Ассоциация потребителей Армении предлагает мэрии Еревана закупать вместо китайских автобусов французские. По словам председателя ассоциации Армена Погосяна, тем самым Ереван выразит признательность Франции за принятие законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян. Об этом ИА REGNUM заявил сам Погосян.

ИА REGNUM: В связи с вопросом о переизбытке микроавтобусов в сфере общественного транспорта Армении вы неоднократно утверждали, что одной из главных причин такого положения является то, что маршрутные линии, теневой доход от которых составляет до 40%, принадлежат влиятельным лицам. Можно ли считать, что власти пойдут на реальное устранение подобного препятствия?

Я считаю, что у правительства должно хватить политической воли - довести этот шаг до логического завершения. Три последних мэра также заявляли о резком сокращении линий и самих "маршруток". В настоящее время мэр Еревана Тарон Маргарян называет цифру - 800 маршруток. Главное, что вместо них будут функционировать средние и большие автобусы. А каким образом будут решаться вопросы с олигархами, депутатами, генералами и высокопоставленными чиновниками правительства, которые зачастую выступают в роли владельцев нескольких маршрутных линий сразу, меня мало волнует. Главное, что об этом заявили и премьер-министр и мэр, а они, по идее, должны быть ответственны за свои слова. Гораздо более важным представляет как мне, так и нашим потребителям то, что в агонии находится наш электротранспорт - метро и чудом уцелевшие троллейбусы. Глава Управления мусульман Кавказа (УМК) Аллахшукюр Пашазаде, который, как известно, недавно находился с визитом в Армении, вернувшись в Баку, как я узнал из азербайджанских СМИ, заявил, что Ереване метро по сути нет. И он прав в своей иронии, поскольку больше нигде в мире не существует подобного подхода к электротранспорту, который вместо развития агонизирует и искореняется. Даже российский кредит Армении в $500 млн нашли целесообразным пустить на строительство бесполезных и пустующих сегодня элитных квартир, но никак не постройку хотя бы одной станции метро, или же на небольшое обновление троллейбусного парка, что послужило бы нуждам сотен тысяч потребителей.

ИА REGNUM: Есть ли еще успехи, зафиксированные в сфере защиты прав потребителей?

Вторым достижением 2011-го можно считать маркировку яиц. Я добрый десяток лет заявлял о том, что единственное в Армении маркированное яйцо находится в сейфе Ассоциации потребителей. Мне специально его привезли - в качестве образца. Это было, скажем так, ироничным мессиджем в адрес производителей этой продукции, которые в ответ на наши более серьезные требования реагировали отговорками, типа, это труднодостижимо, нет такой технологии. Но в десятый раз поднятый шум общественных организаций, в том числе и на уровне премьер-министра, разрешил-таки, в реальности, не такую уж сложную проблему. Так что сегодня придется приложить немалые усилия и прилично побегать, дабы обнаружить в магазине немаркированное яйцо.

ИА REGNUM: Жизнь - движение, а в преддверии Нового года - спринтерский и зачастую истеричный бег потребителя по магазинам. Вы бы не хотели предложить соотечественникам иную формулу бытия в предновогодний период?

Я считаю, что формула как в этот период, так и на всю оставшуюся жизнь должна быть одна - здоровый образ жизни и безопасная пища. Вот эти два принципа в одной "упаковке"- самые главные. Предновогодний ажиотаж я бы рассмотрел с двух полярных позиций. Во-первых, с точки зрения недостаточного управления, слабой координации, непоследовательного контроля и наличия возможностей различного рода махинаций - это недопустимо. С другой стороны, предновогодний ажиотаж - это очень хорошая традиция, утверждение одной из национальных характеристик и особенностей армян. Новогодний стол у нас должен быть в достатке, щедрым на яства и блюда. Это очень важно и ценно для малоимущих семей - дети не должны чувствовать себя скованными и обделенными по сравнению с более обеспеченными сверстниками, с другими семьями.

ИА REGNUM: А во сколько обойдется такой армянский "идентификационный" стол - как для потребителя, так и для производителя?

В нашей организации мы составили весьма приблизительный расчет. Для малообеспеченных семей расходы составят в районе $200-300. Мы уже видим рост цен, который по нашим прогнозам составит - в пределах 5-7%. Думаю, что в 2011-ом не будет тех безобразных скачков и ажиотажа, которые наблюдались в прошлом году. Парадоксально то, что армия производителей не учитывает элементарную истину - в декабре объем продаж возрастает почти в 2,5 - 3 раза, по сравнению с обычными месяцами, а в январе фиксируется спад на 50%. Если же с умом отнестись к данной закономерности, то это рай для бизнесменов, поскольку предстоит трехкратный рост спроса. Следует лишь грамотно подготовиться, все просчитать и складировать определенные продукты - с учетом срока годности. То есть в условиях честной конкуренции достойно встретить эти дни и занять свою нишу, а не прибегать к разного рода махинациям и сомнительным сделкам. Но не все отечественные производители идут на это.

ИА REGNUM: Если логически продолжить цепочку, то государственные структуры и общественные организации по защите прав потребителей должны именно в эти дни активно и совместно противодействовать негативным намерениям?

Мы проводим постоянный мониторинг. Буквально на днях я лично встречался начальником Государственной службы безопасности продуктов питания, с которым договорился о совместных рейдах-проверках. Я указал на подлежащие в первую очередь проверке монополизированные рынки хлеба, сахарного песка и водки. Наши исследования показали, что потребители в случае с хлебом переплачивают до 30% "за воздух", поскольку примерно столько составляет разница между счет-фактурой и практическим весом. Покупая же сахарный песок, потребитель платит "за воду", так как влажность этого продукта явно превышает норматив.

ИА REGNUM: О каких еще новогодних "сюрпризах" следует знать армянскому потребителю?

Одной из наших застарелых болезней можно считать всякого рода хлопушки и другие пиротехнические изделия, поскольку они представляют совершенно реальную опасность. Мне лично известны несколько случаев, когда здоровью пользователей наносился физический вред. Двумя предыдущими мэрами проблема решалась тем, что вообще запрещалась продажа пиротехнической продукции. Но я не считаю это правильной мерой. Например, в советское время на спичках было написано - "Прячьте от детей", и т.д. Однако никому в голову не приходило запрещать и напрочь искоренять спички. Значит, и разного рода фейерверки и прочая пиротехника нуждаются в подобном подходе. Прежде всего они должны иметь сертификат, то есть гарантию того, что прошли определенные испытания и проверки. Естественно, пиротехника должна быть снабжена инструкцией по использованию, с указанием возраста - например, разрешается детям старше 5 лет, не меньше 10 лет и тому подобное. По этой проблеме уже создана межведомственная комиссия во главе со специалистами МЧС, которая должна рассмотреть вопросы сертификации, порядка импорта и урегулирования проблематики данной сферы. Но опять и снова мы запаздываем с принятием решений, поскольку вопрос о данной комиссии был поднят в мае, а уже конец декабря, и лишь только сейчас структура формируется.

ИА REGNUM: При разговоре о защите прав потребителя очень часто приходится слышать, что он должен знать это, то, другое и еще много всякого такого, дабы быть "информированным, а значит, вооруженным". На ваш взгляд, в принципе, кто должен быть более информированным и напичканным всевозможными знаниями - потребитель, или все же, условно говоря, продавец?

Это и есть основа основ. Обучение потребителя в ряде случаев носит гипертрофированный характер, тогда как, на самом деле, он должен обладать минимальным уровнем знаний - знать, если открыть кран, то пойдет вода, если воткнуть вилку в штепсель, то заработает телевизор, если просрочен срок годности продукта питания, то не следует его покупать и употреблять. Я специально утрирую, но зачем напрягать его дополнительными знаниями, превращая и без того не райскую жизнь в сплошной ад. Например, правила водоснабжения составляют 35 страниц, правила электроснабжения - 42 страницы, сертификация - еще энное количество страниц. Это забота и цель организаций, которые занимаются защитой его прав. Потребитель же должен обезопасить свою жизнь и детей, то бишь посмотреть на срок годности. Если же он сам желает углубить свои знания в этой сфере, то подобное желание можно лишь приветствовать, но только не делать обязательным для всех. А вот настойчиво обучать следует всех тех, кто предоставляет продукты и услуги, поскольку именно они живут за счет потребителя, но никак не наоборот.

Беседовал Валерий Гаспарян