В Санкт-Петербурге, в его новых районах, удаленных от исторического центра, было бы правильным создавать парки современной скульптуры. Как сообщает сегодня, 14 июля, корреспондент ИА REGNUM Новости, такое мнение выразил на состоявшемся вечером 13 июля круглом столе "Современная скульптура в Санкт-Петербурге" петербургский культуролог, критик и журналист Михаил Золотоносов.

Управляемая скульптура, автор - Роман Сакин

Круглый стол прошел в рамках открывшейся в Государственном музее "Городской скульптуры" выставки "Новый формализм. Скульптурные и архитектурные проекты для города". На этой выставке молодые скульпторы представили свои проекты не для туристических, а для спальных районов города, причем каждый проект "вписан" именно в конкретный район.

Михаил Золотоносов отметил, что отличительной чертой размещения в городе современной скульптуры является то, что "чаще всего ее делают вне контекста, а потом ищут место". Кроме того, по мнению культуролога, "в Санкт-Петербурге сохранилась традиция, против которой восставал еще Александр Бенуа - ставить "бюсты дядек".

"Как правило, для этого собирается инициативная группа товарищей, которая и добивается установления того или иного бюста", - сказал Золотоносов и привел последние примеры - бюст академика Карпинского и прижизненный памятник - бюст полярника Чилингарова, на очереди бюсты Рериха и Цоя. "Обобщенные скульптурные формы были бы гораздо интереснее, хорошо бы создать в городе один-два парка для современной скульптуры, а независимый художественный совет отбирал бы памятники и продумывал, чтобы они не стояли шеренгой", - считает он.

По мнению куратора архитектурной части выставки "Новый формализм" Антона Кальгаева, интересно, когда скульптор переводит свое творение "с языка контекста на язык скульптуры и снова на язык контекста, в царстве идей все получается интересно". Кальгаеву понравился, к примеру, представленный на выставке проект "Селезень" арт-группы "Pprofessors" для Уткиной заводи, напоминающий детскую игрушку Лего. Золотоносов резко возразил: "На мой взгляд, это худший вариант - утки для Уткиной заводи. Я напомню, как в Столярном переулке (одном из главных мест действия романа Достоевского - прим. ИА REGNUM Новости) хотели наставить скульптур из "Преступления и наказания" - Раскольникова, Лизавету, старуху...Топор бы еще не забыли. А ведь все с Чижика-пыжика на Фонтанке началось! Теперь появились кошки на Малой Садовой, зайцы и прочее".

По мнению участника выставки "Новый формализм" московского скульптора Романа Сакина, "любая, даже самая ужасная скульптура все же вызывает положительные эмоции - потому что это символ заботы об этом месте". Сам он привез в Санкт-Петербург свой проект "Управляемой скульптуры", которая может меняться в зависимости от времени года или городских праздников. К модели, представленной в экспозиции, приложена и инструкция с описанием "партитуры изменений": на каждый из общероссийских праздников скульптура принимает особый вид, управлять же сооружением может представитель районной администрации или уполномоченный дворник.

Когда Сакин пытался согласовать свой проект управляемой скульптуры в Москве, ему не удалось преодолеть бюрократические преграды ни в одной из префектур, но скульптор готов сотрудничать с Санкт-Петербургом. Еще Сакин предложил идею, развивая мысль Михаила Золотоносова о парке скульптур, создать "парк вроде дома престарелых". "У нас же много Лениных, к примеру, вот в одно место всех и поставить. Или создать бесплатный парк, куда скульпторы могли бы отвозить не прошедшие на конкурс работы", - предложил скульптор.

Преподаватель кафедры социальной философии Санкт-Петербургского государственного университета, философ Александр Секацкий предостерегает, что "вещи не могут существовать безнаказанно в мемориальном пространстве", и сравнивает "украшение" Манежной площади в Москве скульптурами Церетели "по степени самодурства с введением Калигулой коня в Сенат". Философ напомнил, что недавно князь Лихтенштейна стал абсолютным монархом в своем государстве, но и он не имеет права вмешиваться в установку городской скульптуры - это вправе сделать только специалисты. По мнению Александра Секацкого, "нужна пятая власть - художников и градостроителей, которая и возьмет всю полноту ответственности за заполнение мемориальных пространств".

Главный ландшафтный архитектор Санкт-Петербурга Лариса Канунникова ничего не знала ни о выставке "Новый формализм", ни о прошедшем обсуждении. Но она сообщила корреспонденту ИА REGNUM Новости, что была бы рада сотрудничеству со скульпторами и рассказала, что в конце лета в рамках Года Франции в России в Санкт-Петербурге начнет работу симпозиум по современной скульптуре. Скульптуру решено представить в двух реконструированных кварталах Красногвардейского района города, а восемь лучших проектов, отобранных жюри, будут поддержаны и реализованы.

Напомним, выставка "Новый формализм" проходит при поддержке Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга и кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Молодые скульпторы предложили, в частности, воздвигнуть памятник мозгу (Дмитрий Теселкин) напротив Института мозга - в непарадной части, во дворе. Также, по мнению скульптора Константина Новикова, можно было бы создать критическую скульптурную серию "Серые массы" для переполненного мегаполиса и так далее.