как из России в Европу, так и из Европы в Россию, стали летать меньше.

«Перевозки упали именно в сегменте транзитных пассажиров — а несколько рейсов из Украины и России мы даже вынуждены были приостановить: мы уже не летаем ни в Симферополь, ни в Одессу, ни в Калининград. Падение транзита пытаемся компенсировать на прямых рейсах. Освободившиеся самолеты используем на рейсах в Западную Европу и предоставляем чартерным операторам. Это означает, что нашим пассажирам, летающим „из точки в точку“ — из Риги, Таллина или Вильнюса — мы организуем более удобный, чем прежде, график. Вылет происходит в более ранний час, и на такие города, как Лондон, Париж, Мюнхен и Гамбург, у туристов остается больше времени», — уточнил Ванагс.

Однако, по его словам, рейсы в Москву не отменяются, такой вопрос даже не стоит. Янис Ванагс добавил, что домашний рынок по-прежнему остается для компании основным. В свою очередь, на экспортных рынках изменилась пропорция: прошлогоднего лидера, Россию, на первой позиции сменила Германия. Это значит, что именно в Германии иностранные пассажиры теперь покупают больше всего билетов на рейсы airBaltic. Большинство из них летит транзитом через Ригу, но уже в основном не в российском направлении.

Как уже сообщалось, премьер-министр России Дмитрий Медведев в интервью газете «Ведомости» пригрозил ограничить полеты западных авиакомпаний над РФ в случае введения новых антироссийских санкций. Пострадает и авиакомпания airBaltic, у которой в небе над Россией проходит как минимум пять маршрутов. О наличии специального плана действий при таком форс-мажоре bb.lv сообщил пресс-секретарь министерства сообщения Айвис Фрейденфелдс. Правда, в детали плана он вдаваться не стал, сославшись на то, что документ «содержит секретную информацию».

«Я не хочу публично спекулировать на эту тему, это геополитические проблемы, и пока конкретное решение не принято, я категорически отказываюсь такую возможность обсуждать», — заявил Янис Ванагс. А вот председатель правления Рижского аэропорта Алдис Мурниекс проблем на транзитных направлениях не видит: «В Барселону, например, туристы по-прежнему летают, Wizzair даже открыл новое направление, и машины заполнены. Так что лето прошло не то что с падением — наоборот, аэропорт показывает такие же цифры, что и в прошлом году, август даже показал рост около процента. Москва все равно остается одним из главных пунктов назначения, туда летают четыре компании: „Аэрофлот“, „Трансаэро“, „Ютэйр“ и airBaltic, никто с рынка не ушел. Летают во все аэропорты российской столицы».

Напомним, с 2008 года airBaltic испытывала финансовые сложности, что в 2010 и 2011 гг. привело к значительным убыткам, отрицательному собственному капиталу — и государство приняло меры, чтобы поддержать авиакомпанию. Еврокомиссия в 2012 году начала углубленное расследование, чтобы проверить, насколько эти меры соответствуют условиям предоставления государственной поддержки в ЕС.

Еврокомиссия анализировала ссуду в размере 16 млн латов (22,6 млн евро), которую Латвия предоставила авиакомпании в октябре 2011 года со сниженной процентной ставкой. Еврокомиссия пришла к выводу, что этот заем государство предоставило вместе с акционером авиакомпании BAS пропорционально фактическому участию. По мнению ЕК, отказ авиакомпании от отдельных маршрутов ограничил искажение конкуренции, возникшее как результат государственной поддержки. Таким образом, в целом ситуация с airBaltic соответствует основным принципам предоставления поддержки: поддержка была дополнена планом реструктуризации, предусмотрены меры, ограничивающие искажение конкуренции, предприятие само в необходимом объеме покрывает расходы на реструктуризацию.